Игры Shenmue знаменитого японского разработчика Ю Судзуки были революционными для своего времени. В преддверии выхода третьей части игры, которая наконец поступит в продажу в 2019 году, компания Sega перевыпустила две первые для современных консолей. «Лента.ру» рассказывает историю Shenmue и оценивает, каково это сейчас — играть в игру почти 20-летней давности на современной приставке.
Рё сразу понял, что что-то не так. Большая черная тачка у родного додзё. Разбитые ворота и табличка. Короче, все очень плохо. На земле лежала чуть живая домохозяйка семьи Хадзуки Инэ Хаята. «Жить буду, а вот твоему папане, по ходу, не поздоровится», — приветствовала она Рё.
Недолго думая, он отправился к додзё. Бабах! Из дверей постройки с обреченным стоном вылетел ученик отца, посмотрел на приятеля и отрубился. Зайдя внутрь, Рё понял, что дела действительно хуже некуда. В додзё стоял высокий китаец в расшитой драконами одежде, и по его взгляду стало понятно, что он сюда вовсе не в гости зашел. Картину дополняли два товарища в строгих костюмах и черных очках, тут же захлопнувшие за Рё дверь.
Его отец тоже тут был. «Так, сынуля, стой ровно, папаня сейчас со всем разберется», — сурово сказал он сыну. «Я тебе в последний раз говорю, зеркало гони!» — произнес китаец. «С волками позорными не разговариваю», — брезгливо бросил папаня и ринулся в бой.
Ну, кия-кия, все такое, но, хотя папаня и профессионально занимался восточными единоборствами, ни один из ударов не попал по китайцу — уж очень он, гнида, изворотливый. А вот тот — раз-раз — и завалил отца. Зверюга, в общем, и еще серьезный такой, понятно, что не впервой. Рё, короче, тоже нехило досталось — китаец его укокошить обещал, если папка не скажет, где это самое зеркало лежит. Он и сказал. После чего китаец из него последние мозги вышиб, а зеркало забрал себе. Рё, правда, в живых оставил, и очень зря! Теперь парнишка не на шутку разозлился — будет качаться, искать злодея и мстить.
Все это выглядит как завязка для какого-нибудь стандартного гонконгского боевика, и, в принципе, так оно и есть. Сюжет игр Shenmue I и II, вышедших в конце 90-х — начале 2000-х годов, эксплуатирует все штампы кино о боевых искусствах. Молодой мастер, всесильный и уверенный в себе злодей, загадочный артефакт и месть за умершего друга, отца, брата, сына, жену (список можно продолжать до бесконечности).
Но любят Shenmue, конечно, не за это. И это не просто слова — у игр есть внушительная армия поклонников, которые до сих пор ждут третью часть серии, продолжение истории Рё. Чтобы понимать, насколько фанаты любят игру, стоит отметить, что создатель Shenmue Ю Судзуки собрал на краудфандинговом сервисе Kickstarter более шести миллионов долларов на продолжение — это рекордная сумма для игрового проекта на этом ресурсе.
Впрочем, ждать Shenmue 3 еще долго — она выйдет почти через год, летом 2019 года, а пока Sega, издатель серии, выпустила первую и вторую части для современного поколения приставок, чтобы подогреть интерес публики и завоевать сердца новых поклонников. О том, каким вышел ремастер Shenmue, чуть позже, потому что ничего лестного о нем, к сожалению, сказать нельзя. Но начинать с этого было бы несправедливо для культовой серии игр, опередившей время и задавшей стандарт качества игрового мира на долгие годы.
Разработка Shenmue началась в середине 1990 годов под руководством Ю Судзуки, игрового дизайнера, ставшего легендой любителей игровых автоматов. Если кто-то помнит файтинг Virtua Fighter — то именно он является его создателем. Но на этот раз геймдизайнер решил попробовать нечто иное — сделать абсолютно немыслимую для того времени игру для домашней игровой консоли, Sega Saturn. Идея выглядела примерно так: соединить файтинг с ролевой игрой в открытом мире.
Прототипы Shenmue действительно обещали невиданное качество графики для Saturn, однако, как это часто бывает, разработка затянулась, а там уже на горизонте замаячила следующая приставка Sega — Dreamcast. Именно на ней игра и вышла в декабре 1999 года, став одной из первых и самых заметных для новой консоли.
Качество графики, невиданное ранее, открытый живой мир и гигантское количество вбуханных на тот момент в Shenmue денег (около 40 миллионов долларов) потрясали. Казалось, что хотя бы окупиться проект точно должен. Однако маркетинг сильно подвел первую часть. На страницах игровых журналов демонстрировались безумно красивые скриншоты игрового процесса, но, как оказалось, в первой части их увидеть было нельзя. Да и сама первая часть являлась лишь затравкой к большому приключению Рё.
Но, хотя Shenmue I и не оправдала возложенных на нее ожиданий, всем игравшим в нее сразу становилось понятно: эта новая игра имеет огромный потенциал. Современному геймеру японский городок, в котором происходят события первой части, покажется крохотным, но к моменту выхода ничего подобного просто не существовало. И прежде всего речь идет об огромном количестве деталей этого мира, с которыми можно было взаимодействовать. Практически в каждом доме жили люди, каждый ящик стола можно было исследовать (и найти там, скажем, носки протагониста), в магазинах можно было покупать любые продукты, торговые автоматы исправно продавали банки с газировкой. При этом, конечно, большая часть этих деталей не влияла на прохождение игры, но была призвана погрузить игрока в игровой мир с головой, показать, что здесь можно все.
Качество моделей персонажей также впечатляло. При всем масштабе игры они не выглядели как коробки с глазками, однообразно открывающие низкополигональный разрез на том месте, где должен был быть рот. Они реалистично двигались, глаза их следили за происходящим, а диалоги синхронизировались с движением губ. Страшно подумать — у них даже было пять подвижных пальцев, когда у конкурентов рука чаще всего представляла собой «лопату».
Смена дня и ночи и персонажи, живущие по расписанию дня, — все это было в Shenmue. Недаром на руке Рё красовались часы — смотреть на них было просто необходимо. Например, если по заданию надо было поговорить с кем-то в баре, то приходилось ждать, когда стемнеет, ведь утром и днем бары закрыты. Наконец, совершенно невиданная вещь: в Shenmue была погода, причем смоделированная на основе средних метеорологических данных в регионе. То есть, скажем, если человек играет в игру третьего июля и в этот день велика вероятность дождя, он пойдет, а люди на улице раскроют зонты.
Действие игры происходит в 80-е годы, и поэтому у Рё нет мобильного телефона с картой, а значит, и ориентироваться ему приходилось по картам, которые висят на досках в игровом мире, а также спрашивать путь у других персонажей. Игра не ведет игрока от точки к точке — здесь нужно слушать и наблюдать.
Впрочем, такой грандиозный замысел не мог быть реализован на Dreamcast без определенных ограничений. Игра была записана на трех CD и загружалась с оптических дисков, что обуславливало раздробленность игрового мира на достаточно небольшие сцены, и переход между ними означал долгое ожидание загрузки следующей.
И теперь, наверное, стоит перейти к ремастеру первых игр серии, вышедшего на днях. И, увы, ничего особо лестного о нем сказать нельзя. Наверное, единственным его преимуществом является то, что время загрузки сцен уменьшилось в разы, а картинка отображается в формате 16:9, а не в 4:3, как в оригинале (хотя в кат-сценах соотношение сторон все равно составляет 4:3).
Но все остальное осталось прежним. В 2018 году размытые текстуры, невозможность нормально управлять с помощью правого джойстика обзором, до ужаса низкополигональные (на сегодняшний день) модели персонажей и устаревший геймплей (пусть и невиданный для своего времени) удручают до невозможности. И это притом что стоит переиздание двух игр почти 20-летней давности далеко не так дешево, как они того заслуживают.
Чтобы играть в первые части Shenmue сейчас, скорее всего, игроку лучше просто стереть память о том, что сейчас люди играют на PS4 Pro и Xbox One X, что башни-близнецы были уничтожены в 2001 году, что телевизоры давно стали плоскими, и о многом другом… Тогда, вероятно, магия Shenmue будет очевидной и не подвергаемой сомнению. Понятно, что полная переработка старых игр серии, как это делают создатели других культовых японских игр — Yakuza, — для Shenmue невозможно. Благо Ю Судзуки пришлось собирать деньги даже на продолжение с помощью краудфандинга, но можно было хотя бы привести в удобоваримый вид управление и поставить текстуры высокого разрешения? Увы, даже это сделано не было.
Впрочем, грядущая третья часть обещает быть разработанной по всем современным стандартам. Вот в нее и поиграем. А сюжет первой и второй, к сожалению, лучше изучать по роликам на YouTube и в Википедии.