Россияне, впрочем, как и трудоспособные граждане других стран, все чаще хотят от работодателей не просто зарплаты, но чего-то большего — так называемых нематериальных благ. Им важно, чтобы на работе было удобно — во всех смыслах этого слова. От звонка до звонка — лозунг прошлого века, кабинетно-коридорная система — оттуда же.
Open space, или офисы открытого типа с рядами столов и голов, тоже постепенно отмирают. На смену им приходят гибкие рабочие пространства. В ближайшие годы таких офисов станет много, обещают эксперты рынка недвижимости, — на радость офисному планктону, который в новых пространствах растеряет львиную долю традиционных своих характеристик.
По данным Regus, международного провайдера гибких офисных решений, около 50 процентов офисных сотрудников проводят два-три дня в неделю в разъездах и работают удаленно. Современные IT-технологии, хранение информации в «облаке» позволяет выполнять задачи в любом месте, где есть интернет.
«Для поколения постмиллениалов (18-24 года) важны гибкий график и обучение за счет компании… Для более старшего поколения (45 лет и старше) не менее актуальными становятся гибкий график и работа из дома», — отмечается в исследовании портала Rabota.ru, опубликованном осенью 2018-го.
Подавляющее большинство соискателей всех профессиональных групп и возрастов, помимо зарплаты, более всего волнует коллектив, в котором им предстоит трудиться (74 процента). Второе место заняла возможность карьерного роста (41 процент).
К 2020 году, прогнозируют аналитики Regus, до половины экономически активного населения мира будут работать по гибкому графику. И здесь возникает проблема для бизнеса: руководству важно, чтобы сотрудники работали в стандартизированном и безопасном формате.
«Современные коворкинги отвечают данному требованию, именно поэтому мы видим стремительный рост данного сегмента, — отмечает Ирина Баева, управляющий директор компании Regus в России. — По нашим оценкам, рост числа рабочих мест в коворкингах в Москве, Петербурге и других крупных городах может ежегодно достигать 25 процентов. Мы рассматриваем основной драйвер в развитии коворкингов именно в качестве дополнения к существующей бизнес-системе, гибким рабочим решениям».
Коворкинги — лишь один из видов гибких офисных пространств. Классические корпоративные офисы тоже меняются — в лучшую, по общему мнению, сторону. Гибкость предусматривает наличие существенной доли рабочих мест, не закрепленных за конкретными сотрудниками — сиди, где хочешь. А еще — много пространств для отдыха. И, в идеале, высокий уровень свободы работников: частично дистанционную работу и график без строгостей — одному удобнее трудиться с семи утра и закачивать пораньше, а другой наиболее эффективен в период с 11 утра до восьми вечера. И это нормально.
Согласно исследованию «Наше пространство», подготовленному консалтинговой компанией Knight Frank, 69 процентов глобальных корпораций планируют перейти к гибким офисам в течение трех лет. При подготовке отчета были опрошены руководители высшего звена 120 международных компаний, в которых по всему миру в совокупности трудоустроено свыше 3,5 миллиона человек.
«Такие помещения создают более дружественную рабочую среду и предлагают свободу для быстрого расширения или сокращения пространства в соответствии с рыночными условиями», — отмечают аналитики.
В настоящее время большинство глобальных корпораций занимают офисы по традиционной модели аренды. Две трети компаний, опрошенных Knight Frank, сообщили, что коворкинги и гибкие офисы составляют до пяти процентов или менее от общей площади. Менее семи процентов заявили, что гибкое рабочее пространство превышает пятую часть.
Но рост доли либеральных офисов неизбежен — почти половина опрошенных спрогнозировали, что гибкое пространство будет составлять пятую часть офисных помещений в ближайшие три года. Почему? По общему мнению, в гибких офисах у сотрудников возникает чувство общности, что выгодно для бизнеса. Кроме того, возрастает личная производительность каждого из работников.
«Это исследование подчеркивает, что десятилетие глобальной экономической неопределенности изменило взгляд большинства крупнейших компаний мира на рабочее пространство, — указывается в материалах Knight Frank. — Количество гибких офисов быстро росло в течение последних пяти лет в основном благодаря стартапам и фрилансу. Однако это всего лишь верхушка айсберга в сравнении с предстоящим спросом со стороны компаний по всему миру, который мы ожидаем в течение следующих трех лет».
По мнению Уильяма Бердмор-Грея, глобального руководителя службы занятости Knight Frank, спрос на гибкость — это и большая угроза, и возможность для владельцев офисных помещений. «Компаниям требуется гибкое, коррелирующее с реальностью ведение бизнеса в эпоху стагнации, — говорит эксперт. — Крайне важно, чтобы владельцы и девелоперы реагировали на новую действительность, где клиент правит рынком».
Эта новая действительность затрагивает и Россию — несмотря на присущий ей особизм. «Суровые реалии российской экономики заставляют компании искать новые пути оптимизации затрат и повышения производительности своего персонала, — поясняет Константин Лосюков, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank. — Жесткая конкурентная среда требует вовлечения всех ресурсов компании для выживания, а также реализации товаров и услуг более высокого уровня, чем у конкурентов. Эти тенденции формируют идеальные условия для перехода от традиционного офиса к гибкому, гораздо более приспособленному к совместной работе. По тем же причинам в последнее время рынок офисов Москвы переживает бум развития сети коворкинговых центров. Очевидно, что за этими форматами будущее офисного пространства».
В CBRE подсчитали: на данный момент в Москве насчитывается 111 абсолютно гибких офисных пространств (коворкингов), которыми управляют 63 оператора. Общий объем предложения гибких офисных площадей достиг 122 тысяч квадратных метров. Средняя площадь такого офиса в российской столице — полторы тысячи квадратных метров.
За три квартала 2018-го объем предложения гибких офисов увеличился более чем на 36 тысяч квадратных метров, к концу года он вырастет еще на 19 тысяч, прогнозируют аналитики. Емкость московского рынка коворкингов они оценивают в 25 миллиардов рублей, или 8,6 миллиона квадратных метров.
Самые дорогие в столице гибкие офисы расположены в деловом центре «Москва-Сити», в то время как по офисам классического формата наблюдается другая картина — самые высокие ставки аренды — в пределах Садового кольца.
«Основными причинами высоких ставок именно в районе Сити являются высокая концентрация здесь офисов класса А, активный деловой фон, а также престижность локации», — поясняют эксперты. При этом закон «дальше — меньше» в сегменте гибких офисов тоже работает: средняя ставка аренды рабочего места в коворкинге между ТТК и МКАД в полтора раза ниже, чем стоимость такого же места в границах Садового кольца.
Консультанты CBRE, как и их коллеги, ожидают роста числа гибких рабочих пространств за счет увеличения спроса на такой формат со стороны крупных корпоративных клиентов.
«Можно отметить интересную тенденцию: коворкинги являются одним из сегментов офисного рынка, который хотя и занимает менее одного процента от общего объема, но уже формирует собственные тренды, — говорит Анна Шепелева, директор отдела исследований рынка CBRE. — Тогда как на офисном рынке наблюдаются рекордно низкие объемы нового строительства, гибкие офисные пространства демонстрируют рост и по числу объектов, и по количеству игроков. Меняется и состав арендаторов гибких офисных пространств: сегодня мы видим активный интерес к ним со стороны крупных компаний и корпораций, которые размещают в коворкингах временные рабочие группы, проектные подразделения и так далее. В целом, можно сказать, что на наших глазах происходит формирование нового сегмента с серьезной заявкой на успех, если ему не помешают внешние факторы, например, макроэкономического характера».
«В России рынок гибких офисов пока находится в стадии становления, — смягчает Виктория Манзюкова, руководитель отдела услуг корпоративным клиентам компании JLL в России и СНГ. — Стимулами к его развитию послужили несколько факторов. С одной стороны, турбулентный период 2014-2015 годов выявил необходимость корпораций оптимизировать затраты на офисы, с другой — в условиях снижения традиционного спроса в этот же период многие собственники бизнес-центров стали с большей готовностью рассматривать операторов гибких пространств в качестве арендатора».
Кроме того, указывает эксперт, популяризации офисов нового формата способствуют смена поколений, борьба за кадры и непрерывное развитие инноваций, позволяющих организовывать рабочий процесс более гибко.
Становлению духа свободы в офисах мешают несколько факторов, утверждают в JLL: это, например, потенциал размывания бренда компании-пользователя такого офиса, стоимость внедрения гибких решений, проблемы безопасности и соблюдения конфиденциальности.
«В свою очередь, риски отказа от гибких пространств — это проблемы удержания и привлечения персонала, восприятие модели работы компании как неактуальной», — указывают аналитики.
Показаться старомодным — что может быть хуже? Мода на ретро не должна затрагивать процесс организации труда. «Благодаря гибкости рабочего пространства компании могут реагировать на меняющиеся потребности бизнеса быстро и без больших затрат», — обещает Ирина Баева, директор российского отделения Regus.
Интересно, что при всей кажущейся привлекательности свободных порядков в офисе, многие трудящиеся поддерживают классическую модель — когда у каждого есть свое место, а рабочий день начинается и заканчивается в строго определенное время. Но стремление все делать одинаково и панический страх отклониться от привычного способа действий — это, как известно, симптомы невроза тревоги, от которого страдают миллионы офисных сотрудников. Разорвать этот порочный круг может только движение вперед.