Российский блогер и путешественник Сергей Доля, посетивший более 120 стран, видел в своей жизни почти все. Он поборол аэрофобию, полетал на табуретке, подвергался нападению марокканских грабителей, а летом 2018 года в очередной раз совершил кругосветное путешествие. О своих приключениях в экспедиции «Вокруг света за 70 дней с Land Rover», секретах успешного блога и выживании на Земле Иосифа-Франца Доля рассказал «Ленте.ру».
«Лента.ру»: Расскажите, как вы вообще пришли к путешествиям.
Сергей Доля: Вообще сначала у меня была жуткая аэрофобия, и я безумно боялся летать на самолетах. Где-то за неделю до поездки я просто выключался и начинал дрожать, а потом меня вносили в самолет практически в бессознательном состоянии. Не из-за того, что я пил, а из-за того, что мне было страшно. Как-то в течение месяца мне по работе три раза подряд пришлось летать в командировку. Я заметил, что когда летел уже третий раз, мне было не так страшно. И тогда я решил, что для того, чтобы победить страх, я буду многократно его преодолевать.
Я стал летать раз в неделю — мне было все равно куда. То есть сначала я каждые выходные летал в ближайшую Европу просто для того, чтобы пережить ощущение полета. Потом куда-то дальше — и втянулся, начал путешествовать по миру. Сейчас уже не мыслю свою жизнь без этого. Перестал бояться. Летаю даже на табуретках с крыльями и пропеллером. На чем угодно!
Я как-то был на водопаде Виктория в Африке, там можно полетать на дельтаплане над водопадом. Так вот они реально принесли табуретку, сказали «Садись», дали мне шнурок от ботинка и сказали «Привяжись». То есть я шнурком привязался к этой табуретке, сзади притянули еще одну табуретку, сверху приставили крылья, большой пропеллер — и мы полетели. За мной был еще один человек на такой табуретке, и мы летели над этим всем, а внизу ничего нет, кроме водопада с крокодилами. Пилоты этих дельтапланов еще любят так делать: говорят «Cмотри, что умею!» — и начинают всякие выкрутасы.
Как так вышло, что именно вы поехали в эту кругосветку? И что такое вообще кругосветка?
Я являюсь амбассадором Land Rover Discovery. Они позвонили мне перед Новым годом и сказали: «Мы хотим тебя запустить вокруг света на 70 дней». Я ответил: «Отлично! Я готов!».
Есть несколько правил кругосветного путешествия. Они разные. Можно кругосветное путешествие совершить на самолете, можно на космическом корабле — например, как Гагарин, облететь за два часа Землю, можно на яхте. И есть правило для автомобильного путешествия.
Я когда первый раз был на Северном полюсе, мы на ледоколе добрались туда, вышли, нашли точку Северного полюса и воткнули в нее палку. Потом встали все кружком и за три минуты обошли вокруг этой точки. Я тогда подумал: «О! Моя первая кругосветка!» Оказалось, что это вообще не так, потому что есть несколько правил.
Первое из них самое простое: закончить в той же точке, где начал. Следующее — проехать по каждому континенту минимум тысячу километров. Но самое главное — проехать две точки антипода. Есть упрощенное правило: два раза пересечь экватор. Это делается для того, чтобы ваш маршрут точно был длиннее, чем длина экватора, то есть вы должны проехать больше 40 тысяч километров.
Две точки антипода — это две диаметрально противоположные точки на земле. Самые знаменитые — это Северный полюс и Южный полюс. Проблема в том, что большинство антиподов у континентов находятся в океане. То есть, например, антипод Москвы находится посередине Тихого океана. Поэтому мне было сложно найти такие точки, когда я планировал маршрут. Но в итоге у меня получилось. Одна точка была в Китае, а вторая — в Чили. И если в Чили всего одна дорога, потому что страна узкая, то по Китаю мы ехали зигзагами, чтобы точно пересечь свой маршрут.
В итоге за всю поездку у нас было шесть точек антиподов, то есть мы шесть раз пересекли свой трек диаметрально противоположных точек. Я стоял в Чили, смотрел вниз и понимал, что под моими ногами на другой стороне Земли, в этой же точке — то место, где я был 25 дней назад. Получается, что за 25 дней мы проехали половину света.
Что было самым сложным в этой поездке?
Самыми сложными были границы. Некоторые приходилось проходить по несколько дней. Например, в Лаосе (государство в Юго-Восточной Азии) нас не выпускали из страны два дня. Там полное разгильдяйство и очень большая бюрократия. Мы въехали в Лаос, получили штампы в паспорте и дальше проехали всю страну. А на выезде из государства нам просто сказали: «Вы знаете, вы там должны были по дороге заехать в какое-то здание, поставить зеленую печать на синенькой бумажке, и без нее мы вас не выпустить не можем. Поезжайте туда и получайте». То есть получается, что мы все это время в Лаосе находились нелегально.
Ну, а самой сложной была граница с Сингапуром, потому что Сингапур — это очень недружелюбное для автомобилистов государство. Туда в год въезжает две-три иностранных машины. Не две-три тысячи, а просто две-три машины в среднем! И вот в этом году наши две машины были первыми — то есть мы вообще были первыми россиянами, въехавшими на российских машинах с российскими номерами в Сингапур.
Это было сложно. С первого раза у нас не получилось. Сначала нас развернули, и нам пришлось возвращаться в Малайзию, чтобы получить необходимые документы. Там я оставил машину, сел на автобус и поехал в Сингапур, потому что для того, чтобы въехать в страну на своей машине, нужна печать Общества автолюбителей Сингапура. Ее можно получить только в Сингапуре, лично присутствуя со всеми документами.
Я нашел это Общество автолюбителей, поставил печать, которая стоила 400 долларов на два дня, выехал обратно на автобусе, сел в машину и только тогда вернулся в Сингапур. А, и еще страховку мы покупали за 150 баксов на машину на два дня. Но в итоге ровно в 70 дней мы уложились. У нас были запасные дни для отдыха. Например, мы заехали на один день в Пхукет, когда приехали в Таиланд.
Там на нас все русские смотрели с огромным удивлением: «Вы как сюда машины довезли? А что, так можно было? Вокруг же море!» Можно, конечно, но на самолете люди летят восемь часов до Таиланда, а мы на машинах ехали ровно месяц. Весь этот выходной на Пхукете я проспал в гостинице вместо того, чтобы идти на пляж, потому что в среднем мы спали где-то пять-шесть часов в сутки.
Возвращаясь к вопросу о том, что самое сложное. Пожалуй, еще одна трудность — не заснуть за рулем и не потолстеть. Я набрал 11 килограммов за два месяца, потому что ел исключительно сосиски в тесте, бургеры и пил сливочные коктейли. Просто невозможно себе отказать в этом. Я еще первое время как-то со своим соблазном сражался, а потом уже плюнул и сказал себе: «Ладно, потом исправим».
Вы дважды были на Северном полюсе и трижды — в Антарктиде. Может ли обычный человек просто взять и полететь завтра в Антарктиду? И как это сделать?
Конечно! Есть несколько туристических компаний, которые возят туристов в Антарктиду. Существует сообщество антарктических туроператоров, то есть это те компании, которые имеют право возить туда людей. Такая компания есть и в России, она называется «Посейдон», и у них есть свое судно. Оно очень комфортабельное и большое, я бывал на нем дважды в Гренландии.
На этом судне мы стартуем от Аргентины, доходим до Фолклендских островов (архипелаг в юго-западной части Атлантического океана — прим. «Ленты.ру») — это небольшие острова, которые принадлежат Великобритании. Когда-то там была война. Во времена Маргарет Тэтчер, когда Великобритания была слабой, Аргентина подумала, что она эти острова может отобрать, потому что они рядом с Аргентиной находятся.
Аргентинцы захватили их и заминировали, но Маргарет Тэтчер не хотела сдаваться, и началась война. В итоге они отвоевали эту территорию, но половина этих островов до сих пор заминирована. Сейчас там безумно красиво и очень много пингвинов.
Дальше мы отплываем на острова Южной Георгии и на Южные Сандвичевы острова, где вообще никто никогда не бывает. Фолкленды я видел, а на Сандвичевых островах я еще не был, но очень хочу! Это как наш остров Врангеля с белыми медведями, где мы за два дня видели 149 белых медведей. Только на Сандвичевых островах огромное количество королевских пингвинов. У меня есть селфи с кенгуру из Австралии, и теперь я должен сделать селфи с пингвином.
После этого мы плывем в саму Антарктиду, там огибаем ее вдоль побережья и маневрируем среди айсбергов. В основном я еду туда посмотреть на живую природу. Для этого не нужно быть участником экспедиции, достаточно просто купить билет, который стоит 10 тысяч долларов, и сесть в каюту.
Случалось ли в этой последней кругосветке что-то опасное?
Опасного ничего не было. Самая неприятная ситуация случилась в городе Эс-Сувейра в Марокко, где мы очень долго не могли найти ночлег. Когда мы в итоге доехали до Эс-Сувейра, мы нашли какую-то гостиницу в центре города, а она оказалась в центре Старого города. В Старый город невозможно просто въехать на машине, потому что улицы там полтора-два метра в ширину.
Нам пришлось припарковаться за стенами Старого города и пойти пешком, а приехали мы часа в два ночи. Никто эту гостиницу не знал, и вообще было непонятно, как ее в темноте найти. Нас встретил какой-то провожатый, погрузил в свою тележку наши вещи и повел по темным улицам. Когда мы шли по ночным переулкам Эс-Сувейры, я узнал тот угол, где три года назад у меня пытались отжать два фотоаппарата, и подумал: «О нет, мы снова идем туда». Но на этот раз все обошлось.
А вообще были в жизни ситуации, когда вы были на волоске от смерти?
Да, безусловно. К счастью, я нечасто попадаю в такие передряги, потому что обычно просчитываю все, что может со мной произойти, но иногда не все от меня зависит.
Например, однажды на Земле Франца-Иосифа я оказался в падающем вертолете. Тогда наш вертолет задел лопастью одну из кайр. Кайра — это такая небольшая птичка, которая очень похожа на пингвина, только летает. Там был птичий базар на мысе Флора — место, где раньше зимовали все экспедиции, которые пытались покорить Северный полюс.
Это сейчас мы за пять дней до Северного полюса на ледоколе доскакиваем, а вот раньше люди первый год шли до Земли Франца-Иосифа, проводили там зиму — и уже на следующий год пытались добраться до Северного полюса. Мы на этом мысе Флора, когда взлетали, задели лопастью одну из птиц и очень быстро пошли вниз. Но все закончилось хорошо. Я жив. Обратно нас уже на спасательных шлюпках возвращали на ледокол.
Как вы думаете, любой человек может начать вести свой тревел-блог? Что для этого нужно?
Нужно не начинать тревел-блог. По-моему, этот жанр уже умирает. Сейчас никому не интересно читать, как кто-то в 150-тысячный раз сфотографировал себя на Карловом мосту в Праге. Все это видели уже миллиарды раз. Вообще, если мы говорим об интересе к географии, то у человечества он возникал несколько раз.
Первый раз это случилось во времена географических открытий, когда люди вдруг поняли, что Земля не плоская. Карта была белой и пустой, поэтому различные экспедиции взялись эту карту заполнять. Потом, когда эту карту заполнили, все немножко приелось. Следующий всплеск был во время освоения Северного полюса. 1910-1917 год, все эти экспедиции Седова... В эти времена люди следили за тем, как другие покоряют полюса. А затем появились Google Maps, которые просто сфотографировали и показали весь мир в интернете.
А уже потом появились тревел-блогеры. Сейчас очень трудно чем-то удивить людей, особенно если речь идет о каких-то географических постах. Все уже читали и про Северный полюс, и про Северную Корею. Если хотите начать блог — то не нужно начинать его про путешествия.
Сейчас людей больше интересует какая-то практическая информация, которую они могут использовать. Поэтому в наши дни активно развиваются видеокурсы, где люди за тысячу-полторы смотрят лекции и получают сертификат. Если говорить о путешествиях, то нужно делать что-то, что заинтересует людей и может им пригодиться: давать какие-то советы, полезную информацию.
А у вас есть любимы страны?
Россия! Я очень люблю Сахалин, Чукотку, Дальний Восток, Якутию. Добраться туда совсем несложно, несмотря на всеобщее предубеждение. Просто покупаете билет на самолет и прилетаете. Более того, все полеты на Дальний Восток не такие дорогие. Билет туда-обратно стоит 22 тысячи рублей. Это дешевле, чем слетать в Исландию. У меня даже в Питер иногда билеты бывают дороже, чем до Камчатки, если лететь туда не в сезон.
На Сахалине достаточно выраженная сезонность, то есть летом все занято, и достаточно высокий уровень цен. Номер в гостинице стоит три-четыре тысячи рублей в сутки, а вот в межсезонье, осенью, зимой или весной, заполненность гостиниц — всего 40 процентов. То есть можно найти место чуть ли не бесплатно.
Так что если мечтаете путешествовать по России, то я бы советовал начать с Сахалинска. А если ехать летом, то вообще это просто безумная красота. Там есть озеро Буссе, которое соединено с морем, и в нем живут устрицы. Такого больше в мире вообще нет.
Знаете, я когда читал Жюль Верна «Таинственный остров», там было что-то вроде «Мы вышли на устричную отмель, пожарили устриц…» — и я думал: «Что же такое эта устричная отмель? Как она вообще выглядит?» А оказалось, что когда отлив проходит, падает уровень воды в этом озере, и дно, на котором живут устрицы, оголяется.
То есть ты идешь — а у тебя под ногами живые устрицы, причем они самые большие в мире, по размеру где-то как две ладони. Еще среди них трубач, гребешок, различные ракушки. Просто идешь и собираешь их. Потом вас привозят в центр озера, ставят вам столик, стул, и вот вы сидите за этим столиком посреди озера, вокруг больше ни души. Нагнулись, вытащили устрицу, съели, нагнулись, снова съели — прямо не вставая со стула. Это невероятно. Нигде больше такого нет, но, к сожалению, никто об этом не знает. Все думают, что это дико дорого и недоступно.
Многие думают, что в России плохо развит туризм, но это совсем не так. В каждом регионе есть туристические информационные центры, и каждый регион развивает туризм. Чукотка, Якутия — вас везде с распростертыми объятьями встретят. Ленские столбы, Синские столбы, Верхоянск, полюс холода в Северном полушарии Оймякон... В город Удачный слетайте, посмотрите, как добывают алмазы: там огромные воронки, кимберлитовые трубки. Это настолько интересно все — было бы желание!
Ваша профессия — это работа мечты! Как стать профессиональным путешественником?
Я счастливый человек, это правда, потому что я живу за счет путешествий. Как это сделать? Ну, во-первых, у вас должно быть свое имя, нужно быть человеком-брендом и раскручивать себя. А дальше есть несколько вариантов. Например, выступления на всяких форумах для разных путешественников, которые могут рассказать истории. Или второй способ — возить группы.
Многие люди хотят поехать куда-то, но боятся организовать что-то сами, поэтому в некоторые путешествия я беру с собой группы. Например, сразу после Нового года у меня будет поездка сначала в Ботсвану, потом в Намибию, потом в Эфиопию и в Кению. Это будут разные группы.
Самая интересная, конечно, Эфиопия. Это совершенно безопасно и бесконечно красиво. Нас будут сопровождать автоматчики и защищать от людей, которые могут взять в заложники туристов. На самом деле такое было в последний раз около шести лет назад, сейчас все спокойно. Это просто такой туристический антураж, когда тебя сопровождают два человека с автоматами, на которые они вешают авоську с вещами.
В этой поездке мы будем на действующем вулкане Эрта-Але, сможем заглянуть в жерло и увидеть, как магма булькает внизу. Будем еще на вулкане Даллол, который весь желтый, как Йеллоустоун, и посетим соленое озеро. Посмотрим, как караваны верблюдов проходят мимо нас через это озеро, а у нас будет бокальчик шампанского в руке и фотоаппарат. Это безумно красиво и интересно!