Российские власти ополчились на контрафакт — государство запускает масштабную онлайн-систему отслеживания всей продукции определенных категорий на всей территории страны. В режиме реального времени с помощью маркировки будет фиксироваться производство и продажа каждой единицы товара. Подобные системы внедряются во многих государствах, но Россия неожиданно оказалась во главе процесса. Другие страны решили ограничиться несколькими позициями, обычно это сигареты, алкоголь и лекарства, у нас же планируют взять под контроль все вплоть до молока и автомобильных покрышек. Авторы программы обещают победу над контрафактом в обмен на рост цен и необходимость стукачества. Маркировка на миллиарды — в материале «Ленты.ру».
Перечень из 10 товарных групп был утвержден распоряжением правительства еще 28 апреля. С 2019 года обязательной маркировке подлежат: табак, духи, обувь, постельное белье, кухонные полотенца, скатерти, пальто, куртки и другие виды одежды, шины и пневматические покрышки, фотокамеры и лампы-вспышки. Крайний срок введения маркировки табачной продукции — 1 марта 2019 года, для обуви — 1 июля 2019 года, для остальных групп товаров — 1 декабря 2019 года. Также в течение нескольких лет планируется начать отслеживать товары животного происхождения, ювелирные изделия, древесину, лекарства и пиво.
Толчок к развитию систем маркировки дал президент России Владимир Путин, который в декабре 2017 года одобрил решение правительства о создании до 2024 года системы сплошной маркировки товаров на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Отслеживать перемещение товаров будет система «Честный ЗНАК». Маркировка начнется с этапа производства, на котором для каждого товара будет сгенерирован индивидуальный код. Этот код будет считываться во всех ключевых точках: в логистическом терминале, при размещении в магазине и на кассе. После продажи автоматически фиксируется, что код вышел из оборота. При попытке продать товар с поддельным кодом система автоматически сообщит в отраслевой контролирующий орган.
Реализацией проекта займется ЦРПТ, принадлежащий структурам совладельца USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому. Как сообщили в ЦРПТ, инвестиции в проект составят свыше 200 миллиардов рублей за 15 лет. Окупиться проект должен менее, чем за 7 лет. Регистраторы эмиссии (устройства для получения кодов маркировки у оператора) будут предоставлены бесплатно, но за присвоение каждому товару индивидуального кода предприниматели выложат по 50 копеек, причем вне зависимости от продукции. Исключение авторы готовы сделать только для лекарств стоимостью ниже 20 рублей — их маркировка будет бесплатной. Расценки пока проходят согласование в правительстве и еще могут измениться.
Интеграция автоматизированных систем контроля Федеральной налоговой службы (ФНС) и таможенных баз данных позволит властям в режиме реального времени отслеживать перемещение каждой единицы товара и получить полную картину о состоянии рынков и поведении их участников. Заявлено, что в результате вырастет эффективность борьбы с контрафактом, коррупцией и прочими злоупотреблениями, укоренившимися в торговле.
Ожидаемая выгода, по расчетам ЦРПТ, составит триллион рублей в год, а стоимость товаров якобы снизится на 10 процентов «при самом консервативном сценарии». Предполагается, что система резко ударит по серому рынку, значительно увеличив доходы легальных предпринимателей, что позволит им снизить цены для потребителей. Онлайн-система, по мнению авторов, также должна помочь предпринимателям оптимально планировать производство, снижать запасы и повышать оборот продукции.
Сами производители, даже поддержавшие систему маркировки, скептически воспринимают аргументы в пользу снижения цен за счет вытеснения контрафакта и оптимизации логистики. «На цены влияет конечный спрос. Рынок сейчас в сложном положении, поэтому за счет покупателей отбить затраты не получится. Сценарий, что цены пойдут вниз тоже маловероятный», — говорит гендиректор Обувного союза Наталья Демидова. Максим Курганский, руководитель отдела по противодействию нелегальной торговле табачными изделиями «БАТ Россия», считает очевидным, что дополнительные расходы на маркировку могут увеличить себестоимость продукции и, следовательно, сделать ее дороже. «Например, если стоимость генерации одного кода для маркировки одной пачки составит 50 копеек, то ежегодные расходы всей табачной отрасли превысят шесть миллиардов рублей», — заметил он.
Программное обеспечение предоставят бесплатно, но производителям понадобится специальное оборудование для печати и нанесения кода. Сейчас ими пользуются далеко не все, а стоят они достаточно дорого. Например, в фармацевтике, по расчетам ЦРПТ, расходы небольших производств на технологическое перевооружение составят от 3,1 миллиона до 6 миллионов рублей, для высокоскоростных производственных линий, которые используют крупные предприятия, — от 7,5 миллиона до 14 миллионов рублей. В табачной индустрии, по оценке Курганского, расходы на оборудование составляют порядка 10 миллионов рублей на линию.
При этом необходимого оборудования в России не производят — решать этот вопрос будут параллельно с внедрением новых правил. Импортозамещением займется «дочка» госкорпорации «Ростех» — концерн «Автоматика», который для поставленной задачи создал специальную компанию «ТрекМарк». Основным собственником «ТрекМарк» является ЦРПТ, которому принадлежит 46 процентов. Также долей владеют Российский фонд прямых инвестиций (10 процентов) и швейцарская компания SICPA (44 процента). По сообщению ЦРПТ, в начале осени шли переговоры о поставках с 290 предприятиями. Оборудование для маркировки можно приобрести по программе льготных займов от Фонда развития промышленности.
Главные трудности ожидают импортеров, которым придется договариваться с иностранными поставщиками, чтобы они также подключались к российской системе или маркировали продукцию при ввозе в страну. «В России все будет проще, у многих производителей уже есть принтеры, будут при помощи специального оборудования или руками клеить коды на коробки. Импортерам сложнее, товары производятся на разных фабриках, с которыми, видимо, придется договариваться. Если же закупает небольшая компания, ИП, то сложно договориться об отдельной маркировке на заводе. Тут предлагают услуги ЦРПТ и логистические компании, которые будут до границы решать эту проблему», — сообщила Демидова.
С января уже работает пилотный проект по маркировке табака. На первом этапе участвовали крупные производители, занимающие более 95 процентов рынка в России — Philip Morris International, Japan Tobacco International, British American Tobacco, Imperial Tobacco, дистрибьюторы, через которых реализуется более 88 процентов табачной продукции, — «Мегаполис», СНС, ретейлеры — X5 Retail Group, Metro C&C, «Лента», «Магнит», «Дикси».
Уже в феврале производители начали наносить цифровой код на пачки, 31 июля завершился первый этап эксперимента. По его итогам было промаркировано 570 тысяч пачек. К концу года объем промаркированной табачной продукции должен вырасти до 250 миллионов пачек. Участники пилота надеются, что за счет маркировки удастся решить проблему нелегальной торговли табаком. В первом квартале 2018 года доля нелегального рынка сигарет в России увеличилась до 7,7 процента против 4,6 процента годом ранее, следует из исследования аналитического агентства Kantar TNS.
«Мы поддерживаем использование двухмерного Data Matrix кода [квадратный штрихкод, используемый для кодирования данных] для маркировки табачной продукции, так как это простой и удобный инструмент прослеживания движения табачной продукции от производителя до конечного потребителя. Кроме того, выбор цифровой маркировки не требует от производителей радикальной перестройки производства, так как данная технология ориентирована на использование уже имеющегося на фабриках оборудования», — заявил Сергей Головко, вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России. По его мнению, с полным переходом всех участников табачного рынка на обязательную маркировку работа производителей вне системы учета и прослеживания станет невозможной, а продукция без цифрового кода — нелегальной.
По данным исследования нелегального рынка, проведенного агентством Kantar TNS в начале 2018 года, 63 процента нелегальных сигарет попадали в Россию либо из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), либо под видом транзита через их территорию. Еще 32 процента занимает табачная продукция под брендами небольших отечественных фабрик, находящаяся в обороте без акцизной марки, либо с поддельной маркой.
Эксперты отмечают, что многие производители такого уровня весомую долю своей продукции продают нелегально. Показателен пример Моршанской табачной фабрики. В сентябре этого года ее генерального директора приговорили к 3 годам и 10 месяцам колонии за налоговые преступления. Ущерб занижения акцизов был оценен в 60 миллионов рублей. При этом учитывались действия только за 2010-2011 годы. Сейчас в отношении него заканчивают еще одно дело по более поздним эпизодам, там объем ущерба предварительно оценен более чем в миллиард рублей.
Впрочем, цифровая маркировка позволяет подтвердить подлинность и проследить движение только легальных сигарет, которые продаются через легальные каналы продаж. «Она может стать хорошим подспорьем в борьбе с распространением подделок. Однако основную часть теневого табачного рынка маркировка не покроет — нелегальный товар продается на рынках, с рук, через другие нелегальные каналы», — справедливо заметил Курганский. Ожидается, что сами покупатели начнут сдавать точки нелегальной торговли. Как указано в отчете Минпромторга (есть в распоряжении «Ленты.ру»), в рамках пилотного проекта планируется так же опробовать платформу общественного контроля «с мотивацией покупателей выявлять случаи обнаружения нелегальной продукции и сообщать о нарушении за денежную компенсацию». Не исключено, что опыт перенесут и на другие отрасли. Проинформировать о нелегальной торговле за денежное вознаграждение можно будет через приложение «Честный ЗНАК», позволяющее самостоятельно сканировать код.
Представители рынка парфюмерии 31 мая направили президенту России Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо, в котором просили президента не вводить маркировку. Они настаивают, что рынок и так находится под контролем Роспотребнадзора и Федеральной таможенной службы (ФТС), помимо этого спиртосодержащая продукция учитывается и в ЕГАИС.
Позднее, в августе, парфюмеров поддержало Министерство экономического развития, которое согласилось с предложением президента российской Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергея Катырина не вводить маркировку для духов и туалетной воды. В министерстве также посчитали, что существующая система контроля обеспечивает достаточную прозрачность рынка. Как отмечается в официальном ответе, контрафакт не является существенной проблемой рынка, а введение обязательной маркировки «повлечет за собой дополнительные избыточные затраты для участников рынка, а также дублирование информации».
Фермеры, которым также вскоре придется ставить на свою продукцию новые знаки, пока не выработали единой позиции. Одни считают, что обременения просто увеличат затраты и добьют малый бизнес, другие считают, что достоверная информация укрепит позиции добросовестных фермеров. «Мы спрашивали и фермеров, и производителей. Одни резко против, они считают, что процедура только затруднит доступ к рынкам, поскольку расходы вырастут. Плюсов при этом никаких в ней не видят. Другие надеются, что достоверная информация о происхождении товаров позволит привлечь покупателей и укрепить позиции», — рассказала вице-президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Ольга Башмачникова.
Проблема в том, что непонятно, как все будет реализовываться на практике, механизм, который обеспечит участие крестьянских хозяйств пока не проработан и, видимо, проблемы будут решать уже в ходе пилота. «Это, как всегда, палка о двух концах. Потребители должны знать, что покупают. Но ключевой вопрос, какие затраты потребуются. Например, один фермер уже стал самостоятельно маркировать индейку, но там затраты на принтер составили всего пять тысяч рублей. А если понадобится какое-то дорогое оборудование, то многие просто разорятся и сменят сферу деятельности. Нужно оценить регулирующее воздействие, придется ли фермерам брать расходы на себя», — отметила Башмачникова.
Разошлись мнения о целесообразности маркировки и на пивном рынке. Причем среди флагманов индустрии. Объединение участников пивобезалкогольного рынка (ОУПР), которое раньше активно выступало против маркировки пива на базе ЕГАИС, восприняло переход на «Честный ЗНАК» без возражений. Московская Пивоваренная Компания уже готова запускать пилотный проект.
С другой стороны, члены Союза российских пивоваров (в него входят, в частности, «Балтика» (часть Carlsberg), AB Inbev Efes и Heineken) выступили против маркировки, неважно — бумажной или электронной. Члены союза уверены, что это дополнительная и излишняя нагрузка на бизнес, за счет расходов на закупку и обслуживание нового оборудования. По оценке AB InBev Efes, установка оборудования для нанесения маркировки на одной производственной линии обойдется примерно в миллион долларов. Между тем на крупном заводе таких линий не меньше десяти. Пивовары заметили, что готовы к диалогу и хотят услышать, каким образом эти затраты будут компенсировать бизнесу.
Пока главная компенсация, которую предлагают предпринимателям — возможность отсечь контрафакт и повысить прозрачность рынка. Учитывая специфику бизнеса в России, не все это расценивают как однозначное преимущество. Система маркировки может стать достаточно мощным фильтром, который, как за счет цены входа, так и за счет тотального контроля продукции может отсечь ощутимую часть малого и среднего бизнеса. Предприятия такого уровня под гнетом экономических проблем стали все активней перемещаться в серую зону, маркировка же только ускорит этот процесс.