23 ноября 1996 года за «Саутгемптон» в матче Английской премьер-лиги (АПЛ) сыграл вчерашний любитель — сенегалец Али Диа. Вышел на замену, вернулся на скамейку и исчез почти без следа. Его помнят, как главного обманщика в истории мирового футбола. Правда ли это или журналистская байка — разбиралась «Лента.ру».
Почти 22 года назад случился величайший обман в истории АПЛ. Так британские и мировые СМИ окрестили появление на поле сенегальского нападающего Али Диа в матче «Саутгептон» — «Лидс Юнайтед». Футболист вышел на замену, провел в игре всего 53 минуты и был отправлен обратно на скамейку еще до финального свистка. Но обрел вечную славу.
«Али Диа — лжец, лжец!» — распевали фанаты «Саутгемптона» после поражения от «Лидса». Они ожидали от сенегальского форварда большего. Еще бы, кузен самого Джорджа Веа — либерийца, получившего «Золотой мяч» в 1995 году. Выступал с именитым нападающим за «Пари Сен-Жермен» и имел в активе несколько матчей за сборную Сенегала. Так про него говорили. Такой точно пригодился бы команде Грэма Сунесса.
На старте сезона-1996/1997 «Саутгемптон» лихорадило. Поражения чередовались с ничьими. Наконец «святые» начали выползать из ямы: обыграны «Сандерленд» (3:0) и сам «Манчестер Юнайтед» Алекса Фергюсона. При этом «красные дьяволы» разгромлены со счетом 6:3. Следует ничья с «Шеффилдом». Команду накрывает эпидемия травм. Играть в буквальном смысле некому.
Именно в этот сложный момент в клубном офисе раздается звонок. По крайней мере, так гласят легенды. Человек, представившийся нападающим «Милана» Джорджем Веа, просит к телефону главного тренера Грэма Сунесса. Удивительно? Это еще не все. Либериец рекомендует специалисту присмотреться к своему двоюродному брату, сенегальцу Али Диа. Джордж рассказывает о солидном послужном списке родственника: тот, якобы, выступал вместе с ним за «Пари Сен-Жермен», играл за сборную Сенегала. Да и вообще, парень с хорошими футбольными генами.
Отчаявшийся Сунесс соглашается и зовет Диа на просмотр. Клуб подписывает с сенегальским форвардом месячный контракт.
«Мы сказали: "окей, пусть приедет, мы на него взглянем. Пусть потренируется с нами неделю или около того, и мы решим". Когда футболист такого калибра дает вам рекомендацию, вы садитесь и записываете, что он вам говорит», — говорил Сунесс в одном из телеинтервью.
А ведь всего несколькими днями ранее Али Диа защищал цвета «Блайт Спартанс» — клуба, выступавшего в шестом по силе дивизионе чемпионата Англии. По сути, клуба полупрофессионального. Кстати, он стал первым чернокожим игроком в составе «спартанцев». И этот же футболист оказывается на одном поле с легендой «Саутгемптона» Мэттом Ле Тиссье. И не мячи ему подает, а тренируется наравне с ним.
«Конечно, мы все были немного удивлены. В субботу нам предстоял матч. Он появился на тренировке в пятницу. Мы думали, это один из новичков, прибывших на просмотр. Типичная история. Только обычно они приходили в понедельник, а тут — в пятницу, за день до важного матча», — вспоминал Ле Тиссье.
«По крайней мере выглядел он как футболист. Был в нормальных физических кондициях», — делился впечатлениями защитник «святых» Джейсон Додд.
Диа не показал почти ничего, но ему представился еще один шанс: тренеры хотели проверить его в матче второй команды. Дебюта не вышло — из-за ливня встречу отменили.
Игроки «Саутгемптона» ожидали, что новичок клуба, как и многие его предшественники, не сумевшие впечатлить тренера, не пробьется в состав. Но, ко всеобщему удивлению, когда наставник оглашал список футболистов на матч с «Лидсом», в числе запасных прозвучала и фамилия Диа.
Сунесс обещал дать ему несколько минут, чтобы посмотреть на него в деле. Однако тренеру пришлось прибегнуть к экстренной мере уже через полчаса после стартового свистка. Ле Тиссье повредил икроножную мышцу и попросил замену. За неимением выбора Сунесс выпустил на поле сенегальца.
Болельщики даже поскандировали имя новичка, вступившего в игру под 33-м номером. «Али! Али! Али!» — разносилось под сводами домашней арены «святых». Уже через минуту фанаты схватились за головы — Диа едва не забил. Партнер вывел его к воротам «Лидса», но голкипер среагировал на удар.
Оказалось, это было его единственное внятное действие за время, проведенное на поле. Игроки и тренеры «Саутгемптона» вспоминали, что в оставшиеся минуты он просто бегал за мячом в попытке отобрать его у соперника. К концу матча Сунесс не выдержал и сделал обратную замену, вернув Диа на скамейку. После его ухода с поля «Саутгемптон» пропустил дважды, так и не забив.
«Он бегал по полю, как Бэмби по льду. Это было то еще зрелище. Похоже, он вообще не понимал, что делать на поле. Я даже не знаю, владел ли он английским, мы с ним ни разу не говорили», — резюмировал Ле Тиссье после матча.
После этого Диа в расположении клуба больше не видели. «Саутгемптону» даже пришлось оплатить счет за номер и напитки из мини-бара — постоялец спешно покинул отель.
Через месяц сенегалец снова оказался в одном из низших английских дивизионов, отметившись дублем в первом же матче за «Гейтсхед». «Переход в "Саутгемптон" был недоразумением. Я просто хочу об этом забыть. Счастлив играть за "Гейтхед". Мой контракт рассчитан до конца сезона», — сказал Диа журналистам после дебютной встречи за новую команду. Но до конца сезона Али не доиграл. Через несколько матчей клуб сменил тренера, и новый наставник не видел сенегальца в составе. Спустя какое-то время Али Диа окончательно пропал с радаров.
В «Саутгемптоне» не считали, что трансфер Диа был промашкой клуба. «Истории о том, что нас развели, — полнейшая чушь. Я понял, что он безнадежен в первые десять минут его пребывания на поле. Чего уж там, я понял это, как только этот парень присоединился к команде. Но у меня не было выбора», — заверял Сунесс.
Что случилось на самом деле? Кто представился Джорджем Веа в телефонном разговоре с тренером? Был ли сам Диа в курсе происходящего?
По его собственной версии, он ни в чем не виноват. Нанял агента при переезде в Англию, он всем и рулил. Ему же Али приписывает и телефонный пранк, приведший к контракту с «Саутгемптоном». При этом сам сенегалец был уверен, что сумеет доказать свою состоятельность. «Я продолжаю настаивать на том, что я хороший футболист», — говорил Диа.
Журналисты уверяют, что за Джорджа Веа выдал себя друг сенегальца. По другой версии, тренера «Саутгемптона» обманул сам Диа. Али, кстати, был знаком с обладателем «Золотого мяча»-1995 через сестру. Но сам Веа никому не звонил — факт.
По свидетельствам его родителей, Али с детства занимался спортом и мог бы добиться в нем больших успехов, если бы не учеба. На необходимости поступления в ВУЗ настояли мать с отцом. Он все равно не доучился в университете, бросив его ради футбола. Но большим игроком так и не стал.
После окончания карьеры на Туманном Альбионе Али получил-таки высшее образование. Какое-то время провел в Катаре, работая в банке финансовым консультантом. СМИ искали его, но безуспешно. Он до сих пор попадает в подборки самых неудачных дебютов в мировом футболе, а The Times даже назвал его трансфер худшим за всю историю АПЛ.
Но так ли плох был Али Диа? Полную запись злополучного матча найти сложно. Вживую матч видели 15 тысяч человек, пришедших на стадион в ту субботу. Неужели сенегалец был настолько никчемным игроком? Тогда почему главный тренер клуба АПЛ не разглядел этого за те дни, что Диа тренировался с командой? И зачем выпускал неизвестного ему футболиста в важном матче?
Вопросов в этой истории больше, чем ответов. Похоже, историю с Диа-обманщиком докрутили до ее общеизвестного вида британские журналисты. А сам Али до сих пор страдает из-за того, что поверил в себя и не побоялся попробовать силы в АПЛ. С тех самых пор он не общался со СМИ, сделав исключение лишь для Bleacher Report. В интервью американскому изданию Диа признался, что стыдился обсуждать с родными историю с «Саутгемптоном». «Я сказал матери, что ни в чем не виноват, что газеты многое раздули», — говорил Диа.
Спустя 22 года бывшие одноклубники сенегальца по «Саутгемптону» относятся к поступку Диа с юмором и даже некоторым уважением: «Слушайте, если бы вам представился шанс поехать и сыграть за мадридский "Реал", как бы вы отреагировали? И все это получить благодаря телефонному звонку? Любой из нас согласился бы на такое без раздумий. О таком мечтают многие, но удалось это только одному парню».
История футбола знает немало провальных трансферов, но едва ли не главным среди них считают именно Диа. Важную мысль по этому вопросу высказал Ле Тиссье в одном из документальных фильмов: «Забей он тот мяч, кто знает, как в итоге сложилась бы его дальнейшая карьера». А ведь «Саутгемптон» по сей день продает футболки с 33-м номером. Кто знает, забей Али тот мяч, может сейчас клуб делал бы это не смеха ради.