В прокате — самый ожидаемый музыкальный байопик года, посвященная некоторым ключевым эпизодам из истории группы Queen «Богемская рапсодия». Кроме того: покойный дизайнер Александр Маккуин предстает проклятым принцем современной моды, а боевик с Джерардом Батлером вдруг становится новой жертвой Минкульта.
1985 год. На сцене переполненного, ревущего стадиона «Уэмбли», вдруг оторвавшись от стойки микрофона, на секунду замирает человек в белой майке и роскошных усах — подходит к краю, простирает руки, кажется, хочет полностью впитать магию момента и ту власть, которой он в эту минуту обладает над многотысячной толпой. Человек известен всему миру, как Фредди Меркьюри (Рами Малек, звезда сериала «Мистер Робот») — но здесь, во время концерта Live Aid, который стал, пожалуй, высшей точкой в карьере группы Queen, он еще и вспоминает себя пятнадцатилетней давности. Тогда его звали Фарух Булсара, и он еще был робким эмигрантом парсийского происхождения с выдающимися зубами (нет, правда: «Я родился с четырьмя лишними резцами», — произносит Меркьюри в фильме) — но еще и не менее выдающимися вокальными данными. Именно последние — несмотря на, мягко говоря, антигламурный прикус — убеждают Роджера Тэйлора (Бен Харди) и Брайана Мэя (Гвилим Ли) принять его в группу, которая вскоре получит его усилиями название Queen, после импровизированного прослушивания на парковке. Дальнейшее — вплоть до торжественного, более-менее, коронования на Live Aid — история.
Парадокс в том, что «Богемская рапсодия», наверное, самый громкий музыкальный байопик этого года (немало пошумевший еще в процессе создания — сначала фильм покинул, разойдясь во взглядах на его концепцию с Мэем и Тэйлором исполнитель роли Меркьюри Саша Барон Коэн, а уже во время съемок студия уволила режиссера Брайана Сингера, заменив его Декстером Флетчером), с историей Queen обходится вольно — как будто пытается втиснуть ее в рамки классического биографического кино. Вот песню, вышедшую еще в 1977-м, герои фильма записывают почему-то в 1980-м. Вот нарезку, посвященную первому американскому туру Queen, озвучивает Fat Bottom Girls, которой предстоит увидеть свет только через четыре года. Вот, наконец, для пущего кинематографического пафоса Меркьюри рассказывает коллегам по группе о своем смертельном диагнозе прямо перед выходом на сцену того же концерта Live Aid — тогда как в реальности до этого признания прошло еще несколько лет.
Проще говоря, «Богемская рапсодия» не столько рассказывает историю Queen, сколько представляет ее версию — даже, правильнее сказать, фантазию на ее счет. В этой фантазии толком не находится места бурной личной жизни Фредди Меркьюри, и даже фантастические в своей распущенности вечеринки группы оказываются сведены к паре довольно ординарных — и уж точно не оргиастических — дебошей. Парадокс в том, что даже такая, очевидно специфическая и осторожная фантазия в каком-то смысле имеет право на жизнь (тем более, что даже сам Фредди Меркьюри во всем своем китчевом величии был детищем воображения застенчивого занзибарца Булсары) — Queen была группой, настолько чрезмерной, всеядной и сотканной из противоречий, что образ рок-группы как семьи гениев, державшихся друг друга до последнего, который предлагает «Богемская рапсодия», тоже входит в это множество ипостасей.
Купить билеты на фильм «Богемская рапсодия» на «Афише»
В 2010 году Ли Александр Маккуин, на протяжении предыдущих полутора десятилетий олицетворявший в высокой моде не только прогрессивные идеи, но и, более-менее, концепт моды как большого искусства, повесился в своем доме, предварительно накачавшись кокаином, снотворными и антидепрессантами. Документальному портрету Маккуина авторства Айана Бонхота и Питера Эттедги от этого трагического (и бесконечно таблоидного) конца своего героя, понятным образом, не уйти — и достоинство фильма в том, что когда он подходит к финальному акту, тот уже не нуждается ни в какой сенсационности. И это при том, что довольно деликатно обращаясь с темой суицида Маккуина, эта картина не обходит ни его злоупотреблений наркотиками, ни довольно скотского временами обращения с коллегами и подчиненными.
Бонхот и Эттедги в принципе предпочитают транслировать характер и многочисленные проблемы своего героя (включая пережитое в детстве насилие и проистекающую из него душевную нестабильность) не столько через обсуждение личной жизни дизайнера — сколько через его работу. Даром, что последняя почти всегда отпечаток демонов, терзавших Маккуина, несла на себе. Портрет модельера здесь поэтому складывается через пять самых громких его коллекций, каждая из которых в том или ином смысле отражала поворотный пункт его карьеры и жизни — премьеры этих работ по выстроенности и изобретательности, как доказывает фильм, давали сто очков форы любому сколь угодно передовому современному театру. Эти изысканные, противоречивые, а то и шокирующие (кульминацией здесь служит показ 2001 года, в финале которого на сцену поднялся стеклянный аквариум с огромной обнаженной дамой, возлежавшей внутри под жужжание круживших у нее над головой мотыльков) шоу в «Маккуине» подчеркнуто контрастируют с домашними видео, которые любил снимать сам герой и в которых он предстает неуклюжим и игривым, пухлым и застенчивым, то есть полной противоположностью стереотипных анфан-терриблей. Именно эти съемки позволяют фильму из агиографии превратиться в искреннее, прочувствованное прощание с Маккуином.
Купить билеты на фильм «Маккуин» на «Афише»
Капитан Джо Гласс (Джерард Батлер) — не чета вымуштрованным, однотипным, улыбчивым выпускникам военно-морских академий, в наши скудные на олдскульную мужественность годы правящим кораблями и подлодками. Неудивительно, что когда американскому флоту для выполнения сверхсекретного задания глобальной важности «Хантер Киллер» оказывается нужен подлинный, а не штабной морской волк, Гласса выдергивают прямо из отпуска — в котором он, будто и на отдыхе следуя кодексу мужицкой чести, охотится на оленей на заснеженных склонах шотландских гор. Оленям придется подождать своей достойной смерти: взявшийся реформировать страну российский президент Закарин (Александр Дьяченко) во время посещения военной базы на берегу Кольского залива оказывается похищен заговорщиками-министрами — и те подталкивают США к мировой войне. Чтобы избежать фатального для планеты противостояния, Гласс во главе своей подводной лодки должен пройти через заминированные воды Баренцева моря и с помощью наземной команды морских котиков освободить главу России.
«Хантер Киллер» даже не пытается притворяться чем-то, кроме типичного боевика категории «Б», в полноценную звезду которых за последнее десятилетие уже успел превратиться Джерард Батлер. Абсурдный псевдо-политический сюжет нужен этому фильму исключительно как повод на полтора часа погрузить зрителя в нетребовательный и в своей глупости даже вполне зрелищный спектакль из батлеровского ворчания (кстати, говорит для протагонистов подобных картин его персонаж преступно много) и кручения желваками, плюс немного дешевых спецэффектов, межконтинентального мерения боеголовками и нескольких строго функциональных экшен-сцен. Да, режиссер этого непритязательного боевика Донован Марш оказывается конформистом куда большим, чем его герой — и предпочитает свою работу делать незаметно, обходясь без изобретательности и даже минимальных рисков. Тем смехотворнее тот факт, что в день выхода «Хантера Киллера» в российский прокат выяснилось, что Минкульт задержал ему выдачу прокатного удостоверения. Надо думать, местных зрителей наконец начали защищать от посредственного кино? Интересно, что бы на это сказал президент-реформатор Закарин.
На свой страх и риск купить билеты на фильм «Хантер Киллер» на «Афише»