Не только звездами можно измерить категорию гостиницы и ее привлекательность для постояльцев. Многие отели заинтересовывают последних своей богатой историей: здесь останавливались «Битлз», здесь Феллини снимал прославленную драму «Дольче вита», здесь придумали коктейль «Кровавая Мэри», а изображение этого здания оказалось на этикетке популярной в США водки. По-английски такие гостиницы принято называть trophy hotels, в нашем переложении — «трофейными». Однако более корректным переводом, пожалуй, является слово «призовой», потому что их постояльцы получают не только крышу над головой и континентальный завтрак, но и привилегию пожить внутри архитектурной и культурной достопримечательности.
«Трофейными» считаются гостиницы, которые весь период своего существования являлись именно отелями. В большинстве своем это здания, возведенные во второй половине позапрошлого — первой трети прошлого века. Но бывают и замечательные исключения: к примеру, старейший на планете отель Nishiyama Onsen Keiunkan в японском городе Хаякава. Основанный в 705 году, он все время управлялся представителями одной семьи, и за прошедшие века сменилось уже 52 поколения хозяев.
Но это, конечно, уникальный случай. Основная масса исторических гостиниц пребывает не в столь почтенном возрасте. Впрочем, все они так или иначе являются памятниками градостроения и неотъемлемыми элементами урбанистического ландшафта. Эксперты называют несколько характерных черт «трофейных отелей»: расположение в историческом центре города, архитектурная значимость и статус памятника, охраняемого государством, и сложившаяся за время существования репутация высококлассной гостиницы.
«Такие объекты являются хорошим способом диверсификации инвестиционного портфеля. Кроме того, это тот вид вложений, который приносит гарантированный доход за счет того, что цена при перепродаже практически всегда выше, чем при покупке. К примеру, парижский Hotel de Crillon перепродавали пять раз, и всегда по более высокой цене» — рассказал Олег Гарькавченко, портфельный инвестор, кандидат юридических наук.
Неудивительно, что подобные объекты — лакомые куски для инвесторов, специализирующихся на индустрии гостеприимства. Предприниматели готовы монетизировать как историю самих зданий, так и истории, происходившие в их стенах. Зачастую «трофейные» объекты приобретаются с 50-процентной наценкой, что вообще-то больше свойственно сделкам с антиквариатом или предметами искусства. И такая премия продавцу вполне объяснима: оценивается ведь не только локация или номерной фонд отеля, но и его значимость для города, в котором он находится, та атмосфера, которую «покупают» постояльцы.
«Их стоимость крайне редко определяется какими-то финансовыми методами. Если стандартные гостиницы, например, у бизнес-отелей мы оцениваем методом дисконтирования денежных потоков, то есть берем годовой доход от актива и умножаем на определенный мультипликатор, то в ситуации с трофейными активами этот подход не дает тех результатов, он не дает той стоимости, за которую его готов покупать рынок», — поясняет Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL.
Но за какими именно «трофеями» охотятся инвесторы и туристы? Вот несколько примеров.
Один из самых известных парижских отелей расположен в «золотом треугольнике» французской столицы, буквально в нескольких шагах от Елисейских Полей. Гостиница была построена в 1928 году в модномтогда стиле ар-деко и уже отметила 90-летний юбилей.
Все это время постояльцы наслаждаются общепитом мирового уровня в окружении шедевров искусства. Факты таковы. «George V» — первый отель, чьи рестораны удостоены s в общей сложности пяти мишленовских звезд. По мнению экспертов аукционного дома Sotheby's, произведений искусства здесь больше, чем в любой иной парижской гостинице. К примеру, банкетные залы декорированы гобеленами XVII столетия.
Становится понятно, почему столь примечательное место всегда притягивало и продолжает привлекать к себе знаменитостей. Здесь останавливались Чарли Чаплин, Марлен Дитрих, Ив Монтан, Мадонна, несколько американских президентов от Эйзенхауэра до Буша-старшего. В люксе этого отеля Beatles сочинили песню I Feel Fine, на пять недель возглавившую британские чарты. А совсем недавно здесь гостила Гвинет Пэлтроу с супругом, проведя настоящую фотоэкскурсию по отелю для читателей своей Instagram-странички.
Также «George V» — это точка притяжения для модельеров с мировым именем. В отеле свои коллекции демонстрировали Ив Сен-Лоран, Пако Рабан и другие. Что, пожалуй, лишний раз подчеркивало французскость и изысканность исторической гостиницы.
В 1904 году в Нью-Йорке открылся отель, ставший на тот момент самым высоким зданием города. Первый владелец, Джон Джейкоб Астор IV, представитель знаменитой династии предпринимателей и политиков, назвал гостиницу на Манхэттене в честь озера, которое, в свою очередь, получило имя святого Реджиса, известного своим дружелюбием к странникам.
На репутацию отеля повлиял в лучшую, безусловно, сторону визит в США японского принца Саданару. В Штатах он участвовал в подготовке Портсмутского мирного договора с Российской империей и жил именно в «Сент-Реджисе». Принц уехал и не вернулся, однако были у гостиницы и настоящие поклонники.
К примеру, Сальвадор Дали с женой регулярно останавливались здесь с 1966-го по 1973 год, а Альфред Хичкок, насколько известно, предпочитал номер на пятом этаже «Сент-Реджиса». Жили здесь и вымышленные персонажи: Джеймс Бонд поселился в отеле в повести «Живи и дай умереть». Случались и мимолетные визиты: гангстер Вилли Чиччи из «Крестного отца» брился в гостиничной парикмахерской как раз перед тем, как застрелить Дона Кунео.
Еще одна знаменитость, имеющая отношение к «Сент-Реджису», — это коктейль «Кровавая Мэри». Он был придуман в баре отеля Фернандом Петиотом в 1934 году и первоначально назывался «Красным Люцианом». Вообще, в гостинице происходило много событий, связанных с сухим законом и его отменой, но это уже другая история.
Название венского отеля «Захер» должно вызывать слюноотделение у сладкоежек. Ведь к нему имеет самое непосредственное отношение знаменитый десерт, одноименный шоколадный торт Sachertorte. Он был придуман Францем Захером, отцом основателя гостиницы Эдуарда, и продается в ней с самого года основания — 1876-го. Легенда гласит, что рецепт кондитер получил из рук самого австрийского министра Меттерниха, организатора Венского конгресса.
Торт — не единственная гордость «Захера». Также отель известен тем, что здесь часто жили коронованные особы: Франц Иосиф I, королева Елизавета II и принц Филипп, принц Ренье III и Грейс Келли, а также Эдуард VIII, отрекшийся от престола ради брака с Уоллис Симпсон. Президент США Джон Кеннеди — еще один статусный постоялец венского отеля. Актриса Роми Шнайдер жила здесь во время съемок фильма «Сисси». Этот перечень можно продолжать долго: Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Рудольф Нуриев и многие другие.
Однако отель не остался в тени своих гостей, превратившись к середине прошлого века в самостоятельную медиаперсону. «Захер» был описан в романе английского писателя Денниса Уитли «Вторая печать»; стал героем кинокартины «Отель “Захер”», снятой в 1939-м, и популярного австрийского телесериала «Алло — Отель "Захер"... Портье!» А совсем недавно, в 2016-м, здесь сняли историческую драму «Das Sacher». Как видно, для исторических отелей активное участие в культурной жизни страны — вполне рядовое занятие.
Одна из самых известных гостиниц российской столицы имеет множество тезок. Отели с таким же названием располагаются в Питере, Калининграде, Симферополе, но — при всем уважении к ним — именно отель в Москве имеет самую богатую историю.
«Москва» возводилась в 1932-1935 годах по проекту, создание которого происходило по довольно сложной схеме. Сначала для реализации была выбрана работа молодых архитекторов Леонида Савельева и Освальда Стапрана, выполненная в духе конструктивизма. Затем к ним на помощь был призван маститый Алексей Щусев, начавший карьеру еще до революции. Представитель старой школы обогатил проект нотками неоклассицизма, тем самым сделав передовой дизайн здания действительно уникальным.
По легенде, знаменитый асимметричный фасад отеля появился из-за… подписи Иосифа Сталина. Якобы руководитель советского государства, которому на выбор предоставили два решения фронтальной части здания, не разобравшись, поставил автограф между ними. Исполнители не рискнули просить уточнения и умудрились скрестить два варианта. Но это, пожалуй, действительно легенда.
На тот момент «Москва» оказалась, вероятно, наиболее современной гостиницей столицы. По воспоминаниям Щусева, все здешнее оборудование «изготовлялось по специальным эскизам». Для оформления номеров прибегали даже к картинам Шишкина, Айвазовского, Поленова, что неизменно поражало иностранцев. Неувядаемую славу обрели и местные заведения общепита: ресторан «Московский» и кафе «Огни Москвы».
Отель стремительно набирал популярность. Среди его гостей — множество знаковых фигур, как отечественных, так и зарубежных: Валерий Чкалов, Михаил Жаров, Софи Лорен, Алексей Стаханов, Михаил Шолохов, Марчелло Мастроянни и многие, многие другие. Еще одна особенность «Москвы»: закрепленные за руководителями советских республик номера. В них, поговаривали, представители Средней Азии любили заезжать, что называется, «на всем своем» — с коврами, мебелью и обслугой.
Не обошлось и без кинематографа: вскоре после открытия «Москва» сыграла в фильме «Цирк», недаром песня «Широка страна моя родная» у многих ассоциируется с этой столичной гостиницей.
Однако страна оказалась гораздо шире: силуэт «Москвы» попал на этикетку водки «Столичная», чья рецептура ненамного моложе отеля, и теперь заодно красуется на популярной в США водке Stoli, вокруг прав на которую так много споров.
Северная столица России определенно не могла обойтись без «трофейных» отелей. Один из них — гостиница «Европа», спроектированная легендарным архитектором Карло Росси. Первое здание гостиницы было построено в 1824-м, затем появилось еще два «корпуса», к 1830-му все они были объединены общим фасадом, а к 1875 году приняли окончательный вид. Расположение отеля — самое что ни на есть историческое: на углу Невского и Михайловской улицы, в шаговой доступности от Пассажа, Гостиного двора, Русского музея и так далее.
Драматичная жизнь Ленинграда по-своему отразилась и на жизни «Европы». Во время блокады города здесь размещался эвакогоспиталь, и в эти годы отель свои прямые функции не выполнял.
В мирное же время гостиница привлекала комфортом и атмосферой множество популярных персон. В числе постояльцев «Европы» значатся Герберт Уэллс, Бернард Шоу, Петр Чайковский, Максим Горький. В наше время в ней останавливались Элтон Джон, Шерон Стоун, Жак Ширак и многие другие.
Каждый такой гость, равно как и каждый год, прожитый историческим отелем, лишь добавляет вистов «трофейной» гостинице. И такой «приз» становится все более привлекательным для любого постояльца «Европы», «Москвы», «Захера», «Сент-Реджиса», «Георга Пятого» и им подобных достопримечательностей.