Культура
14:38, 26 ноября 2018

Фашизм, марксизм и гомосексуализм Он страдал от цензуры, воспевал сексуальность и протестовал вместе с эпохой

Кирилл Разлогов (, доктор искусствоведения, культуролог)
Бернардо Бертолуччи
Фото: Central Press / Hulton Archive / Getty Images

Итальянский кинорежиссер Бернардо Бертолуччи скончался в Риме в возрасте 77 лет после тяжелой и продолжительной болезни. Он начал карьеру в области кино с должности помощника Пьера Паоло Пазолини на съемках фильма «Аккатоне». Фильмография Бертолуччи включает более двадцати фильмов. Его последняя картина «Ты и я» вышла в прокат в 2012 году, а годом ранее он первым удостоился «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля за заслуги перед мировым кинематографом, специально учрежденной на главном мировом кинофоруме для чествования мэтров. Подобный приз уже был в коллекции мастера — в 2007 году его почтили в Венеции. «Лента.ру» попросила прокомментировать печальное событие доктора искусствоведения, профессора ВГИКа, киноведа Кирилла Разлогова.

Уход из жизни Бернардо Бертолуччи — это уход последнего из великих итальянских режиссеров, которые покинули этот мир и оставили наследие, которое, думаю, будет существовать долгие годы, если не века после их смерти. Бертолуччи сформировался в период, когда возникло молодежное движение протеста, когда «новые волны» во всех странах, и в первую очередь во Франции, становились ведущими тенденциями в киноискусстве. И в одной из своих последних картин «Мечтатели» он как раз вспомнил с большой ностальгией об этой эпохе, связанной в том числе с борьбой за восстановление на посту директора Французской синематеки знаменитого Анри Ланглуа. Но также и с эротическими переживаниями, с сексуальной революцией, которая тогда разворачивалась в Европе и стала одной из постоянных тем его дальнейшего творчества.

Он пришел к самостоятельному творчеству позже, чем мастера неореализма и новой волны. Первые его фильмы были замечены только специалистами, это картина «Костлявая смерть» (1962). Но уже одна из первых картин перед студенческой революцией стала своеобразным манифестом нового поколения, которое, в отличие от классиков новой волны, было значительно более заинтересовано в политических проблемах, связанных с молодежным движением, наравне с сексуальной революцией как путем к революции социальной. Картина не просто обратила на себя внимание, а стала программной.

В этом направлении Бертолуччи снял еще несколько фильмов — в частности, картину «Конформист» (1970), которая демонстрировалась в советском прокате, правда, абсолютно изуродованная цензурой. После развала Советского Союза, после перестройки фильм был выпущен в полном варианте. Запрету в СССР подвергся основной мотив этого киношедевра, поскольку в основе сюжета была гомосексуальная тема. Главного героя в детстве насиловали, и отсюда вытекал рассказ о том, как он стал конформистом. Гомосексуальное изнасилование в те времена не могло фигурировать эксплицитно в картине, идущей в советском прокате, поэтому, убрав эту завязку, «Конформиста» в какой-то степени лишили смысла.

Несмотря на скандальность его наиболее известной ленты «Последнее танго в Париже» (1972), ставшей манифестом кинематографической раскрепощенности 70-х, самой главной своей картиной того времени Бертолуччи считал «Двадцатый век» (1976). Это большое эпическое полотно с крупнейшими звездами мирового масштаба, как американскими, так и французскими — Жераром Депардье и Робертом Де Ниро, где он подводил итоги того, что он считал ХХ веком, который для него заканчивался в 1945 году победой над фашистской Германией и, как ему казалось и казалось многим тогда, окончательной победой левых политических сил, в том числе и коммунистов как ведущей силы дальнейшего мирового развития. Режиссер не коснулся последующего развития послевоенной Европы, которое пошло совершенно иным путем, и во многом привело автора этого эпического полотна к политическим разочарованиям и утрате иллюзий в отношении европейской культуры в целом.

Спустя десятилетие Бертолуччи обратился к Востоку: снял картину про Китай «Последний император» (1987) и картину «Маленький Будда» (1993), увлекся буддизмом и одновременно помогал своему старшему коллеге Микеланджело Антониони (он был тогда уже очень старым и больным человеком) работать над его новыми фильмами, которые имели полное право появляться под двумя фамилиями — Бертолуччи и Антониони.

Как младший товарищ Феллини и Антониони, он видел мир в том же глобальном масштабе, как его великие коллеги. В своем творчестве Бертолуччи отражал и философские проблемы мироздания, и цивилизационные столкновения Востока и Запада, и политические столкновения, которые в ХХ веке были особенно ярко выражены: он не только наблюдал масштабные цивилизационные сдвиги, но и смог о них рассказать языком кино. Особенность его кинематографа в том, что как личность он был художником безусловно масштабным, хотя в некоторых картинах пропускал исторические события через себя, через свою собственную историю, через собственные переживания — как в ранней картине «Перед революцией» (1964), так и в снятых спустя почти сорок лет «Мечтателях» (2003), — лентах, насыщенных автобиографическими мотивами.

В последние годы Бернардо Бертолуччи сильно болел, тем не менее находил в себе силы появляться на кинофестивалях, иногда в инвалидной коляске, и был одним из самых уважаемых кинематографистов старшего поколения. Как всегда говорят в таких случаях, с ним ушла целая эпоха не только в истории мирового кино, но и в гражданской истории рубежа веков и тысячелетий, которую он застал — и отразил в своих выдающихся фильмах.

< Назад в рубрику