Век живи — век учись — это не просто поговорка, а самый актуальный подход к профессиональной подготовке, отвечающий требованиям времени, считает генеральный директор Союза «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Роберт Уразов. Только так, постоянно совершенствуя профессиональные навыки, можно быть востребованным на рынке труда, рассказал он в интервью «Ленте.ру» в рамках Восточного экономического форума. Проблема лишь в том, что наша система профобразования слишком инертна и не успевает за переменчивыми требованиями времени. От этого теряют все — и сами специалисты, и экономика страны.
«Лента.ру»: Нацфинал WorldSkills (WS) Russia проходил на Дальнем Востоке, вы прилетели на ВЭФ, с презентации Международных интеллектуальных игр в Якутске, с чем связано такое повышенное внимание к Дальнему Востоку?
Роберт Уразов: Если говорить о том, почему интерес, то здесь нужно подчеркнуть два момента. Во-первых, президент страны обозначил развитие Дальнего Востока как приоритет XXI века, но дело даже не в этом. Дело в том, что у данных субъектов достаточно понятная потребность в этом — с одной стороны, быстро растущая экономика, с другой стороны, крайне запаздывающая, инерционная, так скажем, традиционно консервативная система подготовки кадров.
Если мы посмотрим на то, что происходило в России в последние годы, можно отметить, что мы довольно успешны в проектах ивент-менеджмента — когда мы проводим что-нибудь, а заодно и решаем какую-то задачу, — мы же не просто проводили Олимпиаду, мы сделали отличный горный кластер в Сочи, мы с вами на территории, где проводился форум АТЭС, но здесь теперь появился целый университет, проводилась не просто Универсиада в Казани — по сути, целый город был выстроен заново.
В этом отношении для нашей страны такой подход весьма успешен. Так же происходит на региональном уровне. В Краснодарском крае в прошлом году, с одной стороны, наблюдался феноменальный рост количества детей, которые идут в образовательные учреждения среднего профессионального образования, с другой — там появилась хорошо оснащенная база для подготовки, большое количество новых мастеров. Эти результаты уже сейчас видны по демонстрационному экзамену — это наша специальная технология, которая позволяет заменить бумажный диплом. К примеру, вы продемонстрировали, что вы настоящий кондитер, данных о ваших компетенциях уже достаточно, и так называемый скиллз-паспорт — паспорт навыка, получаемый по итогам экзамена, — это тот инструмент, который заявит о себе работодателю. Так вот нынешние результаты по Краснодарскому краю значительно улучшились в настоящее время по отношению к прошлому году, и я думаю, рост будет еще больше, когда на рынок выйдут все ребята, которые получили прививку WS.
То же самое было на Сахалине — было закуплено огромное количество оборудования, все 11 местных колледжей заново отремонтированы, там появилось много новых мастеров, в том числе молодых — 85 ребят, которые участвовали в чемпионате, — и мастера, и участники изъявили желание там остаться.
Но самое важное, что сейчас на Сахалине мы создаем центр опережающей подготовки. Это центр, который позволяет избавить наше образование от его ахиллесовой пяты — оно у нас нацелено исключительно на школьника, на ребенка, хотя готовить человека нужно регулярно в течение жизни. Без этого никак, ведь в зависимости от профессии, в большинстве отраслей каждые два-три года категорически, драматически меняется система подготовки, а наши колледжи не способны работать с этим вызовом.
Как решить эту проблему?
Нужен специальный агрегатор, который будет делать две вещи: во-первых, готовить программы под клиента, а сейчас такой системы у нас нет. Во-вторых, сократить сроки подготовки — в нашей системе образования они безумные. Например, мы задались вопросом: каким может быть максимальный срок подготовки парикмахера? Выяснилось, что максимальная подготовка такого специалиста длится 5 лет 10 месяцев, а в среднем по стране три года! И вы думаете, это будет суперпрофессионал? Нет, потому что за три года появятся две-три новые технологии, которые категорически поменяют профессию.
Когда мы готовим своих ребят в сборную страны, то мы их готовим полтора года, но четыре месяца — это подготовка для мирового уровня, а дальше уже особые тонкости, которые позволят получить место выше пятого. А четыре месяца — это вполне достаточно, чтобы человек был суперпрофессионалом и работал по самым лучшим образцам, если мы говорим о прикладных видах деятельности.
Безусловно, вам придется регулярно доучиваться, но это неизбежно даже если вы уже отучились шесть лет — невозможно получить впрок знания в тех областях, которые не существуют сейчас и могут появиться в будущем. И задача, которая стоит перед центром опережающей подготовки, — готовить так, чтобы программа обучения в среднем работала по формуле 6+6, чтобы за шесть месяцев появлялась новая программа (а сейчас это занимает семь лет, и за это время пропадает всякая логика обучения) и за 6 месяцев готовить людей — тогда такие центры будут конкурентоспособны.
Такие центры будут нацелены на переподготовку взрослых людей?
Проведение чемпионатов среди профессионалов в регионах показало, что взрослые нуждаются в профориентации не меньше, чем школьники. Большинство из них занято в своей профессии и просто не знает, что происходит в соседних отраслях. Мы часто говорим, что человеку нужно непрерывно образовываться, но только 16 процентов населения (данные Росстата за 2016 год) регулярно проходят переподготовку, а в европейских странах — около 60 процентов. Вы только представьте, какой феноменальный разрыв и что мы из-за этого теряем. В большинстве отраслей производительность труда у нас отстает в два-три раза. Почему? В том числе, по причине слабой подготовки, неактуальной. Что делать? То же самое, что и с детьми! Обучать. В этом случае тоже наиболее эффективно работает формула «делай как я» — одни ребята показывают, как соревнуются, потом другие идут в этом направлении.
За четыре года в целом по России процент ребят, которые хотели учиться в СПО (среднее профессиональное образование), вырос с 40 процентов почти до 60. Это рекорд.
Что делать с взрослыми?
С взрослыми действует тот же принцип — «делай как я». Для того чтобы точно так же работать с взрослыми, в этом году на ВДНХ с 22 по 23 сентября будем проводить чемпионат «Навыки мудрых». Это специальный чемпионат для людей в возрасте 50+ по актуальным компетенциям, которые у нас есть сейчас, — столяры, токари, инженеры. Мы хотим посмотреть, как этот инструмент сработает с взрослой аудиторией. Для этого нужно выстроить мотивацию, обеспечить инфраструктуру обучения, поскольку нужно работать не только со школьниками, а со всем населением — а это огромный рынок. Как показывает наш опыт, работники, которые прошли чемпионат, как правило, в три-четыре раза более производительны. В чем разница? Разница в навыках — дело не в том, что станок другой, а в том, что люди более скиллованы. Поэтому, если мы решим вопрос отсутствия мотивации и невозможности научить, мы получим большой экономический эффект.
Можно ли преодолеть инертность сознания многих людей зрелого возраста, которая порой мешает расширить собственные профессиональные возможности?
Думаю, да. Другие страны решают этот вопрос в том числе вовлечением людей в непрерывную подготовку. Если мы сделаем из профессионализма социально положительное явление, создадим на него некую моду, а смена профессии и способность человека получать дополнительные навыки не будут восприниматься работодателем негативно, эта инерция будет преодолена. Еще несколько лет назад говорили, что рабочие профессии у нас непрестижны, а сейчас посмотрите, какое количество людей выбирают эти профессии. Нет невозможных задач, надо просто брать и делать.
Как показали себя на прошедшем чемпионате WS дальневосточные регионы?
Чемпионат — это работа с экстремально подготовленными людьми, по нему не всегда можно судить об общей системе подготовки. Для этого у нас есть система демонстрационного экзамена, где три региона — Сахалин, Якутия и Хабаровский край — показывают результаты выше, чем по России. На чемпионате эти три региона также показывают хорошие результаты: Хабаровск попал в десятку, Якутия — в топ-15, Сахалин — в топ-30. Результаты приятно удивили, но еще есть куда расти — ряд дальневосточных регионов показывает довольно слабые позиции, хотя потенциал для роста у них большой.
Вы участвовали в секции, посвященной будущему рынка труда Дальнего Востока. Каковы главные проблемы, на ваш взгляд и как Союз молодых профессионалов может помочь в их решении?
Для Дальнего Востока президентом поставлена задача опережающего роста, но, к сожалению, в сфере подготовки никаких механизмов опережения там пока не реализовывается. Что мы собираемся делать — и уже есть договоренности с регионами — это создание центров опережающей подготовки. Там будут работать короткие концентрированные программы, действующие по принципу «ничего лишнего», то есть обучать только востребованным компетенциям. Шанс для Дальнего Востока — именно создание таких центров, ориентированных на взрослое население, и ставку нужно делать на повышение квалификации.
Захотят ли люди постоянно учиться?
Надо сделать профессионализм модным. Это сложная задача, но если мы это сделаем, люди будут сами находить мотивацию. Для этого нужны новые подходы, их сейчас нет, поэтому наша общая задача — их выработать.
Известная Т-образная модель навыков, при которой ты должен понемногу осваивать знания в разных сферах и в одной области быть специалистом, на наш взгляд, давно себя исчерпала. Более актуальна сейчас модель-расческа — широкий слой универсальных навыков и три-четыре навыка, которыми вы владеете в совершенстве. Эта модель является конкурентоспособной, поскольку дает возможность быстро найти или поменять работу соискателю, а работодателю — подобрать нужного специалиста. Это ситуация, в которой выигрывают обе стороны. Во многих странах есть программы работы со взрослыми, когда человек может получить дополнительно любое образование. В нашей стране эта модель имеет рудиментарные признаки, и она плохо работает. Например, у нас в стране в любом возрасте можно получить среднее профобразование, но проблема в том, что взрослый не пойдет учиться три года — это слишком долго. То есть система подготовки нерыночная, она слишком государственная и не способна реагировать на рыночный спрос.
Главное для нас — это мотивировать людей быть более профессиональными — каждый может стать более профессиональным даже не в своей области. Модель расчески компетенций очень нужна — люди должны быть специалистами во многих областях — это резко повысит конкурентоспособность нашей страны в глобальном пространстве. Второе — это создание инфраструктуры подготовки: иных преподавателей и системы подготовки, качественно отличающихся от школьного подхода. У нас есть академия WorldSkills, которая обучает педагогов, которые, будучи сами отличными специалистами в своей сфере, должны уметь эти знания транслировать — иметь свою программу подготовки, а также уметь оценивать других. Мы отбираем центры подготовки, которые показывают хорошие результаты, в том числе по итогам демонстрационного экзамена. Проект реализуется три года, и за это время в нем поучаствовало 12 тысяч человек. Но обучение — это регулярный процесс, поскольку навыки устаревают достаточно быстро — тех, кто учился у нас в 2016 году, в 2019-м надо учить заново, поскольку навыки устарели, появились другие требования.