Проиграв в четвертом круге US Open-2018, Мария Шарапова впервые в карьере согласилась выступить сразу на двух турнирах в России: в Москве и Санкт-Петербурге. Появились слухи, что это — ее прощальный тур. Но 17 сентября стало известно, что россиянка из-за проблем со здоровьем в этом году больше не выйдет на корт. «Лента.ру» — о спортивных перспективах Шараповой, которые с каждым днем становятся все туманнее.
Игра Марии Шараповой давно не впечатляет. Система явно дала сбой: речь уже не идет о привычных амбициях и запредельной мотивации. Если раньше теннисистка в любом самочувствии и настроении вгрызалась буквально в каждый розыгрыш, будто он был последним в жизни, то теперь начала себя беречь. Шарапова без конца перестраховывается, и фраза «мне нужно время на восстановление» уже стала штатной.
Вспышки яркого тенниса, которые она выдавала по ходу сезона, были настолько редкими, что привели к очень скромным результатам. Мария приняла участие в 11 турнирах, но сыграла при этом всего 31 матч. Простая арифметика: в среднем ее хватало не более чем на три игры подряд. Причем первые два матча она обычно проводила очень уверенно, а третий проигрывала с треском. На Открытом чемпионате США Шарапова сначала в двух сетах разделывалась с румынкой Сораной Кырстей и латвийкой Еленой Остапенко, а потом, так же в двух партиях, дала разгромить себя испанке Карле Суарес-Наварро. Все соперницы были вполне проходимыми, и принципиальной разницы в их классе нет.
Лучше всего дела традиционно шли на грунте: Мария даже добралась до полуфинала в Риме, а также четвертьфиналов в Мадриде и на «Ролан Гаррос». Хардовые турниры удались хуже, хотя именно к ним россиянка подходила в самой оптимальной форме. Ну и совсем провальным получился травяной сезон, за который Шарапова вышла на корт всего один раз. Роковым стал первый круг Уимблдона: теннисистка трижды не смогла подать на матч и в итоге проиграла. Что случилось, Шарапова толком объяснить не смогла. Ужасающая статистика из шести проигранных геймов на своей подаче, десяти двойных ошибок и только половины реализованных брейк-пойнтов оказалась гораздо красноречивей. Этот триллер вписался в общую картину выступлений бывшей первой ракетки мира органично: именно такой теннис она показывает в течение уже долгого времени.
Смена наставника, переход к более разнообразным тренировкам — все меры быстро потеряли эффективность. Извечные проблемы в игре никуда не делись: на начало 2017-го процент первой успешной подачи россиянки был равен 64, а теперь и вовсе упал до 59. Двойных ошибок стало неприлично много, их количество почти всегда выражается двузначным числом.
Каждый проигрыш Шараповой — повод задуматься о недостаточном количестве игровой практики. Но график теннисистки, предусматривающий пропуск почти половины турниров Женской теннисной ассоциации (WTA) — отнюдь не каприз. Сценарий один: победа в нескольких матчах, недомогание, крупное поражение и пауза на лечение. Здоровье не позволяет ей много играть, но если не играть больше, можно так никогда и не вернуться в элиту. «Если бы я знала, в чем причина, я давно все исправила бы», — уверяет Шарапова.
В начале сезона — в Шэньчжене, на Открытом чемпионате Австралии и в Дохе — россиянка жаловалась на боль в плече. Потом заявила, что есть проблемы с ногой и легкими, а на корты Нью-Йорка в августе вышла с тейпами на запястье. Объяснить это можно либо неграмотно составленным планом тренировок, либо банальной изношенностью и усталостью организма. Первое отпадает сразу: в команде теннисистки всегда были лучшие специалисты. Шарапова просто стала заложницей возраста (к слову, довольно солидного для стремительно молодеющего тенниса — в апреле ей исполнился 31 год). Отсюда постоянные травмы, нежелание рисковать и отсутствие стабильности.
На сентябрь 2018-го Шарапова занимает 24-ю строчку мирового рейтинга. Очевидно, это совсем не то, к чему она стремилась, возвращаясь после дисквалификации зимой 2017 года. За это время ей покорился только один турнир WTA — Тяньцзинь. Момент, когда она взяла в руки кубок, должен был стать переломным. За ним по всем законам должны были прийти дальнейшие победы и уверенность. Но так же быстро, как загорелась, Шарапова и потухла. С тех пор она так и не сыграла больше ни в одном финале.
Теперь теннисистка отказалась выступать в Пекине, Москве и защищать титул в Тяньцзине, хотя, судя по публикациям в Instagram, продолжает тренироваться. «С Шараповой была ситуация 50 на 50. Она решила завершить сезон, чтобы сосредоточиться на здоровье», — заявил президент Федерации тенниса России (ФТР) Шамиль Тарпищев. Выбрала ли Мария нужные 50, остается только гадать. Но уже сейчас надежда на успех в следующем сезоне весьма призрачная.
«Тяжело быть подростком, у которого есть только мечты. Это намного сложнее, чем в 31 год иметь возможность заниматься чем захочешь», — как бы между прочим сказала Шарапова после поражения в Нью-Йорке. Для счастья в традиционном понимании у нее действительно есть все: контракты с ведущими мировыми брендами, которые приносят ей почти 10 миллионов долларов в год, собственный стремительно развивающийся бизнес, молодой человек — миллионер Александр Гилкс, ценитель искусства и знаток русского языка. Шарапова убедилась, что жизнь вне тенниса существует, но пока не может признаться, что полностью к ней готова.
В 2014-м теннисистка заявила, что собирается уйти из спорта после Итогового турнира в 2016 году. Не получилось: позорно завершить карьеру, будучи пойманной на допинге. «Я упала ниже плинтуса, боялась, что это конец», — вспоминает Шарапова в автобиографии. Все закончилось тем, что она уже два «лишних» года держит ракетку в руках. «Буду играть, пока меня не унесут с корта, пока все не поймут, что мои победы были честными», — в ее изначальные планы не входило что-то кому-то доказывать, а теперь нужно, но не получается.
За 16 лет профессиональной карьеры Шарапова не раз бросалась из крайности в крайность. Было все: первая строчка в мире и «падение ниже плинтуса» в виде 15-месячного отстранения, восхищение и зависть соперниц, рекордные заработки и исчезновение из списка Forbes. Несмотря на насыщенность, есть в этой истории какая-то недосказанность. И найдет ли Шарапова в себе силы поставить красивую точку, пока мяч и ракетка не превратились для нее в орудия пыток — большой вопрос.