Спустя много лет непрерывного конвейера с серией Call of Duty наконец начали происходить перемены. Сперва сделали WWII, якобы вернувшуюся к истокам, а сейчас вышла Black Ops 4, которая обещает быть не похожей ни на одну другую часть серии. Конечно, за этими заявлениями немало лукавства, но отличия между новой и старыми играми заметить гораздо легче, чем раньше. О том, как поменялась Call of Duty и не пытаются ли Activision в очередной раз продать ту же самую игру, — в обзоре «Ленты.ру».
В первую очередь стоит начать с того, что в Black Ops 4 нет сюжетной кампании. И это очень хорошо, потому что единственной его функцией последние годы были лишь подготовка к мультиплееру и демонстрация новых особенностей. Человек, хотя бы попытавшийся следить за сюжетом WWII, Infinite Warfare, Ghosts или любой другой части после Modern Warfare или оригинальной Black Ops, видел всю посредственность и глупость, что лишь портило впечатление от игры. Но прежде всего это лишний повод для Activision сэкономить деньги, чего уж обманываться.
Что-то отдаленно напоминающее «одиночную игру» тут все же есть. Но это обычные бои с ботами на мультиплеерных картах за конкретных оперативников. Это все разбавлено CG-роликами, призванными рассказать подробнее о героях игры, но кому не плевать вообще, что стоит за душой того или иного перекачанного спецназовца?
По своей атмосфере серия давно ушла от подобия на реализм, и сейчас сюр достиг пикового значения. Все происходящее нарочито яркое, веселое, маскулинное и при этом с претензией на пафос. Оперативники — это бравые пафосные солдаты с модными стрижками, которые постоянно бросаются армейскими жаргонизмами. Логика примерно такая: зачем нужна защита, если можно засветить свою гигантскую «баночку» с набитым орлом или черепом?
Вместо этого все внимание сконцентрировано на трех мультиплеерных режимах, которыми можно закрыть почти все жанры онлайн-шутеров. Тут и классические бои на компактных картах, и какая-то пародия на Counter-Strike с Rainbow Six: Siege, и кооперативный зомби-режим со своей собственной историей, и, разумеется, «Королевская битва».
Black Ops 4 пытается выглядеть как командный тактический экшен, а вовсе не быстрый и хаотичный шутер. Собственно, скорость происходящего заметно снизили, для чего ощутимо перекроили механику игры. Во-первых, полностью убрали вертикальный геймплей. То есть теперь нет джетпаков, двойных прыжков, бега по стенам и чего-то подобного. Исключение составляет лишь персонаж Руин с крюком-кошкой, но это исключительно его особенность.
Вторым важным изменением стало удаление автоматической регенерации здоровья. Вместо этого нужно использовать аптечки, которые восстанавливаются за несколько секунд. Таким образом, после серьезного ранения не нужно бежать за угол и отсиживаться (нужно бежать за угол и использовать аптечку) и после перестрелки аналогично нужно не только перезарядиться, но еще и не забыть вылечиться.
С одной стороны, это должно было ускорить геймплей, потому что лечиться можно на ходу и при удачном стечении обстоятельств положить разом двух-трех противников, вовремя прожимая «хилку». Но в реальности происходит все несколько печальнее, потому что во время «перевязки» герой совершенно беспомощен и в итоге противники ловят тебя в момент лечения. К тому же выбор правильного момента для использования аптечки теперь тоже некий элемент тактики.
И вишенкой на торте стало увеличение времени на убийство (TTK — time-to-kill) до небывалых ранее значений. Раньше на убийство одного врага уходило несколько десятых секунды, теперь же время перестрелки затягивается до 0,5-1 секунды. Причем касается это только автоматического оружия, дробовиков, но не снайперских винтовок (они по-прежнему убивают с одного выстрела в большинстве случаев). В результате игра начала прощать ошибки в позиционировании и дает время убежать из-под огня. Пропали ситуации с внезапной смертью от шальной пули. С другой стороны, это повышает требования к меткости, ведь при столкновении один на один недостаточно просто зажать курок и стрелять куда попало в надежде, что хотя бы пара пуль попадет в голову.
Среди режимов игры нет чего-то уникального, кроме разве что «Налета», в котором игроки с одной жизнью сражаются за сумку с деньгами. Между матчами они должны закупать оружие, броню и прочее оборудование, прямо как в Counter-Strike. Это один из самых «медленных» режимов, но при этом очень требовательный к тактике и навыку. Также для фанатов более тактической игры собран специальный плейлист со всеми режимами захвата точки, которые чередуются. А кроме них остаются типичные «командные бои», «каждый сам за себя» и остальные привычные режимы.
Во всем остальном это точно такой же мультиплеер Call of Duty, знакомый практически всем. Да, появилось еще больше оперативников с уникальными способностями, все происходящее напоминает что-то вроде Overwatch или какой-нибудь MOBA, но особого влияния на процесс это не оказывает. Никто не заставит, как в той же Overwatch, выбирать героев по ролям и искать идеальную команду: каждый играет на любимом персонаже и вообще не напрягается.
Одной из главных продвигаемых особенностей новой Call of Duty стала собственная «Королевская битва» — режим «Затмение». В нем по всем канонам жанра команда из одного/двух/трех/четырех человек высаживается на карту, начинает собирать оружие и припасы, а затем двигаться в центр зоны, потому что за ее пределами игроку будет постоянно наноситься урон. В общем, правила стандартные и даже транспорт тут есть.
Отличия проявляются при более детальном изучении. Во-первых, лута на порядок больше, чем в PUBG и Fortnite. Достаточно пробежаться по паре сараев и домиков, чтобы полностью быть готовым к любой схватке, а убить из автомата могут уже спустя 15 секунд после приземления на точку. К тому же карта довольно мелких размеров, поэтому куда бы герой ни высадился, рядом с ним всегда будут враги. Но по ходу игры темп не сбавляется, потому что все перестрелки проходят на близкой или средней дистанции (просто потому, что снайперские винтовки практически не наносят урона игроку в броне). Поэтому нужно всегда двигаться и не засиживаться в одной точке.
Первое время после релиза поиграть в это нормально на PS4 было довольно сложно, потому что при приближении врага пинг поднимался до 500 миллисекунд. В результате матчи заканчивались практически сразу после высадки со счетом «0 убийств, 0 урона». Но в конце недели вышел патч на 10 гигабайт (при весе игры в 55), который исправил эту проблему.
«Затмение» — это классическая «Королевская битва», из которой убрали все лишнее. Никакого реализма из PUBG или строительства из Fortnite. Единственный лишний момент — это появляющиеся в случайных местах зомби. Но с ними встречаешься настолько редко, что в итоге забываешь про эту «особенность». Поэтому каких-то особых навыков для того, чтобы побеждать, от игрока не требуется. Вполне реально в первом же матче занять одну из первых строчек, потому что все, что нужно, — метко стрелять и правильно выбирать позицию.
«Зомби-режим» в Call of Duty уже неотъемлемая часть серии. Хотя за пределами США он и не особо популярен, это все равно интересный кооперативный опыт. Его нельзя сравнить с Left 4 Dead или чем-то подобным, потому что в основе режима вовсе не отстрел зомби, а разгадка секретов и изучение истории.
Можно сказать, что «Зомби» и стал заменой сюжетной кампании, так как проходить его можно в одиночку с тремя ботами. Тут и необычная история есть, и масса контента к изучению, и свои особенные виды оружия и механики. Казалось бы, играй не хочу, только бы собрал команду из четырех человек, чтобы по полной проникнуться этим кооперативом.
Но для массового игрока все это слишком сложно. Прелесть Left 4 Dead в том, что ты просто попадаешь на карту и тебе нужно попасть из точки А в точку В, попутно убивая сотни зомби, и больше ничего. Здесь же все гораздо комплекснее: непонятные загадки, головоломки, сеть коридоров, которые неизвестно куда приведут, новые виды оружия и новые загадки для получения самых редких его видов и горы фанатских теорий с разбором сюжета. Но самое важное — это длительность сессии: на слепое прохождение одной из трех кампаний могут уйти десятки часов.
В общем, фанаты режима и так лучше остальных знают, что их ждет в новой Call of Duty. Для всех остальных это выглядит как диковинка, для полного понимания которой либо нужно потратить десятки часов на прохождение, либо на чтение Reddit и Wiki. Но попробовать все равно стоит, потому что кооператив с друзьями это всегда весело.
Call of Duty наконец начала меняться, и это не может не радовать. После долгих лет экспериментов с вертикальным геймплеем, режимами, сюжетом и сеттингом разработчики все же поняли, что нужно делать. Не звать актеров для записи кат-сцен, не пытаться копировать Titanfall. А сделать простой и понятный мультиплеерный шутер с оглядкой на современные тренды. Игрок требует чего-то проще? Увеличим ему здоровье и начнем прощать глупые ошибки! Игрок хочет «Королевскую битву» без заморочек? Дадим ему это! И далее по списку.
На этом бы хотелось закончить, но нет. Справедливости ради стоит отметить, что изменения в балансе и механиках можно было привнести патчами и DLC, как это было с Destiny. Ничто не мешало также перекроить Black Ops 3, чем и является обычный мультиплеер Black Ops 4. Но в Activision давно решили, что конвейер не должен останавливаться и каждый год нужно выпускать новую игру. Тем более что покупать это все равно будут и немалую роль в этом сыграет «Затмение». Спасибо хотя бы на том, что не продаете этот режим отдельно. А спустя время, когда все журналисты успеют выпустить обзоры, еще и внутриигровой магазин добавят с кейсами и скинами. Во всяком случае уже появился «Черный рынок» с лутбоксами, но пока их купить нельзя.