В 2015-м фигуристка Елизавета Туктамышева устроила феерию, выиграв чемпионаты Европы и мира, а потом пропала из поля зрения болельщиков. В этом сезоне она вернулась и уже отобралась в декабрьский финал Гран-при. Только обсуждают во всем мире не победы фигуристки, а ее стриптиз в показательных выступлениях и отношение к Дональду Трампу. «Лента.ру» пообщалась с Елизаветой и узнала, где спортсменка берет мотивацию и кто придумал раздеваться на льду.
«Лента.ру»: Этот сезон вы начали лучше, чем все лидеры сборной. На контрольных прокатах и Евгения Медведева, и Алина Загитова упали, а у вас сходу получился тройной аксель (самый сложный прыжок, который исполняют женщины — прим. «Ленты.ру»). До выхода на лед была уверенность в своих силах?
Елизавета Туктамышева: Была, конечно. Я очень хорошо подготовилась к прокатам, очень хотела наконец показать свои программы. Поэтому выходила в каком-то возбуждении. Приятно видеть результат своей работы.
Последние три сезона нельзя назвать успешными для вас. По сути, чемпионат мира в 2015 году — ваша последняя крупная победа. Когда результаты ушли, думали о завершении карьеры?
Нет, я никогда об этом не думала. Надеялась, работала, чувствовала, что я еще все смогу.
В последнее время фигуристы часто меняют тренеров, пытаясь улучшить результаты. Хотели когда-нибудь уйти от Алексея Мишина?
Нет, таких мыслей тоже не было. Мы очень долго работаем вместе, знаем друг друга. На мой взгляд, Алексей Николаевич — лучший тренер в мировом фигурном катании. Было бы глупо от него уходить. И невежливо. Он никогда не акцентировал внимание на том, что нет результатов. Мы просто катались.
Помог ли пример Каролины Костнер (итальянская фигуристка, бронзовый призер Олимпийских игр в Сочи — прим. «Ленты.ру»)? Ведь вы долго тренировались на одном льду.
Нет, я не ищу для себя кумиров, чужие примеры мне не нужны. Нет и людей, которыми я восхищаюсь. Все всегда зависит от меня. Алексей Николаевич нас с Каролиной никогда не разделял. Была единая система подготовки. Внимания хватало, все было в порядке.
Вы и Аделина Сотникова — практически ровесницы и когда-то были главными соперницами. После Олимпиады-2014 Аделина не смогла вернуться на лед и теперь выступает в шоу. А вам часто предлагают гастролировать на постоянной основе?
Предлагают, но я уже говорила, что я чувствую в себе силы бороться. Поэтому большой спорт на шоу променять пока не готова.
На Гран-при Канады вы обошли Евгению Медведеву. Это было принципиально?
Нет, я не думала об этом. Главное — показать свой максимум, попасть на пьедестал. У нас с Женей вообще-то хорошие отношения. После соревнований она сказала, что я молодец, поздравила. Мы очень приятно поболтали. Раньше мы не особо общались, а теперь узнали друг о друге побольше.
Вы поддерживаете ее в решении сменить тренера?
Стопроцентно. На ее месте я поступила бы так же.
Рика Кихира, опередившая вас на Гран-при Японии, прыгает два акселя в программе. Планируете делать то же самое?
Мы тоже думаем над этим, но в ближайшее время не планируем. Надо еще понять, принять необходимость двух этих прыжков. Надо быть сильнее и физически, и морально, чтобы чисто их делать.
В следующем сезоне на взрослый уровень должны перейти Александра Трусова, Анна Щербакова и Алена Косторная (юниорки из команды Этери Тутберидзе — прим. «Ленты.ру»). Чтобы конкурировать с ними, нужно прыгать четверные прыжки. Вы пытались когда-нибудь их тренировать?
В моем возрасте это тяжело. Когда была ребенком, тренировала. Если и буду пытаться сейчас, то это будет четверной лутц (лутц — второй по сложности прыжок в фигурном катании — прим. «Ленты.ру»). Думаю, я бы смогла. Хотя пока мне достаточно моего технического арсенала. Плюс девочек в том, что они маленькие и худенькие. Сохранят ли они эти четверные хотя бы на следующий сезон? Не могу ничего сказать, не уверена.
Весь мир несколько дней обсуждал ваше показательное выступление с раздеванием на льду. Кому пришла в голову идея номера?
Моему другу. А раздеваться придумал тренер, Алексей Николаевич. Это же прикольно. Я всегда только «за». Мне нравится быть эффектной.
Еще все говорят о вашем намерении встретиться с Трампом…
Конечно, я предполагала, что меня за этот ответ будут осуждать. Но все было сказано в шутку. То, что писали в СМИ и в комментариях, — просто бред. Мне жаль людей, у которых нет чувства юмора.
Раньше вы признавались, что на улицах родного Санкт-Петербурга вас не узнают. В этом сезоне внимания прибавилось?
Нет, я же по-другому в жизни выгляжу совершенно. Да и за последний месяц в Санкт-Петербурге не была почти. Не узнают, а если и бывает, то мне приятно с кем-то сфотографироваться, автограф дать.
Вы болеете за питерский «Зенит». Помните первый матч, который увидели вживую?
Я была всего на двух играх, и первая была в августе этого года. Все после чемпионата мира началось, раньше не так интересовалась.
Можете сравнить атмосферу на футбольном стадионе и на катке во время соревнований?
Сложно сравнивать. У нас, по сравнению с футболом, все культурнее. Кричать нельзя, это же сбивает. А на играх атмосфера просто бешеная! Наверное, футболистам так легче. Энергетика на стадионе сильнее, чем на катке. Но мне хватает поддержки болельщиков, хоть они и не сходят с ума так, как на футболе.
Недавно стало известно, что вы будете комментировать Гран-при России в эфире «Матч ТВ». Легко приняли приглашение?
Да, я сама очень хотела попробовать, причем давно уже. Рада, что мне предложили. Это будет хороший опыт для меня, который поможет мне в будущем.
Какие цели ставите на этот сезон и на карьеру в целом?
Да просто стабильнее кататься, чем раньше. Было бы неплохо на чемпионат мира попасть, там остаться в тройке. Про Олимпиаду не думаю, слишком она далеко. Я просто катаюсь, стараюсь наслаждаться моментом.