Большинство мужчин и женщин используют в повседневной жизни бритву. Но мало кто задумывается над тем, какое сложное произведение инженерного искусства представляет собой привычный всем бритвенный станок. О том, как он появился и через какие трансформации прошел, — в материале «Ленты.ру».
Мужская половина человечества освоила бритье еще в бронзовом веке. В течение тысячелетий процесс практически не менялся: желающий облегчить свое лицо, избавившись от волосяного покрова, шел к специалисту — цирюльнику, и тот, в свою очередь, сбривал с клиента бороду. Только так и никак иначе. В качестве инструмента при этом использовались очень острый бритвенный нож и ряд неизменных приспособлений, таких как помазок, тазик с теплой водой и ткань (полотенце) для того, чтобы промокнуть лицо после процедуры. Другими словами — процесс бритья был сугубо не самостоятельным занятием.
А все потому, что оно было зависимым от конструкции бритвы, напоминающей складной скальпель. В одиночку ей было пользоваться не очень удобно и даже опасно. Отсюда, кстати, название, появившееся уже в XX веке, — «опасная бритва». До этого эпитета «опасная» в названии не было. Появился он лишь после того, когда в традиционном процессе бритья произошла революция. И устроил ее американский изобретатель Кинг Кэмп Жиллетт, придумав бритвенный станок, практически сразу же получивший название «безопасная бритва». С того момента, а наступил он в 1903 году, когда запатентованное чуть ранее устройство поступило в серийное производство, бритье стало индивидуальной процедурой ухода за собой. И доступно оно стало каждому. Каждому из 70 процентов мужчин мира — а именно столько имеют привычку бриться по утрам.
Как результат, компания Gillette, в данный момент являющаяся частью холдинга P&G, довольно быстро стала очень крупным мировым производителем. Сейчас мощность бренда Gillette вполне сопоставима с другими сильнейшими брендами, такими как Audi, Kia, MacDonald's или Coca-Cola.
Прорыв был настолько впечатляющим, что на протяжении 60 лет изобретение Жиллетта, получившее одноименную торговую марку Gillette, оставалось в практически первозданном виде. Однако в середине прошлого века в компании задумались об инновациях, так как стало понятно, что без серьезных разработок и научного подхода просто невозможно совершенствовать продукт, который компания производит и продает. А без этого, естественно, невозможно идти в ногу со временем и противостоять конкурентам. Так был создан Инновационный центр Gillette в британском Рединге, который вот уже 60 лет занимается инновациями компании. В 1971 году был представлен станок с двойным лезвием — также революционное решение к технологии бритья. С течением времени размах инноваций стал лишь набирать обороты, так как погружение в изучение процесса бритья начало открывать инженерам Gillette новые аспекты данной процедуры.
В различных департаментах Центра работают ученые, инженеры и технологи, специализирующиеся на совершенно разнообразных дисциплинах, начиная от маркетинговых исследований, проектирования и дизайна и заканчивая изучением кожи и 3D-анализом непосредственно процесса бритья. Их открытия и разработки воплощаются в концепции новых продуктов. С помощью современных методов моделирования создаются действующие прототипы, которые потом тщательно тестируются, прежде чем быть принятыми на, так сказать, вооружение компании.
Казалось бы, ну что такого можно изучать в процессе бритья? Однако подобное суждение можно вынести, лишь поверхностно представляя себе данную процедуру. Между тем на то, чтобы бреющийся остался доволен результатом, влияет множество факторов: геометрия лица — уникальная для каждого пользователя; особенности роста волос — также уникальные для каждого человека; свойства кожи, жесткость волос, способы бритья — индивидуальные; ну, и внешние факторы — например, освещение. И все это должно быть учтено при изготовлении бритвенного станка для того, чтобы сделать процесс бритья максимально эргономичным.
Особое внимание исследователей направлено на то, чтобы процесс бритья не был травматичным, так как кожа лица и, более того, шеи — мягкая и более всего подвержена повреждениям. Поэтому главным элементом бритвенного станка, естественно, становится лезвие. Именно на его совершенствование направлено больше всего усилий исследовательского центра. К тому же в продукцию Gillette с 70-х годов интегрируется более одного лезвия. В современных моделях их сразу пять с фронтальной стороны станка, а одно размещается сзади, чтобы пользователь мог добраться до самых труднодоступных мест. Соответственно, все эти лезвия должны быть отрегулированы и закреплены очень точно. Для этого, собственно, и были придуманы меняющиеся съемные картриджи. Так как ни один человек вручную не сможет расположить несколько лезвий в станке так, чтобы они действовали эффективно и не наносили травм.
Надо сказать, что каждый такой картридж — безусловный технологический шедевр. Современное инженерное искусство достигает такого уровня точности, что радиус закругления кончика лезвия Gillette ProGlide становится меньше длины световой волны — 25 нанометров. То есть лезвия — очень тонкие (тоньше, чем медицинский скальпель) и имеют форму готической арки как наиболее оптимальную для скольжения по коже лица. Каждое сделано из высококачественной стали с алмазоподобным покрытием, который защищает сталь, делая ее более износостойкой, а сверху этих двух слоев — слой тефлона, улучшающего скольжение. При этом все лезвия отрегулированы таким образом, чтобы двигаться синхронно и как можно плотнее соприкасаться с кожей, не травмируя ее. А для смягчения возможных неприятных последствий в каждый картридж теперь интегрируется еще и полоска с лубрикантом — снимающим болевые ощущения. В свою очередь, картридж помещается в ручку. Когда-то они были неподвижными. Потом научились двигаться вверх и вниз. Теперь же ручки бритвенного станка имеют такие характеристики, что картридж с лезвиями может двигаться практически в любых направлениях, следуя контурам лица.
И все это для того, чтобы смягчить естественное сопротивление анатомии человека. А именно — сопротивление самих волос, которое эквивалентно сопротивлению медной проволоки аналогичной толщины, а также преодолеть проблемы, которые создает верхняя часть эпителия, при многократном увеличении напоминающая морскую поверхность. То есть не ровную и гладкую, как нам того хотелось бы, а скорее волнистую. Соответственно, при преодолении этих препятствий, которое, кстати, нередко происходит под давлением в 1,5-2 килограмма на точку приложения силы, картридж с лезвиями должен быть на высоте.
Этого и добиваются инженеры Инновационного центра Gillette, когда проводят многочисленные исследования, — проверяют свойства каждой составляющей бритвенного станка, а также изучают вопросы их взаимодействия. По результатам создаются прототипы новых устройств, а они уже, в свою очередь, попадают в головной офис компании, где их начинают изучать производственники и маркетологи. А после них продукт попадает на полки магазинов, где и происходит встреча маленького инженерного шедевра с покупателем.