«Лента.ру» продолжает серию материалов про эстетику ОПГ и уличных банд. В прошлый раз мы рассказывали про пачукос — мексиканую субкультуру, которую в США поголовно считали криминальной. На этой раз речь пойдет о французских антифашистских бандах, которые слушали рокабилли и устраивали охоту на скинхедов.
Франция во все времена привлекала мигрантов, а Париж всегда был многонациональным городом. Еще в межвоенное время в страну приезжали поляки, итальянцы, португальцы и испанцы, бежавшие от бедности, войн и установившихся в их странах диктатур. После окончания Второй Мировой приток мигрантов усилился. Как и все великие европейские державы, Франция в 1950-60-е годы проходила через развал своей колониальной империи.
И если британцы расставались со своими колониями относительно мирно, то французы ввязались в две кровавые бойни сначала в Индокитае в 1946-1954 годах, а затем и в Алжире в 1954-1962 годах. Их итогом стал массовый исход беженцев: сначала белых французских колонистов, а затем и местного населения. В 1960-е годы на фоне быстрого экономического роста в Европе число мигрантов лишь увеличилось. Причем в случае с Францией речь шла не только о жителях бывших колоний, но и о внутренней миграции — в Париж устремились чернокожие жители заморских департаментов Гваделупы и Мартиники.
В пригородах столицы Франции начали расти многонациональные кварталы, в которых первое время представители разных рас и этносов мирно уживались друг с другом. Но как и в Англии, все изменилось в 1970-е годы, когда топливные кризисы и общая рецессия в мировой экономике привели к обострению конкуренции за рабочие места между коренным населением и приезжими. В Париже, Марселе и других городах Франции с большой долей мигрантов появились уличные ультраправые банды, которые избивали мигрантов и держали в страхе целые улицы.
С эстетической точки зрения французская националистически настроенная молодежь мало отличалась от британской. Она выросла из субкультуры модов и скинхедов: коротко стриженные, а затем и бритые головы, тяжелые рабочие ботинки, подвернутые джинсы и кожаные куртки. Плохо знавшие законы, боявшиеся депортации и не уверенные в своих правах мигранты первого поколения не могли им ничего противопоставить. Но все изменилось в начале 1980-х годов, когда выросло поколение детей мигрантов, которые были гражданами Франции или с рождения, или с раннего детства.
В отличие от британской молодежи, которая увлекалась рок-н-роллом и рокабилли в 1950-е и 1960-е годы, французы сохраняли к пришедшей из-за океана музыке достаточно прохладное отношение. Первым рок-певцом страны можно с определенной натяжкой считать Джонни Холлидея, однако и к нему настоящая популярность пришла лишь к концу 1960-х годов. Зато французы отыгрались в 1970-е годы, когда Париж захлестнула волна рокабилли. Молодые французы — как белые, так и черные, как представители коренного населения, так и дети мигрантов — бросились подражать американской молодежи 1950-х годов.
Катализатором этого процесса отчасти можно считать фильм «Бриолин» с Джоном Траволтой в главной роли, который рассказывал о жизни бунтарской молодежи США конца 1950-х годов. Картина стала настоящим событием во Франции — ее посмотрели без малого 6 миллионов человек или каждый десятый француз! Таким образом, «Бриолин» установил рекорд для музыкального фильма, который продержался 26 лет.
Молодые французы начали зализывать волосы назад, носить кожаные куртки, кепки, белые футболки и джинсы, которые подворачивали на два дюйма (в Америке такой подворот до сих пор носит имя Джеймса Дина), и обувь на каблуке. В моду вошли старые рокабилли-исполнители и танцы, которые за океаном уже лет 20 как никто не танцевал. Вдохновленные сюжетами фильмов про байкеров и хот-родеров, французы начали покупать старые мотоциклы и американские автомобили 1930-1950-х годов, которые в небольшом количестве встречались в Европе.
Как и герои фильмов 1950-х годов, французские фанаты рокабилли начали собираться в банды, которые первоначально не имели никакого реального криминального характера, а лишь подражали бандам байкеров и хот-родеров. Первой такой бандой стали Vickings, которые иногда называют Del Vickings — в честь одной из первых рок-н-рольных групп 1950-х годов. «Викинги» первое время просто тусовались, выпивали, катались на машинах и танцевали, оставаясь вдали от политики и уличных войн.
Второй рокабилли-бандой стали Panthers, которые с самого начала заявляли себя, как антифашисткая структура. «Пантеры», как и «Викинги», были смешанными по этническому составу, но взяли себе имя в честь афро-американского движения Black Panthers — «Черные пантеры». При этом и французские «Пантеры», и «Викинги» были созданы белыми парижанами. Чем больше нападений скинхедов происходило на улицах Парижа, тем больше ответных акций устрашений устраивали и антифашисты.
К слову, термин антифа, общепринятый в англоязычном мире и России, во Франции не прижился. Сами антифашисты называли себя «ле шассёр» (les chasseurs — охотники). При этом между собой Vickings и Panthers поддерживали союзнические отношения и часто тусовались вместе вплоть до середины 1980-х годов.
Однако довольно скоро дружба между различными рокабилли-бандами стала заканчиваться. Для начала Vickings и Panthers разругались с Rockabilly Rebels — группой, состоявшей преимущественно из белых, которая вывешивала в клубах и на концертах флаг Конфедерации. Чернокожие члены «Викингов» и «Пантер» воспринимали это, как одобрение рабства. На концертах стали происходить стычки, которые затем выплеснулись и на улицы.
Следующим врагом стали последователи субкультуры Teddy Boys, которая также пришла во Францию с опозданием на 20 лет. Les Teds, как их называли в Париже, политически тяготели к правым, которые в начале 1980-х стремительно набирали популярность. Ответом стали атаки рокабилли-банд на клубы, в которых тусовались тедди-бойз.
Наконец к середине десятилетия «Пантеры» и «Викинги» разругались уже между собой. Точную причину конфликта сейчас уже никто назвать не может. В своих воспоминаниях участники тех событий в большинстве своем сходятся во мнении, что пути группировок просто разошлись. Политически ангажированные Panthers стали радикальнее и сблизились с антифа-бандами вроде Red Wariors, Black Dragon и Ducky Boys.
Большая часть досуга «Пантер» теперь была посвящена не тусовкам и пьянкам, а битвам с фашистами и подготовке к ним. Все больше внимания уделялось боевым искусствам, а не танцам. Соответственно, изменился и внешний вид членов банды. Джинсы окончательно вытеснили из гардероба брюки, сапоги и ботинки на каблуке уступили место той же тяжелой обуви, что носили скинхеды, а кожаные куртки сменились бомберами.
Остальные антифа-группировки и вовсе не несли в своей стилистике ничего ностальгического и происходили из панк-среды. Red Warriors одевались точно так же, как и скинхеды, с той лишь разницей, что сохраняли волосы на голове или носили небольшие ирокезы. Отличительной особенностью «Красных воинов» была коммунистическая символика на одежде: серп и молот, звезды и красный цвет.
Несмотря на отсутствие формальных запретов на вступление представителей других рас и декларируемую борьбу с националистами и ультраправыми, чернокожих, арабов и выходцев из Индокитая в составе Red Warriors было мало. А вот группировка Black Dragon, напротив, по большей части состояла из французов африканского происхождения. При этом именно члены «Черного дракона» уделяли больше всего внимания боевой подготовке и восточным единоборствам.
«Драконы» одевались максимально просто — одежда не должна была сковывать движения в бою, поэтому в чести были спортивные костюмы, футболки и майки. Единственное исключение — кимоно и налобные повязки, в которых члены банды тренировались и любили позировать перед фотографами.
В конце 1980-х во Франции началась настоящая хип-хоп революция. Впервые о новой субкультуре французы узнали из программы канала TF1, вышедшей в эфир в 1984 году. Среди первых по-настоящему популярных рэперов можно выделить группу IAM, созданную в 1989 году, Supreme NTM и MC Solaar. Вопреки распространенному в России мнению, основали ее вовсе не чернокожие — многие французские рэперы первой волны происходили из семей коренных жителей.
Так в составе NTM выступали франко-португалец и выходец с Мартиники, MC Solaar происходил из семьи мигрантов из Чад, а в составе IAM и вовсе выступали белые французы, испанец из Алжира, мадагаскарец и сенегалец. Вслед за новой музыкой пришла и новая мода — многие молодые черные и белые французы стали одеваться, как звезды заокеанского хип-хопа. Худи, лонгсливы, спортивная форма, широкие штаны и кроссовки пополнили гардероб не только любителей рэпа, но и антифашистов, многие из которых отошли от панк-культуры.
Ну, а фанаты рокабилли окончательно превратились в любителей старины и ретро-тематики, начисто лишенных какой-либо агрессии. Во Франции по-прежнему много групп, играющих рокабилли и рок-н-ролл, проходят крупные музыкальные фестивали, слеты любителей американских автомобилей, в том числе хот-родов и кастом-каров. Теперь это практически всегда тусовки белых французов, а о былом боевом прошлом почти ничего не напоминает.
Впрочем, представители золотого века французского рэпа сейчас тоже все реже одеваются в хип-хоп стиле. MC Solaar и другие или уже разменяли шестой десяток, или приближаются к этому, поэтому и на публике предпочитают появляться в куда более цивильном виде: костюмы, рубашки, кожаные куртки, кепки.