Социальная ответственность компаний — один из важнейших трендов мирового бизнеса. Концепция, зародившаяся в 50-х годах XX века, за минувшее время существенно трансформировалась и теперь охватывает все новые и новые сферы взаимоотношений предпринимателей и общества. В частности, все больше глобальных игроков отчисляют средства на поддержку гуманитарных проектов, участвуют в благотворительных акциях, стремятся создавать необходимые условия для повышения качества жизни населения.
Особое значение имеет участие компаний в поддержке некоммерческих структур, оказывающих помощь жертвам стихийных бедствий, военных конфликтов и так далее. Самая известная из такого рода гуманитарных организаций — «Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца» (МФОКК и КП) — была создана еще в 1863 году. Ее основная цель — предотвращать и облегчать страдания людей, за время своего существования структура, волонтерами которой являются тысячи людей по всему миру, накопила большой опыт предотвращения и преодоления последствий самых разных чрезвычайных ситуаций.
Сегодня МФОКК и КП имеет отделения во многих странах и объединяет более 190 членов — национальных обществ по всему миру. Российский Красный Крест (РКК) создан в 1992 году. Эта организация является правопреемником советского государственного Красного Креста, а тот в свою очередь — общества, основанного Александром Вторым в 1867 году.
Благодаря масштабам работы, глобальной сети региональных отделений, обширным международным связям и признанию населения, РКК стала ведущей в России неправительственной организацией, занимающейся гуманитарной деятельностью. Она работает на территории всей страны через региональные и местные отделения. И при возникновении чрезвычайных ситуаций тысячи добровольцев «Российского Красного Креста» готовы оперативно оказать помощь пострадавшим.
Большая часть ЧП в нашей стране в силу непростого климата связана с паводками, которые каждую весну охватывают огромные территории: у людей затапливает дома, участки, продуктовые запасы. После наводнений особо тяжело восстанавливаться пожилым людям, семьям с детьми, лицам с ограниченными возможностями. На помощь им и другим жертвам стихий уже в первые дни приходят команды быстрого реагирования РКК.
Так, в этом году «Российскому Красному Кресту» удалось оперативно оказать поддержку пострадавшим от наводнения в Алтайском Крае, Республике Тыва и Волгоградской области. Всего помощь получили более 11 тысяч человек. В прошлом году организация помогла жителям Тюменской, Омской области и Ставропольского края, а также пострадавшим от паводков (4 500 человек). Они смогли получить постельные принадлежности, продукты, средства гигиены и другие предметы первой необходимости.
У Красного Креста есть глобальные партнеры, которые участвуют в реализации множества значимых проектов, в том числе и в России. Так, например, уже более 100 лет МФОКК и КП сотрудничает с компанией Coca-Cola — крупнейшим в мире производителем безалкогольной продукции.
Coca-Cola в России традиционно помогает Российскому Красному Кресту: предоставляет питьевую бутилированную воду пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, используя свою обширную логистическую сеть для доставки жизненно важного продукта в пострадавшие регионы во время чрезвычайных ситуаций. Эти возможности позволяют осуществлять такие доставки максимально быстро, что особенно важно, когда счет идет на минуты. За время сотрудничества пострадавшим от разных ЧС было передано более 300 тысяч литров воды. Так, своевременную помощь получили жители пострадавших от наводнений Крымска (2012 год), Дальнего Востока (2013 год), Республики Адыгея и Хакасии, Алтайского края и Вологодской области.
«За плечами у нас долгая история поддержки различных социальных инициатив. Только за последние 4 года мы поддержали множество проектов с общей суммой социальных инвестиций более 1,9 миллиарда рублей», — говорит Лана Попович, генеральный директор подразделения Coca-Cola в России, Украине, Беларуси, Польше, Латвии, Литве, Эстонии и Молдове. «25 лет система Coca-Cola в России развивает свой бизнес рука об руку с инвестициями в социально значимые проекты страны. Сотрудничество с Российским Красным Крестом означает для нас возможность помочь тем, кому поддержка нужна больше всего, ведь никто не застрахован от попадания в экстренную ситуацию или в зону стихийного бедствия», — ответила она.
В 2017 году в отделениях РКК в регионах наиболее высокого риска при финансовой поддержке компании Coca-Cola в России были созданы склады с минимальными запасами на случай чрезвычайных ситуаций в Ингушетии, Хакасии и Хабаровском Крае, а также в Москве, рассчитанными на оказание помощи примерно тысяче человек. Кроме того, еще четыре склада будут созданы дополнительно в Вологодской и Иркутской областях, Камчатском и Краснодарском краях.
Склады непродовольственных товаров — это тот неприкосновенный запас, который позволяет в случае природного катаклизма или другой чрезвычайной ситуации максимально быстро обеспечить людей, лишившихся крова или имущества, необходимым минимумом вещей: подушками и одеялами, кухонными наборами, включающими кастрюли, тарелки, столовые приборы, а также аптечками, емкостями для воды и средствами гигиены.
«Глобальное сотрудничество Международного движения Красного Креста и Coca-Cola продолжается многие десятилетия, а тесные связи на локальном уровне позволяют лучше подготовиться к возможным угрозам, быстрее и четче организовывать доставку предметов помощи нуждающимся людям», — отмечает Раиса Тимофеевна Лукутцова, председатель общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест». «Российский Красный Крест искренне признателен cистеме Coca-Cola в России за своевременную и регулярную поддержку нашей деятельности по оказанию помощи наиболее нуждающимся категориям населения, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Такое социально ответственное партнерство — важнейшее условие эффективной работы не только по ликвидации последствий ЧС, но и по повышению готовности к возможным будущим гуманитарным вызовам», — подчеркивает Лукутцова.
Сотрудничество Coca-Cola и Красного Креста позволяет оказывать помощь в максимально короткие сроки. Кроме того, сотрудники Coca-Cola в России занимаются сбором гуманитарной и медицинской помощи пострадавшим, участвуют в волонтерских акциях, в том числе и в рамках ликвидации последствий стихийных бедствий. Компания также занимается обучением волонтеров. Вся эта работа будет продолжена и в дальнейшем.
Еще один важный проект — запуск уникального для нашей страны мобильного приложения «Первая помощь», который был реализован РКК совместно с МФОКК и КП при поддержке Coca-Cola в России. Приложение было разработано ведущими специалистами международных организаций, оказывающих помощь в экстренных и чрезвычайных ситуациях. Благодаря разработке, тысячи пользователей смогли узнать, как своевременно и правильно оказать необходимую помощь в сложных ситуациях и как адекватно действовать в случае возникновения ЧС.
Партнерство Coca-Cola в России и «Красного Креста» представляет собой яркий пример того, какой вклад в гуманитарную сферу могут и вносят международные компании — их огромные возможности делают работу благотворительных структур гораздо более эффективной. Сегодня эту благородную инициативу подхватывают и некоторые российские игроки, не только крупные, но и средние и даже малые предприятия. Так что возможно, уже в скоро времени корпоративная социальная ответственность станет неотъемлемой частью успешного бизнеса не только за рубежом, но и в России.