До конца теннисного сезона у женщин остается полтора месяца. Впереди — статусные соревнования в Пекине, Москве и Сингапуре. Однако далеко не у всех хватило терпения дождаться Итогового турнира. Вслед за Марией Шараповой о досрочном завершении сезона объявила американка Серена Уильямс. Как для бывшей первой ракетки мира сложился сезон — в материале «Ленты.ру».
2018-й год, кто бы что ни говорил, стал для Серены Уильямс успешным. Начиная сезон в пятой сотне мирового рейтинга, к сентябрю она вошла в топ-20 и сейчас занимает 16-ю позицию. Для этого ей потребовалось сыграть всего 22 матча и победить в 17 из них. К тому же, в этом году она вновь возглавила список самых высокооплачиваемых спортсменок по версии Forbes — вполне себе достижение.
Скорее всего, Серена рассчитывала добиться большего. Но она и так прыгнула выше головы: в первом после родов и операции на сосудах сезоне американка дважды дошла до финала турниров серии «Большого шлема». Всего она приняла участие в шести, три из которых — мэйджоры («Ролан Гаррос», Уимблдон и US Open). В Открытой Эре (эпоха профессионального тенниса, начавшаяся в 1960-х годах, — прим. «Ленты.ру») подобное удавалось только двум спортсменкам: бельгийке Ким Клейстерс и австралийке Ивонн Гулагонг-Коули.
Долгожданный выход Серены на корт состоялся в марте на турнире в Индиан-Уэллсе, где американка смогла пробиться в 1/32 финала. Там она уступила старшей сестре Винус в двух сетах (3:6/4:6). Сразу после поражения Серена направилась в Майами, хотя изначально играть там не планировала и рассчитывала поберечь отвыкший от соревновательных нагрузок организм. И это было бы правильно: в Майами американку в первом же круге переиграла молодая японка Наоми Осака. «Я еще не готова играть. Сил у меня процентов на 50», — в оправдание сказала Серена на послематчевой пресс-конференции и на два месяца исчезла из тура. Ее последующее возвращение — это череда скандалов, слез и громких заявлений.
Первая неоднозначная ситуация с участием Серены сложилась на Открытом чемпионате Франции. К нему она подошла, будучи на 451-м месте в мире, и выступить смогла только благодаря защищенному рейтингу. Часть теннисисток жестко раскритиковала руководство Женской теннисной ассоциации (WTA) за несправедливый, по их мнению, принцип действия этого правила. Серена получила первый номер посева, и возмущение спортсменок было связано с тем, что в случае травмы и пропуска сезона они далеко не всегда получают такой посев. Многие, однако, за Серену вступились. Мария Шарапова, в частности, заявила, что американка заслужила эту привилегию.
Второй скандал вызвало появление Серены на корте в первом матче того же «Ролан Гаррос». Из-за проблем с сердечно-сосудистой системой Уильямс было показано заниматься физическими нагрузками только в компрессионной одежде. Тогда Nike, который создает для американки экипировку, представил для нее эффектный костюм супергероя — черный комбинезон с красным поясом.
Это сочли грубым нарушением дресс-кода. В ответ теннисные деятели прошлого (Билли Джин Кинг, например) обвинили организаторов мэйджора в сексизме. Между тем, совершенно необоснованно. Спортивные функционеры вправе требовать от спортсменов надевать одежду определенного фасона и стиля, так как выступают работодателями. Сама Серена проявила сдержанность: «Конечно, организаторы имеют право делать то, что хотят. И к тому же я все равно, наверное, больше не надену такой комбинезон. В моде не хочется повторяться», — заявила она.
Новый повод для бурных обсуждений своей персоны Серена дала все там же, на злосчастном Открытом чемпионате Франции. За час до матча с Марией Шараповой она отказалась играть из-за травмы плеча. Эта встреча должна была стать центральным событием грунтового сезона. Все понимали, что американка в нынешнем состоянии может уступить: Шарапова находилась в лучшей за несколько месяцев форме. Отчасти поэтому после снятия Уильямс обвинили в трусости. Была ли у Серены травма на самом деле, остается только гадать. Но если была, то случилась она как нельзя кстати.
После неудачи в Париже американка пропустила почти месяц. Она снялась со всех подводящих к Уимблдону травяных турниров и пропала со всех радаров: не публиковала новых фото, не показывалась в общественных местах, не давала комментариев. Это казалось странным, ведь Серена — в высшей степени публичный человек, который любит повышенное к себе внимание. Поползли даже слухи о досрочном завершении сезона. Как бы не так: Серена не просто вышла на корт в Лондоне, она добралась до финала Уимблдона. Лишь раз по ходу турнира она не сумела завершить борьбу в двух партиях.
В финале она уступила немке Ангелик Кербер со счетом 3:6, 3:6. «Проиграла не по делу, хотя Ангелик была хороша», — признался тренер американки Патрик Муратоглу. По правде говоря, поражение Уильямс было именно по делу: она просто не смогла справиться с нервами и допустила непростительное количество ошибок. На кону стояло слишком многое — 24-я победа на турнирах «Большого шлема» (пока не побитый рекорд Маргарет Корт), да еще и в первом после перерыва сезоне.
Нервное напряжение достигло апогея в финале Открытого чемпионата США, когда Уильямс устроила истерику и обвинила судью Карлоса Рамоса в сексизме. Все началось с подсказки тренера, которые в теннисе запрещены. Серена получила предупреждение, но обвинения в коучинге отрицала: «Вы обязаны сказать всем, что я не обманываю!» — требовала она. Судья никак не отреагировал на ее выпады.
В четвертом гейме второго сета при счете 30:40 на своей подаче американка отправила мяч в сетку и от бессилия разбила ракетку о корт. За это она совершенно справедливо была наказана очком. Произошедшее вывело Серену из равновесия, она назвала Рамоса вором и сексистом, за что лишилась целого гейма. В итоге американка уступила Наоми Осаке, которой уже проигрывала в марте в Майами, и второй раз в сезоне отдала «Шлем».
Эта история вызвала волну споров, которые не утихают до сих пор. Тренер Серены сознался, что пытался помочь ей с трибуны. Уильямс же настаивала, что не видела подсказок, и будь то мужской финал, подобного бы не случилось. Позже она назвала признание Муратоглу бредом.
В сети ситуацию окрестили позором для тенниса, а на Серену даже нарисовали обидную карикатуру. Жалость проснулась ко всем: к незаслуженно обвиненному арбитру, к Осаке, которой пришлось извиняться перед зрителями за победу, и к Уильямс, которая всеми силами пыталась удержать ускользающее величие.
Теперь Уильямс досрочно завершила сезон. О новых травмах она не сообщала, а вот психологически, очевидно, истощилась. Возможно, отказ от участия в турнирах в этом году — единственный выход для бывшей первой ракетки мира, если она хочет продолжать выступать на высоком уровне.
26 сентября Уильямс отметила 37-й день рождения. На данный момент она самая возрастная теннисистка первой двадцатки мирового рейтинга. За этот сезон она совершила небывалый прорыв, хотя все это и сопровождалось скандальной мишурой и ненужными истериками. Да, Серена начала больше нервничать и чаще ошибаться, но удар американки остается сильнейшим в мире, а один ее взгляд заставляет робеть многих, даже опытных спортсменок.
Не так давно Уильямс призналась, что не прочь родить второго ребенка: «Я определенно хочу двоих детей. И, будем надеяться, мое желание осуществится. Правда, не прямо сейчас. Год назад мне показалось, что с теннисом покончено. А теперь хочу играть», — сказала она. Ни одна ставшая мамой теннисистка, кроме Ким Клейстерс, еще не возвращалась на первую строчку мирового рейтинга. Но вряд ли кто-то удивится, если Серена уже в следующем сезоне повторит достижение легендарной бельгийки.