Согласно китайской легенде, люди появились так: богиня Нюйва вылепила их из глины. Из желтой — людей высокого происхождения, которые впоследствии стали правящей элитой. Из кусков черной глины и грязи она слепила людей низшего сословия. Согласно еще одной интерпретации, которая, скорее, считается шуткой, когда Нюйва поместила человечков в печь для обжига, некоторые недостаточно долго в ней пробыли — из них получились белые люди. Другие пролежали в печи слишком длительное время — из них получились чернокожие. Те же, кого вынули вовремя, получились правильного цвета — желтого. Несмотря на то что это всего лишь миф, некоторые китайцы всерьез полагают, что не все расы равны. Во всяком случае так точно думают многие переехавшие в Африку граждане Китая. О том, как вместе с деньгами они привезли на черный континент новый расизм, — в материале «Ленты.ру».
Ричард Оченг вырос сиротой возле озера Виктория в Кении. Чернокожего мальчика всегда окружали такие же чернокожие дети и взрослые, цвет не вызывал никаких эмоций. С расовой дискриминацией черный человек, выросший на черном континенте, тоже никогда не сталкивался. Ни в детском доме, ни в школе, ни в университете, после окончания которого он устроился на работу в компанию по производству и продаже мотоциклов в Найроби. Жизнь Ричарда Оченга так бы и прошла без осознания того, что цвет кожи имеет значение, если бы не его китайский начальник.
Все произошло, когда они вместе отправились в рабочую поездку, рассказал он газете The New York Times. Увидев на обочине дороги несколько бабуинов, начальник засмеялся и сказал: «Братья твои», и предложил Оченгу поделиться с «родственниками» бананами. Позднее выяснилось, что это не было лишь нелепой шуткой, за которую на следующий день принято извиняться. Начальник и дальше продолжил сравнивать кенийцев с приматами. Такое отношение к персоналу привело мужчину в недоумение и ярость. Следующий разговор с боссом он записал на видео.
В разговоре молодой китаец называл всех кенийцев обезьянами, даже президента страны Ухуру Кениата, а также пожаловался на вонь, бедность и глупость местных жителей. Запись быстро разошлась по соцсетям и вызвала бурную реакцию среди кенийцев, которые не считают себя чьими-то рабами, а уж тем более — обезьянами. На видео обратили внимание власти страны и спускать такой поступок на тормозах не стали, несмотря на то, что Китай — важный экономический партнер страны. Мужчину арестовали и выдворили из Кении. Многим этого показалось мало, и китайцу потребовали предъявить обвинения и судить. До этого дело, правда, не дошло.
Для многих молодых африканцев, родившихся после обретения страной независимости, расизм — что-то из учебников по истории. С тех пор как Кения избавилась от колониального гнета в 1963 году, с дискриминацией по расовому признаку местные жители больше не сталкиваются. Однако такой неприятный эпизод заставил молодежь заговорить о том, что еще, помимо инвестиций, Китай приносит в страну.
Случаи расистского отношения со стороны китайских приезжих происходят уже не в первый раз. Несколько лет назад широкую огласку получила история владельца китайского ресторана в Найроби, который каждый день после 5 часов вечера объявлял «часы без черных». Как писали тогда СМИ, африканцы могли посещать заведение вечером только в сопровождении китайцев, индийцев или американцев. В то же время сообщалось, что высокопоставленные чиновники-друзья ресторатора были исключением из правила.
«Китайцы никогда не станут нам друзьями. Они запрограммированы на пренебрежение к черным. Они нас любят за тендеры на строительство дорог и слоновую кость», — писали возмущенные пользователи соцсетей. Официальной причиной закрытия ресторана тогда стало отсутствие лицензий на продажу алкоголя и нестыковки в документации.
Другой резонансный случай произошел совсем недавно. В июле китайских сотрудников железнодорожной компании Standard Gauge Railway обвинили в расизме, неоколониализме и вопиющей дискриминации по отношению к кенийским сотрудникам. Несмотря на то что перед пассажирами и высокопоставленными гостями китайцы были прилежным и дружелюбным обслуживающим персоналом, в отношениях с чернокожими коллегами они включали режим хозяев. В интервью газете The Standard Media кенийцы рассказали, что, к примеру, не имеют права есть за одним столом с китайцами. Такое неофициальное правило распространяется и на автобусы для сотрудников: если в салоне уже сидит китаец, африканцы в него не садятся. Кроме того, китайцам позволяется курить в поезде и пользоваться мобильными телефонами. Кенийцев же за такие проступки увольняют.
Один мужчина рассказал историю о том, как кенийку заставили прочищать трубу унитаза от забившихся туда окурков. При этом курить в здании позволялось только китайским сотрудникам. Сообщалось также, что наказаниям подвергаются и те африканцы, которые отказываются выполнять работу, не входящую в их непосредственные обязанности. Одного из китайских бригадиров также веселило, что в униформе его подчиненные не выглядят как обезьянки. Помимо этого, несправедливым кенийцы считают то, что китайцы делают простую работу, которую могли бы выполнять и местные, тем самым получив какую-то занятость. Еще одна причина недовольства — кенийские инженеры часто становятся мальчиками на побегушках, в то время как все важные должности заняты китайцами.
Дискриминация — не единственное серьезное обвинение в адрес компании. Журналисты выяснили, что во время утверждения проекта железной дороги Standard Gauge Railway не были учтены возражения активистов-защитников животных. Дорога пролегает через земли, на которых живут дикие животные, из-за чего они часто попадают под колеса поездов. Несмотря на заверения властей о том, что необходимые меры предосторожности будут приняты, для защиты животных ничего не делается.
За последнее десятилетие китайцы одолжили немало денег и построили значительную часть инфраструктурных объектов в Африке. Деньги на проекты страны, опять же, берут у Китая или пускают в ход доходы от природных ресурсов. Точное число китайцев, проживающих в стране, подсчитать сложно. Согласно исследованиям, их около 40 тысяч. Некоторые приезжают по контракту на несколько месяцев, другие годами живут и работают в Кении на китайских предприятиях, которых в стране около 400.
Живут китайцы, как и в любой другой стране мира, в обособленных районах. На работу и обратно из таких чайна-таунов их отвозит специальный автобус, а потому взаимодействие с внешним миром сведено к минимуму. Из-за такой отстраненности и недостатка взаимодействия с местными, китайцы не очень хорошо понимают, что происходит за пределами их жилых комплексов. Чужое и непривычное кажется неприятным и неприемлемым. «Из-за недостатка взаимодействия с внешним миром они не очень знакомы с происходящим вокруг, — подтверждает Хуан Хунсян, сотрудник службы охраны природы и бывший журналист, живший в Найроби. — Они не очень понимают, как взаимодействовать с внешним миром».
В то же время китайцы приезжают в Африку со своими представлениями о том, как устроен мир и как различные культуры и расы в нем взаимодействуют. В китайском сознании африканцы находятся где-то внизу иерархии, считает Говард Френч, бывший корреспондент The New York Times, написавший книгу «Второй континент Китая. Как миллион мигрантов строит новую империю в Африке».
Китайский расизм по отношению к чернокожим проявляется не только когда те сталкиваются с ними лично. В самой Китайской Народной Республике это не считается чем-то неприемлемым. Ну черные и черные, ну похожи на обезьян, кого может обидеть такой очевидный факт? То, что на Западе воспринимают как оскорбление чести и достоинства, в Китае — лишь повод посмеяться.
В новогодней передаче в 2018 году появилась 10-минутная сценка, вызвавшая возмущение всего мирового сообщества. Ведущий поздравил всех с тем, что по построенной по китайскому проекту железной дороге в Кении вскоре будет запущен первый поезд, а затем в кадре появилась тучная китаянка, чья кожа была выкрашена в коричневый цвет. Вместе с ней на сцене появился человек в костюме обезьяны. После выхода передачи на центральное телевидение Китая посыпались обвинения в расизме и требования извиниться.
В ответ представитель МИД страны Гэн Шуан попросил раздувающих конфликт держать себя в руках. «Есть те, кто хочет ухватиться за возможность раздуть скандал из произошедшего и попытаться внести разлад в отношения между Китаем и африканскими странами, это провальная идея», — сказал он.
В комментариях под видеозаписью части представления на You Tube некоторые, представившись африканцами, писали, что не обижены сценкой. «Будучи черным, я не считаю это расизмом. То, что я вижу — невежество продюсеров, которым не хватает элементарных знаний о других культурах», — писал один из пользователей. Другой (очевидно, китаец) написал, что актеры-африканцы говорят на китайском, а значит знакомы с китайской культурой. «То, что они согласились участвовать в этом шоу, говорит о том, что они не считают сценку расистской, — отметил он. — Помните, что черными рабами торговали на Западе, а не в Китае, поэтому мы и воспринимаем расизм по-другому».
Такую точку зрения выдвинул и Френч в своей книге. Он отмечал, что Китай игнорирует обвинения в расизме, так как считает, что Запад, а не Китай колонизировал континент и превратил его жителей в рабов. В то же время такая точка зрения никак не объясняет того, что происходит в наши дни. «По их [китайцев] мнению, это к ним относятся расистски», — пишет он.
Кения, в которой насчитывается более 40 официально признанных народностей, сама долгое время страдает от этнических противоречий. В стране время от времени вспыхивают конфликты между народами календжин, кикуйю, луо и лухья. За признание долгое время боролись кенийцы, являющиеся потомками пакистанских и индийских иммигрантов. Однако Китай создает еще один повод для возникновения конфликтных ситуаций, а правительство не всегда может внятно ответить на жалобы граждан. После разразившегося скандала с Оченгом власти посоветовали кенийцам ценить работу китайцев и поучиться у них рабочей этике вместо того, чтобы обвинять.
В ответ на слова китайского начальника о том, что все кенийцы — обезьяны, в китайском посольстве ответили: «Личное мнение и взгляды не могут выражать взгляды всего китайского сообщества». Однако Оченг считает, что китайская помощь Кении может отбросить страну назад, а отнюдь не повести в светлое прогрессивное будущее, как думают власти.