Хавьер Фернандес — один из лучших фигуристов планеты. Он является двукратным чемпионом мира и действующим чемпионом Европы, причем спортсмен выиграл шесть континентальных титулов подряд. Испанец не знает себе равных с 2013 года. Фернандес тренируется под руководством канадца Брайана Орсера — специалиста, в группу которого перешла россиянка Евгения Медведева. Так же, как и она, в прошлом Хавьер принял решение перебраться за океан. Так же, как и в случае с Медведевой, на родине не слишком оценили такое решение. «Лента.ру» пообщалась с испанским фигуристом и выяснила, что он думает о сотрудничестве Медведевой с Орсером, когда завершит карьеру и какое влияние на него оказал Евгений Плющенко.
«Лента.ру»: Сезон уже начался. Для вас это четвертый по счету олимпийский цикл, и вы до сих пор на вершине мирового фигурного катания. Чем этот сезон будет отличаться от предыдущих?
Хавьер Фернандес: Этот сезон стоит особняком хотя бы потому, что наверняка станет последним в моей спортивной карьере. В данный момент я продолжаю тренировки в Мадриде, чтобы подготовиться к январскому чемпионату Европы.
Вы работаете под руководством Брайана Орсера с 2011 года. Насколько долго вам пришлось притираться друг к другу?
Это произошло довольно быстро. Мы с Брайаном прекрасно ладили и ладим. Вместе прошли через все: переживали обидные поражения и бурно праздновали победы.
Насколько Орсер приятен в общении?
Исключительно приятен. Я бы сказал, что он особенный. Это касается как его человеческих, так и профессиональных качеств.
Помните первую большую победу с Брайаном? Что он вам сказал?
Наверное, это было после победы на чемпионате Европы 2013 года. Что он мне сказал? Да, в общем, то же, что и всегда: «Отличная работа, Хави!» Что тут еще скажешь?
Окей, это было после первого континентального титула. А какой была его реакция на ваш шестой титул чемпиона Европы?
После победы на континентальном первенстве в Москве (турнир проходил в январе 2018 года — прим. «Ленты.ру») он тоже меня хвалил. Ну и сказал, что мой триумф — доказательство того, что упорство и труд всегда окупаются.
С победами разобрались. А как вы пережили четвертое место на Олимпиаде в Сочи?
Конечно, мне было жутко обидно. В тот момент мне помог Брайан. Он призвал не зацикливаться на результате и убедил меня в том, что у нас впереди четыре года. Четыре года для того, чтобы добиться цели.
Как думаете, получится у Орсера помочь Евгении Медведевой пережить поражение на Играх в Пхенчхане? По-вашему, он хороший психолог?
Несомненно, с Брайаном в плане психологии мало кто сравнится. У них с Трейси Уилсон (канадский тренер, работающая в команде с Орсером, — прим. «Ленты.ру») сложился отличный дуэт, они дают каждому спортсмену как раз то, что ему нужно. Давайте подождем немного, думаю, результаты не заставят ждать и появятся уже по ходу нынешнего сезона. Думаю, у них с Медведевой все получится.
Несмотря на все достоинства Орсера-тренера, Медведева под его руководством до сих пор не выигрывала.
Послушайте, да ведь они начали сотрудничать всего несколько месяцев назад. Для фигурного катания это слишком короткий срок. Дайте им немного времени. Думаю, скоро все изменится.
Позиция Орсера известна всем: его спортсмены не обязаны участвовать во всех турнирах на протяжении сезона и уж тем более не обязаны на них побеждать. Вы пропустили весенний чемпионат мира в Милане по этой причине?
Нет, я не поехал в Милан потому, что жутко устал после Олимпиады в Пхенчхане (на Играх-2018 Фернандес завоевал бронзовую медаль в мужском одиночном катании — прим. «Ленты.ру»). Мне было очень важно отдохнуть и провести время с семьей. Только так я мог бы подготовиться к грядущему сезону.
Что делали в межсезонье? Что делали после завершения Олимпиады и во время последующего отдыха?
На самом деле, я не так уж и долго отдыхал после Пхенчхана. Я провел дома порядка месяца, а потом продолжил работать. Принял участие в нескольких шоу в Канаде и Японии.
Вы и правда не планируете принять участие в следующей Олимпиаде?
Да, так и есть.
Почему?
В мои планы не входит тренироваться еще четыре года. Мне кажется, что пришло время сконцентрироваться на вещах, находящихся за пределами катка.
Вы становились чемпионом Европы шесть лет подряд. Откуда вы находите мотивацию продолжать участвовать в турнирах?
Я не слишком концентрируюсь на прошлом. Как я уже сказал, этот год будет для меня невероятно важным: у меня будет возможность выиграть седьмой континентальный титул подряд. По крайней мере, я на это надеюсь.
То есть, слава Евгения Плющенко не дает вам покоя (российский фигурист является семикратным чемпионом Европы — прим. «Ленты.ру»). Нацеливаетесь на его рекорд?
Естественно. Достижение Плющенко — одна из вещей, заставляющих меня двигаться дальше. Отличная мотивация.
Что думаете об изменившихся правилах оценки прокатов? Фигуристам станет легче или сложнее?
За последнее время я слышал на этот счет очень много разных мнений. Наверное, по сравнению с прошлым годом будет немного сложнее. Но потом все привыкнут.
Насколько новая система оценок изменит гонку за четверными прыжками?
Думаю, новая система поможет по достоинству оценивать всех спортсменов, в том числе тех, кто жаждет прыгать четверные.
Раз уж вы не скрываете планы завершить карьеру в ближайшее время, то расскажите, чем планируете заниматься в будущем?
Я живу и тренируюсь в Испании. Готовлю собственное шоу под название RevolutiON on Ice, с которым собираюсь выступать по стране. Кроме того, я организую собственный летний лагерь для юных спортсменов. Ну а в долгосрочных планах — открыть свою академию фигурного катания.
Испания пользуется бешеным спросом среди туристов, в том числе и российских. Куда посоветовали бы поехать в первую очередь?
О, на этот счет двух мнений быть не может. В Малагу, конечно, или в ее окрестности.
А куда стоит поехать, чтобы максимально прочувствовать испанскую культуру?
Думаю, за этим стоит отправиться на юг страны. В Андалусию, например.
Если бы завтра вам предложили поехать в любую точку земного шара, куда бы вы отправились?
В Японию. Я очень люблю эту страну.