«Лента.ру» продолжает цикл публикаций о ворах в законе — генералах преступного мира. Появившись в начале XX века, они очень скоро встали во главе организованной преступности СССР, а затем и России. В предыдущей статье мы рассказывали о Владимире Вагине по кличке Вагон: включенный США в международный преступный синдикат «Братский круг», недавно он при таинственных обстоятельствах погиб в колонии. А вот Кахабер Парпалия (Каха Гальский) ни разу не был ни в тюрьме, ни даже на скамье подсудимых. Это не помешало ему стать держателем всероссийского воровского общака с сотнями миллионов долларов, обосноваться в особняке на Рублевке и назначать смотрящих в регионы России. Впрочем, на пути Кахи Гальского к криминальным вершинам случались и кровавые разборки, и покушения от киллеров-мстителей...
Кахабер Парпалия — мегрел (субэтническая группа грузин) по национальности — появился на свет 1 июня 1976 года в абхазском городе Гали. В каком-то смысле призвание Кахи было предопределено с детства, когда за воспитание мальчика всерьез взялся его родной дядя, вор в законе Чиро Шония (Чиро Гальский). Он пользовался непререкаемым авторитетом у племянника, Каха стремился во всем подражать дяде.
Преступную карьеру Чиро начал в 17 лет: его осудили за кражу и приговорили к двухлетнему сроку. Освободившись, молодой авторитет практически сразу вновь угодил на нары за рецидив. Уголовником Чиро был лихим: этому способствовали и его непростой характер, и увлечение наркотиками. Под их воздействием он становился совершенно неуправляемым — например, оказавшись на Сахалине, устроил дебош в одном из местных кафе, а пытавшемуся его задержать оперативнику разбил лицо в кровь каменной пепельницей. За это Чиро в очередной раз арестовали и поместили в СИЗО.
Оказавшись за решеткой, авторитет притворился, что плохо понимает русский и грузинский языки — упирая на свою этническую принадлежность, Чиро требовал переводчика с мегрельского и с удовольствием наблюдал, как стражи порядка сбиваются с ног, ища нужного специалиста. Правда, вскоре радости у Чиро поубавилось: в камере у него началась жесточайшая наркотическая ломка, а все пути, которыми ему могли бы поставить зелье, тюремщики отрезали.
Неудивительно, что с таким примером для подражания молодой Каха Парпалия быстро пошел по кривой дорожке. При помощи дяди, по праву ставшего вором в законе в марте 1992 года, Парпалия тоже получил воровской титул — благодаря протекции Чиро воровской мир закрыл глаза на то, что Каха даже ни разу не был судим, а именно судимости, причем по определенным статьям УК, являются обязательным условием получения воровского титула. Несмотря на это, в мае 1999 года Парпалия стал вором в законе, получив прозвище по месту рождения — Гальский.
Не в пример дяде, который на своем веку оказывался за решеткой восемь раз, Каха Гальский к 43 годам никогда не был на скамье подсудимых, что удивительно, учитывая его положение в криминальном мире. При этом от Чиро племянник перенял его взрывной характер — и не раз конфликтовал с другими ворами в законе. Так, в 2007 году Гальский ввязался в серьезный конфликт с авторитетом Тамазом Пипией (Сухумский), прикованным к инвалидному креслу после аварии. В итоге последний едва не лишился воровского титула.
Противостояние воров началось с того, что Гальский в компании друга, вора в законе Георгия Углавы (Тахи), пришел в московский ресторан, принадлежащий сыну Сухумского. Вскоре Тахи, успевший хорошо принять на грудь, стал возмущаться обслуживанием и нецензурно грубить официантам. Настроение авторитета безнадежно испортил и тот факт, что музыканты, чей рабочий день закончился, отказались играть заказанную им мелодию. Испугавшись буянившего Тахи, ансамбль поспешил за помощью к хозяину. Тот вышел к гостям и попросил угомониться. На что Тахи назвал свою кличку и презрительно заявил: мол, они с Гальским воры в законе и вольны делать все, что хотят.
Несколько обескураженный хозяин ресторана вернулся в свой кабинет и позвонил отцу. Выслушав сына, Сухумский заявил, что, во-первых, такого вора, как Тахи, он не знает. А во-вторых, отметил, что настоящий вор никогда не будет себя вести подобным образом — ведь, по воровским понятиям, это недопустимо. Сын Сухумского, недолго думая, снова вышел к гостям и во всеуслышание заявил, что Тахи и Гальский — самозванцы, не имеющие никакого отношения к воровскому миру. Ответом на это был удар в лицо, который ресторатор получил от рассвирепевшего Тахи, силовую поддержку которому оказал и его друг Гальский. Побитый ресторатор ретировался в свой кабинет — и вызвал подмогу.
Помощь не заставила себя ждать: вскоре в ресторан заявился зять Тамаза Сухумского, молодой, но очень влиятельный авторитет по кличке Адлан, в сопровождении отряда чеченцев. Впрочем, сразу в бой бригада мстителей не кинулась — вначале кавказцы попытались выяснить, по какому праву Тахи и Гальский позволяют себе такое поведение. Окончательно переборщивший к этому моменту с алкоголем Тахи ответил Адлану потоком ругательств, после чего чеченец кинулся на обидчика, но его оттащили спутники. Тогда Адлан схватил со стола пепельницу и запустил ее в Углаву, угодив тому в голову.
Увидев, как из пробитой головы противника льется кровь, кавказцы скрылись, успев перед этим избить и Гальского. Тахи повезло — его ранение оказалось не слишком серьезным, а вот обиду на чеченцев он затаил лютую. По некоторым данным, помочь ему отомстить вызвался вор в законе Ровшан Джаниев (Ленкоранский). Он поставил условие: сам Ленкоранский разберется с Адланом, а взамен Тахи и Каха Гальский станут помогать ему в спорных вопросах.
Как бы там ни было, а спустя некоторое время на одной из улиц Москвы два автомобиля заблокировали проезд Mercedes, в котором сидел Адлан. Не успел чеченец что-либо понять, как из салонов выпрыгнули крепкие парни с бейсбольными битами в руках и, вытащив из машины Адлана, забили того насмерть. Казалось, Тахи и Гальский взяли верх над оппонентами — однако это был лишь первый раунд их войны с чеченцами.
После конфликта в ресторане и убийства Адлана Каха Гальский решил перебраться в Европу — вероятно, чтобы залечь на дно и дождаться, пока не утихнут страсти. В качестве временного убежища авторитет выбрал Испанию — страну, которую давно облюбовали российские воры в законе и члены крупнейших ОПГ. На испанских берегах Гальский быстро стал воплощать в жизнь всевозможные криминальные схемы обогащения — и также быстро угодил в немилость у испанской полиции. В 2013 году при ее содействии авторитет был объявлен в розыск по линии Интерпола.
Гальский понимал, что возвращаться в Москву при отсутствии российского гражданства было рискованно: если бы его поймали в столице, то легко могли бы депортировать в Испанию, что грозило тюрьмой. Поэтому вместе с верным Тахи авторитет решил отправиться в Одессу. Время было самым подходящим: из-за сложной политической обстановки властям Украины было явно не до авторитетов, бегущих от Интерпола. Поэтому в Одессе воровской тандем спокойно начал жить в свое удовольствие. Впрочем, это безбедное существование быстро омрачилось конфликтом с вором в законе Лексо Логуа (Гальский), который волей судьбы тоже проживал в Одессе. Оппоненты не поделили сферы влияния в городе.
Заочные перепалки воров переросли в открытый конфликт в январе 2014 года, когда они столкнулись около одного из одесских увеселительных заведений. Увидев Тахи и Гальского, Лексо достал пистолет и сделал предупредительный выстрел в воздух. Однако воров это не остановило: они продолжили двигаться к противнику. Тогда Лексо направил пистолет на Тахи и Гальского и нажал на спусковой крючок — но ствол дал осечку. После этого авторитеты набросились на незадачливого стрелка и принялись его избивать.
Друзья Лексо кинулись было ему на помощь — но их остановил Гальский: выкрикнув, что он вор и, назвавшись, приказал не вмешиваться в конфликт. Те подчинились. Вскоре после этого с подачи Ровшана Ленкоранского Лексо Логуа был лишен воровского титула. Основанием для этого стал «позорный» выстрел в воздух. В воровском мире посчитали, что такими приемами пользуется только полиция, а воры в законе, если и берутся за пистолеты, то сразу стреляют в цель.
Пока Каха Гальский обитал то в Европе, то в Одессе, за ним пристально наблюдали члены местного чеченского криминалитета, которые были в курсе истории гибели Адлана. Они сообщили о передвижениях Кахи московским «братьям», после чего те отправили в Одессу свой карательный отряд. Именно ему приписывают покушение на Гальского, которое было совершено 12 сентября 2014 года. В тот день вор в законе вместе с товарищем и 17-летней моделью колесили по ночному городу. В момент, когда их машина оказалась неподалеку от гостиницы «Аркадия Палас», по ней открыли огонь сразу из трех проезжавших мимо автомобилей — двух седанов Merсedes и внедорожника Gelandewagen.
С первыми выстрелами Гальский успел пригнуться, что спасло ему жизнь и уберегло от ранений. Выбравшись из изрешеченной машины, он успел скрыться до прибытия полиции. Друга вора в законе ранили, но он быстро пришел в себя и на утро сбежал из госпиталя, куда его доставила «скорая». Но несчастной девушке не повезло — в нее угодило несколько пуль, и она скончалась на операционном столе. После похорон подруга погибшей стала всячески отрицать, что жертва покушения находилась в машине с авторитетами: мол, модель просто шла по улице после очередной фотосессии — и случайно попала под пули.
Вскоре после расстрела в Одессе местные стражи порядка задержали трех причастных к нему уроженцев Молдовы — но заказчиков преступления те так и не сдали.
Считается, что смотрящим за российским воровским общаком Каха Гальский стал вскоре после ареста лидера преступного мира страны, вора в законе Захария Калашова (Шакро Молодой). Сам по себе общак — это казна воровского мира, куда все авторитеты вносят деньги. Фиксированной суммы «взносов» нет: сколько отдать, каждый вор решает самостоятельно. Всероссийский общак складывается из региональных «филиалов», за которыми назначается «смотрящим» наиболее достойный из воров.
Сумма, хранимая в общаке, строго подотчетна и расходуется на нужды воровского мира: из него берутся средства на адвокатов, помощь близким погибших воров или авторитетам, попавшим за решетку. Сколько всего денег в российском воровском общаке, само собой разумеется, держится в секрете. Тем не менее есть основания полагать, что эта сумма исчисляется сотнями миллионов долларов.
Когда Шакро осенью 2014 года вернулся из Испании, где отбывал тюремный срок за отмывание денег и создание преступной группировки, то первым делом инициировал проведение аудиторской проверки общака. Как он и ожидал, выяснилось, что далеко не все «смотрящие» в регионах чисты на руку. Некоторые из них пытались задобрить воровского короля щедрыми подарками — но тот был неподкупен. Впрочем, закончить ревизию Шакро помешал арест, который недавно обернулся почти десятилетним тюремным сроком.
Пока Шакро был на свободе в России, воровскую казну контролировал его племянник — Давид Озманов (Дато Краснодарский). Однако после 2011 года его позиции отнюдь не были сильными: он стал жертвой войны «тяжеловесов» преступного мира — Тариэла Ониани (Таро) и Аслана Усояна (Дед Хасан). Дато открыто поддерживал Хасана, его подпись стояла под знаменитой «малявой» (воровским посланием) о лишении Таро титула вора в законе (орфография и пунктуация сохранены):
«ВОРОВСКОЙ ПРОГОН! Приветствуем Вас Порядочный Люд! Данным ПРОГОНОМ арестанты СТАВИМ Вас в курс — тариэл ониани — ***** (девушка с максимально заниженной социальной ответственностью). На эту ***** (та же девушка) НАМИ ВОРАМИ вынесено РЕШЕНИЕ. Находящийся на данный момент на Централе Матросская тишина. При встрече с ним поступить в соответствии!».
За свою подпись Дато едва не поплатился жизнью: в тот момент, когда он находился в Бельгии, на него напали пятеро сторонников Таро и нанесли многочисленные ножевые удары в голову и тело. По одной из версий, оппоненты хотели лишь припугнуть жертву, однако характер ран говорил о том, что Дато все же пытались убить. Но вору повезло: он чудом выжил. И хотя в декабре 2017 года один из его обидчиков был убит, до конца Озманов от покушения так и не оправился. Поэтому после ареста Шакро Молодого он передал свои полномочия воровского «казначея» Кахе Гальскому, чью кандидатуру поддержало большинство авторитетов на одной из воровских сходок.
Став куратором всероссийского общака, Каха Гальский получил и контроль над его региональными «филиалами» — причем в некоторых из них пришлось пойти на кадровые перестановки. К примеру, казну своего родного города Гали авторитет решил передать в ведение амбициозного вора в законе Рауля Барцбы (Пыза). Несмотря на то, что речь шла всего лишь о доходах от бизнеса по продаже орехов — нескольких десятках тысяч долларов — Пыза просто жаждал лично контролировать этот кусок пирога. Собрав около 300 сторонников, летом 2018 года он прибыл к дому Чиро Шонии — дяди Кахи Гальского, который на тот момент заведовал ореховой казной.
Как только Чиро вышел навстречу визитерам, в ситуацию по телефону вмешался Гальский. Он сообщил дяде, что отныне местная казна будет находиться в руках Пызы. Чиро перечить племяннику не стал — и сдал свои полномочия. Поговаривали, что такое неоднозначное решение Гальский принял, чтобы не развязывать кровавой бойни, на которую вполне мог решиться вспыльчивый Пыза. О его лихом нраве к этому моменту воровской мир знал хорошо — особенно после истории, случившейся в Абхазии в 2017 году.
Тогда в дом, где Пыза вел деловые переговоры, ворвались трое воров в законе — Роман Дмитриев (Рома Ставропольский), Рашад Исмаилов (Гянджинский) и Нико Дгебуадзе (Гагринский). Их натравил на Пызу его давний враг, главный вор Азербайджана Надир Салифов (Лоту Гули). Не дав жертве опомниться, налетчики попытались его избить. Однако Пыза успел выхватить пистолет и открыть огонь, ранив Гянджинского в руку. После этого троица ретировалась. Воровской мир долго не мог решить, правильно ли Пыза поступил, ответив на рукоприкладство огнестрелом. Но авторитет все же сумел доказать, что так защищался — и все претензии к нему были сняты.
Еще одной причиной, почему Гальский сдал общак родного города без боя, могло быть и то, что Пыза, как и он, был сторонником Равшана Ленкоранского, убитого в 2016 году в Стамбуле. Как бы там ни было, но, получив ореховый фонд, Пыза едва не лишился жизни: в конце августа его внедорожник Range Rover был обстрелян из гранатомета. Лишь чудом авторитет не пострадал.
Сегодня в ведении Кахи Гальского, авторитет которого в криминальном мире весьма высок, находится не только всероссийский общак, но и назначение смотрящих в регионах России. Он и сам значится боссом преступного мира Забайкалья и Бурятии: эти территории достались ему после того, как в 2017 году прежний смотрящий Тахи, верный друг Гальского, отправился за решетку.
Впрочем, назначение Гальским смотрящих не обходится без скандалов: так, в 2017 году, много шума наделало его задержание в грузинском ресторане, находящемся в Одинцовском районе Подмосковья. Незадолго до инцидента Гальскому предложили рассмотреть в качестве смотрящего за Новосибирской областью вора в законе Павла Брусенцева (Паша Бешеный), который якобы идеально подходил на эту роль. Держатель общака позвал того на собеседование в столичный регион.
Вот только сам Бешеный Гальского недопонял — и воспринял приглашение, как назначение. О нем авторитет сообщил всем, кому мог, и в довершение всего устроил по этому поводу шумную вечеринку. Прознавшие о происходящем новосибирские стражи порядка доложили о ликующем авторитете своим столичным коллегам. В итоге оперативники нагрянули на собеседование, которое Гальский назначил Бешеному в ресторане, и задержали всех. Стражи порядка традиционно предложили держателю общака назваться на камеру, но тот ответил молчанием, хотя другие воры обычно охотно сыпали подробностями своих криминальных биографий и титулов.
Между тем единственным человеком, которому оказалась на руку полицейская облава, внезапно стал Бешеный. Как выяснилось, пока он ехал в Москву, Каха Гальский узнал о нем неприятную деталь: претендент на должность смотрящего незадолго до собеседования обругал «по матушке» группу воров в законе из Греции, что, по меркам воровского мира, считается серьезным проступком. Поэтому, не вмешайся оперативники, Бешеного с большой долей вероятности ожидало не назначение, а избиение и, возможно, лишение воровского титула.
...Несмотря на большой авторитет Кахи Гальского, немало и тех, кто сулит ему скорую отставку: мол, для должности главного казначея и кадровика воровского мира у него нет ни достаточных заслуг, ни необходимого опыта. Но поднявшись до столь серьезных высот в преступном мире, Гальский вряд ли добровольно оставит столь хлебные должности: по некоторым данным, сейчас он живет в собственном особняке на Рублевке с прислугой, поварами и большим штатом охраны.
Попытка отправить его в отставку неизбежно обернется для воровского мира новыми конфликтами. Кстати, сам Каха Гальский, судя по всему, хорошо осознал, как тяжела «царская корона», и для своего единственного сына с экзотичным именем Винченцо хочет судьбы, далекой от криминала. Авторитет отправил его учиться на филфак МГУ. И молодой человек до сих пор не был замечен ни в одной криминальной разборке.