Маньчжурия наверняка могла быть российской, если бы события в нашей стране в начале XX века развивались иначе. Однако все равно в первой половине прошлого столетия территория нынешнего Северо-Восточного Китая стала пристанищем для сотен тысяч русских людей, бежавших с родины от ужасов революции и Гражданской войны. Как они выживали на новом месте? Почему именно среди эмигрантов в Маньчжурии появился русский фашизм? Кто из русских переселенцев боролся против СССР и сотрудничал с Японией? Как эмигранты в 1945 году встретили Красную армию и что случилось с ними потом? Как в современном Китае относятся к русскому прошлому Маньчжурии? Обо всем этом «Ленте.ру» рассказал кандидат исторических наук, доцент Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Сергей Смирнов.
«Лента.ру»: Верно ли, что русское население Маньчжурии было весьма многочисленным и до революции 1917 года?
Смирнов: Да, активное освоение русскими Маньчжурии началось после подписания российско-китайского договора 1896 года, где существовал пункт о строительстве российской стороной Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), проходящей по территории Северной Маньчжурии и соединяющей российские Забайкалье и Приморье.
Но еще раньше на этой территории существовала так называемая Желтугинская республика, а в Петербурге имелись планы создания здесь Желторосии.
Сюжет с Желтугинской республикой в нашу тему вообще не вписывается. Он связан с криминалом и незаконной золотодобычей, развернувшейся в верховьях Амура в 1880-е годы. Термин «Желтороссия» был придуман русской прогрессивной прессой в отношении инициатив некоторых представителей российской бюрократии присоединить территорию Северной Маньчжурии к России. Как известно, после проигранной русско-японской войны 1904-1905 годов эти идеи были окончательно похоронены.
Сколько наших соотечественников жило в Маньчжурии на момент начала революции и последовавшей за ней Гражданской войны?
В 1917 году, по сведениям одного из крупнейших специалистов по истории русской эмиграции в Китае Георгия Мелихова, на территории Маньчжурии находились до 200 тысяч российских граждан. Во время Гражданской войны (точнее, в 1920-1922 годах) в Маньчжурию прибыло три крупные волны русских беженцев — как военных, так и гражданских. В итоге, по разным подсчетам, в начале 1920-х годов в Китае насчитывалось 300-400 тысяч русских.
Именно русских?
Не только этнических русских, но и всех бывших российских граждан. Но в дальнейшем в процессе репатриации и реэмиграции к середине 1920-х годов их численность сократилась до 250 тысяч человек.
Поэтому именно Маньчжурия после завершения Гражданской войны стала столь уникальным феноменом в истории белой эмиграции?
Несомненно, беженцев привлекало в Маньчжурии крупное русское население, наличие русских школ, предприятий, банков и прочей русской инфраструктуры. К тому же так называемая полоса отчуждения КВЖД — территория вдоль всей железнодорожной линии площадью 114 тысяч гектаров с центром в городе Харбин — полностью контролировалась российской администрацией.
Как и другие иностранцы, русские в Китае до 1920 года имели право экстерриториальности, то есть они не подчинялись китайским законам. Так получилось, что полоса отчуждения КВЖД стала одним из наиболее ранних центров сопротивления большевистскому руководству и становления Белого движения. Все это в совокупности и привело к формированию самой большой российской эмигрантской общины за пределами Европы.
По сути это была единственная территория вне СССР, где русские эмигранты жили компактно и относительно обособленно?
Говорить о компактном проживании русских эмигрантов в Маньчжурии было бы не совсем верным. Они расселились на железнодорожных станциях КВЖД на всем ее протяжении, а это свыше двух тысяч километров. Но более половины эмигрантов проживали в Харбине — русском городе по своему населению, архитектуре и духу.
Расселялись эмигранты и вне зоны КВЖД. Особенно выделялось Трехречье — территория по течению притоков Аргуни: Ган, Дербул и Хаул. Там жили преимущественно казаки из Забайкалья. Что касается обособленности, то в качестве крупного эмигрантского центра русская Маньчжурия была обособлена разве что от Европы. Причины этого понятны — огромное расстояние и полузависимый статус тогдашнего Китая на международной арене.
Это правда, что, несмотря на столь внушительную численность, русское население Маньчжурии всегда оставалось неоднородным и разобщенным?
Да, российское население Маньчжурии было весьма пестрым по своему социальному и этническому составу. Основная часть эмигрантов по своему социальному происхождению относилась к крестьянам, казакам, рабочим и мещанам. Кроме собственно русских (великороссов), другими крупными этническими сообществами русской Маньчжурии были украинцы, евреи, тюрко-татары (татары и башкиры), буряты, а также выходцы из Закавказья и Прибалтики.
Наверное, единственным районом Маньчжурии, где в социальном плане русское население было достаточно однородным и преимущественно казачьим, было Трехречье. Благодаря своему приграничному положению оно не раз становилось объектом внимания со стороны СССР. Еще в годы Гражданской войны в Трехречье совершали рейды советские партизанские формирования.
Например, тут действовал отряд Степана Толстокулакова, имевший задание препятствовать деятельности белых партизан. В 1929 году карательная экспедиция комиссара ГПУ Моисея Жуча разгромила несколько русских поселков, уничтожив десятки эмигрантов, в том числе женщин и детей. В то же время в Трехречье имели свои базы и белопартизанские вооруженные формирования, совершавшие рейды на советскую территорию.
Почему в 1920 году русские жители Маньчжурии потеряли все былые права и привилегии? Как они потом адаптировались к местным реалиям, которые так часто менялись?
Китайцы тяготились своим неравноправным положением на международной арене и всячески пытались это выправить. После падения Омского правительства адмирала Колчака, которому подчинялась русская администрация КВЖД, китайские власти быстро воспользовались ситуацией. Они восстановили свои права на управление полосой отчуждения КВЖД, ликвидировали привилегии бывших российских граждан и подчинили их китайским законам.
Положение русских в Маньчжурии в это время заметно ухудшилось, значительно выросло число злоупотреблений в отношении эмигрантов со стороны местных властей. Для большевистского правительства в Москве они фактически не существовали, а мировые державы ничего не предприняли для защиты особых прав бывших российских подданных — у них самих в Китае возникла масса проблем. Потом для русских все же разрешили участие в городском и поселковом управлении, прессу и документацию на русском языке, русское образование и юридическую практику. Этому в том числе способствовало то, что в 1920-х годах в Маньчжурии существовал Особый район Восточных провинций, фактически автономный от пекинского правительства.
И как русские эмигранты отреагировали на изменение своего статуса?
Утрата русскими прежних прав заставила значительную часть тех, кто выехал в Маньчжурию еще до революции, принять советское гражданство. Это случилось после установления советско-китайских отношений в 1924 году и восстановления совместного (теперь уже советско-китайского) управления КВЖД.
В результате с середины 1920-х годов в русской общине Маньчжурии произошел политический раскол. Она разделилась на советских (включая специально направляемых из СССР сотрудников различных учреждений и предприятий) и эмигрантов. К последним тяготели и те, кто принял китайское гражданство, — таковых оказалось несколько тысяч человек. Но были среди эмигрантов и те, кто перешел в гражданство других стран, иногда весьма экзотических.
Каких?
Например, Португалии или Республики Гаити.
Как выглядел этот раскол в цифрах?
Советских оказалось свыше 120 тысяч человек, а эмигрантов более 100 тысяч. То есть русская община разделилась почти пополам.
Но политически активная эмиграция также была очень разнородна. Существовали организации, ориентированные на великих князей Николая Николаевича («николаевцы») и Кирилла Владимировича («кирилловцы», или легитимисты), областники-сибиряки, сторонники атамана Семенова, фашисты, младороссы и прочие — и между всеми ними шли бесконечные склоки. Свою лепту в разжигание этой постоянной розни вносила и советская разведка, стремившаяся разложить и раздробить эмиграцию.
Тяжело ли было русским эмигрантам адаптироваться к новым реалиям?
Конечно, тяжело. На фоне постоянно менявшихся условий в 1920-х – первой половине 1940-х годов процесс адаптации русских в Маньчжурии был весьма сложным. Вообще, эта проблема требует отдельного серьезного разговора. Если сказать вкратце, то процесс социальной адаптации эмигрантов почти всегда был ориентирован на включение в структуры российского сообщества в Маньчжурии.
Это практически не сопровождалось интеграцией в китайское общество. То есть русское сообщество в Маньчжурии существовало как бы параллельно с китайским окружением. Даже в период существования государства Маньчжоу-го, когда японцы пытались осуществить футуристический проект «общего дома» пяти наций, русские оставались недостаточно интегрированными в его «общенациональные» структуры.
Как повлиял на жизнь русской колонии в Маньчжурии советско-китайский конфликт на КВЖД в 1929 году?
Он привел к человеческим жертвам, большим материальным потерям и в целом ухудшил положение русских в Маньчжурии.
Каких именно русских?
Всех — и советских, и эмигрантов, но по-разному. В то же время вооруженное столкновение Китая и Советского Союза активизировало деятельность политического актива русской эмиграции и способствовало консолидации антибольшевистских организаций. Однако, как известно, в этом конфликте китайцы проиграли, поэтому антибольшевистская эмиграция так и осталась неоднородной, нисколько не продвинувшись в реализации своих планов.
Почему именно в среде белых эмигрантов Маньчжурии возник русский фашизм?
Русский фашизм стал реакцией на кризис Белого движения, не сумевшего разгромить большевиков, а также результатом поисков новых идейных оснований для продолжения «освободительной борьбы». На этой волне в середине 1920-х годов группа эмигрантской молодежи в Харбине из числа бывших участников Белого движения во главе с Александром Покровским обратилась к идеям итальянских фашистов. Ее костяк составляли молодые офицеры, юнкера, кадеты и им сочувствовавшие. Они организовали в 1925 году Русскую фашистскую организацию, в дальнейшем пережившую раскол. В 1931 году это привело к появлению Российской фашистской партии во главе с Константином Родзаевским, ориентированной на сотрудничество с японскими политическими кругами.
Впрочем, Маньчжурия была не единственным центром русского фашистского движения, хотя и самым крупным. Другие его очаги находились в США, где была Всероссийская фашистская организация Анастасия Вонсяцкого, и в Европе. Там главным центром русского фашизма стала Германия, в которой в 1933 году было сформировано Российское национально-социалистическое движение (РОНД).
В 1931 году Япония оккупировала Маньчжурию. Как это сказалось на положении ее русского населения?
В марте 1932 года при покровительстве некоторых японских политических кругов на территории китайской Маньчжурии было провозглашено независимое маньчжуро-монгольское государство Маньчжоу-го, объявленное в 1934 году Маньчжурской империей (Маньчжу-ди-го). Русские эмигранты в этом государстве получили статус «гостей».
То есть?
Это означало, что они получили прибежище и защиту маньчжурского правительства. Однако в 1940 году русские наряду с маньчжурами, китайцами, монголами и корейцами вошли в состав пяти наций Маньчжоу-го, совместными усилиями строящих «общий дом» под покровительством «дружественной японской нации». При новых властях началось давление на граждан СССР, поскольку японцы стремились вытеснить советское влияние из Маньчжурии. В 1935 году Советский Союз был вынужден продать свои права на КВЖД правительству Маньчжоу-го, что привело к выезду значительной части советских граждан из Маньчжурии в СССР. Оставшиеся в дальнейшем перешли в статус эмигрантов, но некоторые из них сохраняли советский паспорт вплоть до 1945 года.
В первые годы существования Маньчжоу-го положение эмигрантов стабилизировалось, упорядочились налоги, были официально разрешены эмигрантские организации. С 1934 года там возникло так называемое Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи (БРЭМ), ставшее своеобразным «эмигрантским правительством».
Неужели русским эмигрантам в Маньчжурии при японцах стало лучше?
Это как посмотреть. После оккупации русские оказались под контролем японских спецслужб. Те в своей борьбе за влияние в Маньчжурии и в намечавшемся противостоянии с Советским Союзом стремились поставить на свою службу все ресурсы эмигрантской колонии. После включения русских эмигрантов в состав пяти наций Маньчжоу-го усилилась их полупринудительная интеграция в новое сообщество. Это сопровождалось определенной культурной унификацией с сильным элементом японизации. Русским пришлось участвовать в общегосударственных обрядах, в поклонении культу Аматерасу, а русская молодежь получала воспитание в духе «общего дома».
К тому же японские власти стремились усилить антисоветскую политизацию русской эмиграции, чего многие ее представители стремились всеми силами избежать. В результате в 1930-е годы резко возрос отток из эмигрантской общины за пределы Маньчжурии в другие части Китая, прежде всего в Шанхай. И хотя с началом Великой Восточноазиатской войны в конце 1941 года граница Маньчжурии была закрыта, к середине 1940-х годов русская эмигрантская колония в Маньчжурии уже составляла чуть более 60 тысяч человек.
Много ли русских после 1931 года добровольно сотрудничали с японцами?
Сложно сказать, какой именно процент русских эмигрантов сотрудничал с японцами. Добровольцев оказалось немного, в основном это были политические радикалы вроде фашистов Родзаевского.
А что Покровский?
Покровского к тому времени японцы объявили неугодным лицом и выслали из Маньчжурии.
Кто еще из эмигрантов, помимо русских фашистов Маньчжурии, контактировал с японцами?
Еще это была часть казаков, ориентировавшихся на атамана Семенова, часть легитимистов, отколовшихся от общего движения.
Но многие политические и военно-политические организации эмигрантов, чьи интересы шли вразрез с японцами, были запрещены. Это, например, Харбинское отделение Русского общевоинского союза (РОВС), Восточный казачий союз, Военно-монархический союз, Маньчжурские подразделения Корпуса Императорской Армии и Флота (КИАФ) и другие.
А какие разрешенные японцами организации остались?
Во второй половине 1930-х годов главными политическими организациями, в которых надлежало состоять эмигрантам, помимо Российской фашистской партии, были Дальневосточный союз военных (ДСВ) и Союз казаков на Дальнем Востоке (ДВСК). Еще существовали монархическая молодежная организация «Союз мушкетеров» и детско-юношеское скаутское объединение с центром в Европе «Национальная организация русских разведчиков» (НОРР). В 1938 году все эти монархические организации были объединены в составе Монархического союза, действовавшего до 1942 года. Однако в 1943 году все политические объединения русской эмиграции японцы распустили.
Насколько активно японцы их использовали?
Японские власти привлекали русских к деятельности в разведывательных структурах, к службе в различных подразделениях полиции и армейских подразделениях. Первое эмигрантское воинское подразделение (отряд Асано) численностью в 250 человек было создано в 1938 году. С 1940 года на русских, как и на представителей других наций Маньчжоу-го, была распространена всеобщая воинская повинность. Но ее отбывали только в составе отряда Асано, в который ежегодно набирали 100-150 человек на два года.
С началом советско-германской войны количество эмигрантских воинских подразделений увеличилось до трех. Их общая численность не превышала 700 человек. На западной линии КВЖД, где проживало много казаков, все мужское население было записано в подразделения территориального ополчения. Они были объединены в так называемый Захинганский волонтерский корпус, где обучение длилось на двухнедельных сборах дважды в год. Своего вооружения Захинганский корпус не имел. После 1941 года заметно увеличилось количество подразделений по подготовке разведывательно-пропагандистских кадров из числа русских эмигрантов.
А сами русские как относились ко всем этим японским повинностям?
Значительная часть русских смотрела на это весьма негативно, но была вынуждена с этим мириться. Попасть в разряд неблагонадежных никто не хотел — дело могло кончиться арестом, пытками в японской тайной полиции и даже гибелью. По сути дела, русская эмиграция превратилась в своеобразного заложника советско-японского противостояния на Дальнем Востоке.
Участвовали ли русские эмигранты в активной антисоветской или даже диверсионной деятельности?
На протяжении 1920-30-х годов эмигрантские активисты пытались продолжать борьбу против СССР — впрочем, без особого успеха. Существовали отдельные партизанские отряды и группы, многие из которых одновременно занимались контрабандой. На советскую территорию направлялась пропагандистская литература, были попытки организовать в СССР антибольшевистское подполье. Наибольшую активность в этой деятельности проявили дальневосточные подразделения «Братства Русской Правды» и Русского общевоинского союза.
Но после оккупации Маньчжурии японцами вся антисоветская активность эмиграции постепенно перешла под их контроль. В частности, японцы использовали эмигрантов для сбора сведений о Советском Союзе, о его военном и промышленном потенциале. Русских эмигрантов привлекали к изучению материалов советской прессы и радиоперехватов, к организации разведки на советской территории, из них готовили агитаторов и пропагандистов для работы в советском тылу на случай войны.
Это правда, что русские эмигранты в 1939 году участвовали в конфликте на реке Халхин-Гол на стороне японцев?
В боях на Халхин-Голе действительно привлекались русские эмигранты из отряда Асано и подразделений Японской военной миссии, занимавшейся разведывательными операциями. Их использовали для радиоперехватов, изготовления пропагандистских материалов и в качестве переводчиков. Общее число эмигрантов, участвовавших в советско-японском противостоянии на Халхин-Голе, составило не более двух десятков человек.
Однако действия эмигрантских активистов и японских властей в целом успешно контролировались советской разведкой. Она имела широкую агентурную сеть в эмигрантской среде даже среди русских сотрудников Японской военной миссии и других учреждений. Этому в том числе способствовал рост патриотизма в эмигрантской среде, который в годы советско-германской войны приобрел особый размах. Значительная часть русских эмигрантов и раньше не являлась союзником японцев, а теперь и вовсе превратилась в их скрытых врагов.
Как повели себя русские эмигранты во время войны СССР с Японией в августе 1945 года?
В значительной своей части эмигранты с радостью встретили советские войска в Маньчжурии, чем разочаровали и взбесили японцев. Русские не только не хотели участвовать в войне «до последней капли крови» на стороне Японии и Маньчжоу-го, но и активно поддержали Красную армию. Эмигранты участвовали в антияпонских партизанских отрядах, являлись проводниками и переводчиками для советских воинских частей. Буквально единицы из них воевали на стороне японцев в боях против Красной армии, и лишь несколько сотен эмигрантов покинули Маньчжурию до ее оккупации советскими войсками.
Вы писали, что потом «для многих эмигрантов советская администрация не оставила никаких шансов для приспособления к новым условиям существования после падения японского режима в Маньчжурии, превратив их в "рабочий материал" в недрах ГУЛАГа».
Да, советские органы безопасности сразу начали «зачистку» Маньчжурии. Более десяти тысяч русских эмигрантов, в основном мужчин трудоспособного возраста, были арестованы и вывезены на территорию СССР. И там большинство из них действительно ждал ГУЛАГ.
Но зачем? К чему была такая жестокость?
Сталинское руководство не доверяло эмигрантам, даже сотрудничавшим с советской разведкой. Вина их определялась уже только тем, что они были эмигрантами. Советская власть опасалась оставлять этих людей на приграничной территории. К тому же ей нужны были рабочие руки — желательно бесплатные — для восстановления разрушенной войной экономики СССР. Впрочем, некоторые эмигранты, ранее служившие в русских воинских отрядах и в японских учреждениях, были оставлены в Маньчжурии в качестве агентов советской разведки и работали вплоть до начала 1950-х годов. Однако в дальнейшем их тоже ожидали лагеря.
Как вы думаете, даже тех русских эмигрантов, кто сотрудничал с японцами, можно ли было приравнивать к власовцам и прочим коллаборационистам, воевавшим на стороне нацистской Германии?
Эмигрантов, которые в годы Второй мировой войны сотрудничали с противниками Советского Союза или даже воевали на их стороне, приравнивать к власовцам и другим коллаборационистам никоим образом нельзя.
Ведь подавляющая часть эмигрантов не имела советского гражданства, поэтому о каком коллаборационизме тут можно говорить? На самом деле они были идейными противниками большевиков, рассматривавшими участие в войне против СССР как реванш и продолжение Гражданской войны.
Сколько русских эмигрантов осталось в Маньчжурии после окончания Второй мировой войны и сталинских репрессий?
После образования КНР во главе с китайскими коммунистами в 1949 году Китай стал главным союзником СССР на Дальнем Востоке — одном из наиболее взрывоопасных регионов начавшейся холодной войны. По этой причине советское руководство было вынуждено выстраивать отношения с Китаем строго на равноправной основе, исключающей любые проявления империализма.
Именно поэтому в 1950 году Сталин отдал Мао Цзэдуну Порт-Артур, Дальний и КВЖД?
Да, во многом поэтому. Дело в том, что аренда юга Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и Далянем (Дальним), а также совместное управление Китайско-Чанчуньской железной дорогой (бывшей КВЖД) предусматривались договором 1945 года, подписанным с гоминьдановским правительством Китайской Республики. В 1950 году было подписано принципиально новое советско-китайское соглашение, предполагавшее полное равноправие сторон. После этого начался поэтапный вывод советских войск с территории Ляодуна. Порт-Артур советские моряки окончательно покинули в 1955 году.
До смерти Сталина на территории Маньчжурии оставалось более 40 тысяч бывших русских эмигрантов, подавляющая часть которых приняли советское гражданство. Но я не говорю здесь о советских специалистах, приехавших в Китай для работы. В 1954 году, когда в СССР начиналось освоение целинных земель, советское руководство приняло решение отозвать из Маньчжурии и Синьцзяна всех своих граждан из числа бывших эмигрантов. Массовый выезд занял почти два года. Те, кто не хотел уезжать в Советский Союз, перебирались в другие страны. Однако это было весьма затруднительно из-за препятствий, чинившихся советскими и китайскими властями.
В результате к 1960-м годам в Китае осталось лишь несколько сотен русских. В значительной степени это были полукровки — дети от смешанных браков. Любопытно, что русские женщины иногда выходили замуж за китайцев, но китаянки почти никогда не брали в мужья русских. Потомки этих людей проживают сегодня в Трехречье и имеют в современном Китае статус национального меньшинства.
Сохранились ли еще в Маньчжурии следы былого русского присутствия?
Те немногие русские, которые остались в Китае и пережили все перипетии его истории второй половины ХХ века («большой скачок», «культурную революцию»), ушли из жизни еще в 1990-е — 2000-е годы. Сегодня Русский Китай — это далекая история, практически неизвестная подавляющей массе китайцев.
Как сейчас в Китае трактуют роль России и русских переселенцев в освоении этого края в конце XIX — первой половине XX века?
Долгие годы деятельность России и русских в Маньчжурии рассматривалась китайскими историками исключительно в контексте империалистической политики царской России и СССР. Сегодня на фоне развития стратегического партнерства между нашими странами усилился интерес китайских исследователей к истории русской эмиграции и взаимодействию Китая с Российской империей и Советским Союзом.
Поэтому теперь их оценки стали более смягченными и не столь однозначными, в целом признается вклад русских в развитие маньчжурского края и строительство Харбина, некогда главного центра Русского Китая. Сейчас то немногое, что осталось в Харбине от русского наследия, власти пытаются максимально использовать для расширения российско-китайских контактов — как культурных, так и экономических — и развития местной туристической индустрии.