Россия
00:01, 15 сентября 2018

Смутное время В России можно возродить не только дуэли, но доносы и ссылку в Сибирь

Изучал своды законов для нашего смутного времени Владимир Шумаков (Руководитель отдела «Россия»)
Изображение: фрагмент картины Василия Перова « Приезд станового на следствие»

Глава Росгвардии Виктор Золотов 12 сентября вызвал Алексея Навального на дуэль из-за его расследования. Уже через пару часов после этого депутат Госдумы Сергей Иванов подготовил и внес в парламент законопроект о дуэльном кодексе. На самом деле — просто взял дуэльный кодекс 1912 года и лишь заменил в нем слово «дворянин» на «государственный и муниципальный служащий», а «разночинец» — на «гражданин», тем самым поставив госслужащих и чиновников выше простых россиян. «Лента.ру» предлагает Иванову и его коллегам рассмотреть другие нормы права конца XIX и начала XX века, которые можно взять как есть, немного осовременить и внести в Госдуму, чтобы сделать жизнь в России еще интереснее.

Внести законопроект о запрете дуэлей

Поединки, которые предложил вернуть глава Росгвардии Виктор Золотов, вообще-то в Царской России были под запретом. Так что оппонентам депутата ЛДПР Сергея Иванова, предлагающего узаконить дуэли, впору внести законопроект об их запрете. За образец целесообразно взять текст статьи из «Уголовного уложения» 1903 года, лишь немного его подкорректировав.

Его также можно дополнить выдержками из «Свода законов Российской Империи» 1832 года. Например:

Запретить простому народу критиковать власть

Раз уж простых россиян и чиновников с госслужащими определили в разные сословия, то почему бы не пойти дальше? В «Своде законов Российской Империи» есть пункты, которые могут понравиться многим депутатам. Надо только переименовать «крепостных людей и крестьян» в «граждан», а устаревших «господ» в «государственных и муниципальных служащих», как у Иванова.

Ввести больше ответственности за призывы к митингам

В законодательстве начала века было очень емкое понятие «причинение общественной тревоги». При внесении в Госдуму в этих частях даже менять ничего не надо. Разве что освежить, исходя из современных норм правописания.

Переименовать «экстремизм» в «смуту»

В последнее время абсурдные «экстремистские» дела — одна из самых болезненных тем для страны. И юристы, и сами депутаты указывают на размытость самого этого понятия. Вместо него можно вернуть слово «смута», которое все еще было в законе в начале XX века. Часть главы «О смуте» «Уголовного уложения» 1903 года также можно вносить в парламент почти без правок. Разве что на счет «наследия Престола» мы не очень уверены.

Вернуть понятие «обида»

«Личным обидам» посвящен внушительный кусок «Свода законов уголовных» 1832 года. Там разъясняется, что они бывают трех видов — обида словом, письмом или действием («когда кто кому грозить рукою или ногою, или орудием»; «когда кто кого ударить рукою или ногою, или орудием»). Если чиновник обижался — он мог подать уголовный или гражданский иск, в зависимости от тяжести. Здоровая альтернатива дуэлям. Вот выдержки для депутатов:

Сделать свод правил для доносчиков

В России уже начали платить за доносы. Но зачем изобретать велосипед, если в «Своде законов уголовных» о них уже все написано. Надо лишь снова избавиться в тексте от «господ» и «крепостных людей». Например:

Вернуть цензуру

В царской России цензура была официальной. Там бы не случилось скандала с «Матильдой», который попортил столько нервов депутатам и православным активистам. Вот почти идеальный абзац для законотворцев:

Возродить традицию ссылки чиновников

Граждане тоже должны получить толику справедливости. Для этого следует вернуть другую славную российскую традицию — ссылку провинившихся чиновников в Сибирь. Такой каре подвергали даже за проступки, которые сейчас могут привести разве что к репутационным потерям, и то не всегда. В «Своде законов уголовных» же есть подробная глава «О развратном поведении Чиновников и Канцелярских служителей, состоящих в службе». Вот выдержки:

Главное не забыть поменять «дворян» на «госслужащих».

Укрепить семейные ценности

И еще один штрих к России, в которой возродятся дуэли, смута, обида, цензура и ссылки. Возможность сдать непослушных детей в смирительный дом.


< Назад в рубрику