«Рассмотрим всех приличных» — так сегодня принято писать в описаниях квартир, сдаваемых в аренду. Собственники стараются не указывать в объявлениях свои требования к будущим жильцам, предпочитая обсуждать все актуальные вопросы при встрече, — съемщики в очередь не выстраиваются, так зачем же заранее их отпугивать? Однако практика показывает: на арендном рынке по-прежнему процветают расизм, зоо- и педофобии.
Что общего у китайцев, студентов, детей и животных? Правильно, все они — кандидаты на отчисление с рынка аренды жилья.
По данным «ИНКОМ-Недвижимость», в московских рекламных объявлениях докризисного периода (до 2014 года) лишь 15 процентов наймодателей давали добро на заселение квартирантов с детьми и кошками или собаками, в 2015-м их число выросло до 50 процентов и сохранялось на том же уровне в течение двух лет. Но в последнее время направление вектора лояльности вновь изменилось: сегодня уже лишь треть наймодателей не против того, чтобы квартиранты вселялись с несовершеннолетними и животными.
Оксана Полякова, заместитель директора департамента аренды квартир «ИНКОМ-Недвижимость», отмечает: «Большинство владельцев квартир, сдающих свои объекты на длительный срок, — и это по-человечески понятно — очень беспокоится о том, кто станет их жильцами. Но они стараются избавляться от привычки отсеивать кандидатов заочно, руководствуясь лишь стереотипами и предрассудками. Если вы не желаете, чтобы объект простаивал, в ваших интересах встретиться с каждым потенциальным квартирантом лично». В среднем, по данным Поляковой, число отказов на рынке аренды сократилось вдвое по сравнению с докризисным периодом.
Тем не менее фраза «Азию не предлагать» в разных вариациях встречается в каждом втором интернет-объявлении о сдаче столичной квартиры в аренду.
«Сдавая квартиру жителям ближнего зарубежья, хозяева иногда опасаются, что через какое-то время увидят в ней всю семью своего съемщика, включая близких и дальних родственников и друзей, — поясняет Мария Жукова, управляющий директор компании "МИЭЛЬ-Аренда". — Также у некоторых арендодателей существует предубеждение, что нежелательно сдавать квартиру студентам, потому что они будут устраивать шумные вечеринки, мешать соседям или не смогут вовремя оплачивать аренду. Однако студент студенту рознь, и на время учебы аренду, как правило, берут на себя родители».
Практически в каждом несовершеннолетнем владельцы ценных метров видят героя киношедевра 1990-х «Трудный ребенок». Дети (как и собаки, и кошки) портят мебель, разрисовывают обои и шумят. Доказать, что в съемной квартире они будут вышивать крестиком и очень тихо разучивать гаммы, невозможно.
В черном списке также зачастую оказываются одинокие молодые мужчины, «совместные» арендаторы — люди, снимающие жилье в складчину, пары, состоящие в неофициальном браке, курильщики, а также геи. Последние для облегчения своей арендаторской участи создают целые сообщества в социальных сетях, посвященные вопросам найма недвижимости, — «Гей Жилье», «Гей-соседи» и прочие.
«Плохому» арендатору стать белым и пушистым в глазах собственника квартиры не просто, но возможно.
«Всегда имеет смысл узнать мотивы, почему собственник выставил то или иное требование в объявлении, — говорит эксперт портала недвижимости Domofond.ru Ирина Филатова. — Выписка со счета поможет доказать, что вы регулярно получаете зарплату. Дополнительные условия в договоре снимут опасения по поводу сохранности имущества, а рекомендации от предыдущих арендаторов успокоят хозяев нового жилья. В конце концов, можно предложить за съем немного больше, чем просят. Это может стать хорошим аргументом в вашу пользу».
Частнопрактикующий риелтор Александр Харыбин дает другой совет: стать «понятным» арендатором, то есть четко обозначить, кто вы такой и зачем нужна квартира. «Например, вчера одну из моих квартир смотрел мужчина, армянин, — рассказывает Харыбин. — Жить будет с женой и ребенком 12 лет. Взрослый, хозяйственный, с московской пропиской. Я знаю, что у него ребенок учится в школе рядом, что он покрасит и освежит стены и фасады на кухне. Все понятно. Многие агенты и собственники только по акценту сразу отказываются. А поговорить? Если вам часто отказывают — постарайтесь донести до собственника или его агента (иногда это сложнее), что вы понятный и хороший наниматель».
Евгений Лучинин, сооснователь проекта «Локалс», соглашается: «сложному» арендатору нужно либо понравиться хозяину, либо предложить двойной залог.
А Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой», советует искать съемную квартиру только с помощью риелтора. «Собственники, сдающие свое жилье через агентов, обычно (на подсознательном уровне) уверены, что профессионал прекрасно разбирается в людях и ненадежных арендаторов им не предложит», — указывает она.
Другой вариант — попросить бывших арендодателей написать положительную характеристику. В «Avito-Недвижимость» считают, что залог успеха при найме квартиры — опрятная одежда: арендатор при первой встрече с хозяином должен выглядеть так, как будто знакомство очень для него важно. Наконец, можно находить нестандартные компромиссы. «Допустим, вы не можете сойтись в цене, — поделился один из экспертов Avito. — Чем вы можете быть полезным? Предложите подготовить сына хозяев к ЕГЭ по математике в счет части оплаты, если вы репетитор. Может быть, вам утром по пути — и вы можете подкидывать хозяина до метро пару раз в неделю».
Платить арендодателю и заодно работать у него бесплатным водителем — схема для съемщиков с поистине ангельским характером. Эксперты сходятся в одном: нельзя обманывать владельцев жилья и скрывать кота в мешке — будь то наличие ребенка, игуаны или членство в клубе любителей пеларгоний (такой реально существует).
Естественно, если наймодатель — ярый гомо- и прочий антропофоб, все вышеперечисленные советы арендатору не пригодятся. «С юридической точки зрения владелец вправе распоряжаться своим имуществом так, как хочет, и сдавать жилье в аренду людям на свое усмотрение», — отмечает Ирина Филатова.
Квартиросъемщику в то же время следует помнить о том, что ни в Москве, ни в большинстве других российских городов нет острого дефицита арендного жилья. Филатова советует тратить силы не на уговоры собственника, а на поиски другой квартиры, владелец которой не будет предъявлять сверхтребований к арендатору.
В свою очередь Мария Жукова, управляющий директор компании «МИЭЛЬ-Аренда», взывает к разуму владельцев жилья. «Никогда нельзя узнать заранее, как будет вести себя тот или иной арендатор, пока он не начнет жить в квартире, и часто первое впечатление может оказаться обманчивым, — увещевает она. — Нередки случаи, когда студенты, которым собственники изначально не хотели сдавать жилье, в итоге оказывались прекрасными арендаторами, аккуратными и ответственными, а бывало и напротив. Например, в нашей практике был случай, когда молодой человек с достаточно высокооплачиваемой работой буквально завалил съемную квартиру мусором. К собственнику стали поступать жалобы от соседей на невыносимый запах, распространяющийся из квартиры, после чего обнаружилось, что арендатор просто складировал мешки с мусором в доме. Также был случай, когда арендатор, снимавшая квартиру, без ведома собственника покрасила все потолки в коричневый цвет. Это было сделано якобы для отпугивания злых духов».
Да, ангел может оказаться чертом, поэтому сдача квартиры в аренду всегда сопряжена с рисками. «Ответственность, аккуратность и платежеспособность не имеют национальности, никак не связаны с видом деятельности человека, количеством у него детей и животных. А это значит, что портрет идеального квартиросъемщика стандартизировать нельзя», — подчеркивает Ирина Доброхотова.
Его, впрочем, попытался «нарисовать» Евгений Лучинин: «Всем нужны москвичи, девушки без вредных привычек, чтобы дома не жили и желательно там не дышали».
Но это уже невозможно с чисто медицинской точки зрения.