Пустозерск? Что это? Немногие смогут извлечь из глубин памяти это географическое название, которое, казалось бы, должно запомниться из школьных уроков истории. Тем не менее этот острог, а потом город был первым русским оплотом в Заполярье, и именно здесь сожгли раскольника протопопа Аввакума. «Лента.ру» рассказывает о том, как родился и умер Пустозерск, а также о главном событии в его истории.
На нового патриарха возлагались большие надежды. Понятно было, что Церковь отошла от библейского понимания православия и с этим надо было что-то делать — об этом говорили многие в церковных кругах. Поэтому, когда патриарх Иосиф скончался и на смену ему пришел Никон, духовенство решило: час пробил.
Однако вскоре оказалось, что новый патриарх понимает церковные реформы вовсе не так, как те, кто считал образчиком благочестия старинные священные тексты. Привел украинцев, греков и стал творить непотребства — да и где это видано, чтобы народ русский учили, как ему жить, всякие латинские отступники?
Символом сопротивления новым порядкам стал яро не принимавший новые порядки и радевший за строгий патриархальный уклад протопоп Аввакум, которого паства воспринимала как настоящего героя. Впрочем, властям такой конкурент был не нужен, и в результате мятежного священника сослали из Москвы в Сибирь — сначала в Тобольск, а потом в Енисейск, где он провел несколько лет, ничуть не успокоился, а только утвердился в своих взглядах. В 1663 году его снова отправили в столицу, и по дороге тот, по его же словам, «по всем городам и селам, во церквах и на торгах кричал, проповедовал слово Божие, и уча, и обличая безбожную лесть и ересь никонианскую».
Впрочем, эти строки он написал гораздо позже, в 1672 году, — они являются цитатой из его самого известного труда, «Жития протопопа Аввакума». По возвращении в Москву он был приближен ко двору царя Алексея Михайловича, однако его непримиримая позиция в отношении реформ и Никона привела к закономерному результату. В 1664 году священника сослали в Мезень, а через полтора года, привезя в Москву на церковный Собор, после долгих уговоров, все же предали анафеме.
Несмотря на то,что у Аввакума было множество заступников среди власть имущих, позиция его была радикальной и непримиримой, а популярность среди населения росла, и потому после ссылок в разные монастыри, он и три его соратника оказались в Пустозерском остроге на реке Печоре, где и провели четырнадцать лет, умудряясь при этом, пользуясь симпатиями стрельцов, рассылать послания симпатизирующим староверцам. История Аввакума и других заключенных, сидевших в земляной тюрьме в Пустозерье, закончилась печально. Новый царь, Федор Алексеевич приказал, в рамках окончательного решения вопроса староверия, сжечь их, что и было сделано.
Теперь об этих событиях напоминает лишь памятный крест, да и самого Пустозерска не существует — он умер в середине XX века. последние жители или оставили свои дома, или просто разобрали их и сплавились вниз по реке. Последняя жительница поселения ушла отсюда в начале 1960-х годов, чтобы вновь возвести себе жилье близ деревни Устье.
По сути, от Пустозерска ничего не осталось — в его последние годы оставшееся население просто разбирало заброшенные строения на дрова. Что неудивительно — в условиях Заполярья дерево является товаром дефицитным. Теперь от старого городка, превратившегося в начале XX века в небольшую деревеньку, осталось лишь кладбище, да руины староверческой церкви.
Сейчас до Пустозерска не ведет ни одна дорога. Добраться до него можно разве что коротким летом по реке на лодке, а зимой — на снегоходе. Тем не менее, когда-то это поселение было первым русским форпостом в Заполярье, а еще, как уже упоминалось выше, местом ссылки особо строптивых преступников и неугодных власти людей.
Пустозерский острог был основан в 1499 году по указу великого князя Ивана III. Причин тому было несколько. Прежде всего, княжество Московское совсем недавно воевало с Великим Новгородом, которому принадлежали все земли от Балтики до Урала. Именно с этой целью был снаряжен военный поход, который позволил Москве завладеть Пермью и значительной частью Урала.
Вот как его описывает «Летописец, содержащий в себе Российскую историю»: «посла [великий князь] рать в Югру лыжную, Устюжан до Вычагжан, Вымич, Сысолян, Двинян, Пинежан, а воеводы были с ними князь Семен Федорович Курбский, да князь Петр Ушатой, да Василей Бражник Иванов сын Гаврилова. Они же ходивше на лыжах пеши зиму всю, да Югорскую землю всю вывоевали и в полон вели». Собственно, в результате этого похода и образовался Пустозерский острог.
Помимо прочего, нужно учитывать, что наилучшие торговые пути в Сибири в то время были в руках Казанского ханства — то есть татар. Поэтому без северной торговой дороги здесь было не обойтись. Люди, жившие в таежных поселениях, полагались на Москву, которая активно закупала шкуры и меха животных. И значит, некое северное укрепление, где бы могли производиться расчеты с ними, было просто необходимо.
Так и получилось, что Пустозерский острог, возведенный в конце XV века на границе тайги и тундры, к XVII веку превратился в настоящий город — его население насчитывало около тысячи человек, и эта цифра была внушительной для того времени, особенно для такого отдаленного поселения. Именно сюда сослали протопопа Аввакума, и именно здесь он написал большую часть своих литературных произведений, в том числе и автобиографичное «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», благодаря которому история его жизни известна в подробностях.
Как же получилось так, что поселение стало потихоньку умирать? В начале XVIII века направление русла реки стало меняться, и она начала мельчать. Крупные торговые суда уже не могли ходить по ней. Торговые пути сдвинулись на юг, а бесконтрольная добыча пушнины привела к тому, что животные, являющиеся ее источником, стали редко попадаться в регионе. Все это послужило причиной того, что люди начали постепенно покидать Пустозерск — процесс этот растянулся на несколько веков и завершился к 1960-м годам, когда от уже небольшой деревеньки практически не осталось и следов.
***
Но память о Пустозерске сохраняется — хотя и не там, где он изначально стоял. Музей этого умершего города находится в Нарьян-Маре, что в 20 километрах от этого места. Впрочем, он был там не всегда — в советские времена тут располагался киноархив, и бобины с пленкой до сих пор хранятся в этом здании. От него к месту, где когда-то был Пустозерск, зимой ходят снегомобили, а летом — катера, и туристы могут приехать туда на экскурсию. Конечно, от поселения мало что осталось, но музей получает гранты, на которые старается восстанавливать редкие уцелевшие строения.
И, пожалуй, главной достопримечательностью этого места являются не они, а само знание того, что именно здесь принял мученическую смерть протопоп Аввакум, о котором каждый читал в учебнике истории, но не у каждого сохранилось в памяти, где это произошло. Вот здесь.