Наука и техника
00:04, 16 декабря 2018

Пристегните шары Государственные перевороты, климатическое оружие и турбо-коровы: Just Cause 4

Иван Талачёв
Скриншот: игра Just Cause 4

Just Cause 4 — новая часть симулятора подрывника-экстремала в тропиках. Все на своих местах: громадные взрывы, хаотичные перестрелки, воздушные трюки на парашютах и разрушительные гаджеты. Однако создатели словно не видят проблем собственной серии и вот уже в четвертый раз выпускают точно такую же пустую, но безумную игру. «Лента.ру» рассказывает, что не так с новой Just Cause и зачем в нее вообще играть.

В этой игре можно десантироваться на горную крепость верхом на мусорном контейнере. Или на роскошном спорткаре. Или на яхте. Или на цистерне с топливом. Для начала потребуется пристегнуть к ним воздушные шары для летучести, а потом прилепить портативный реактивный двигатель. Заканчиваются такие эксперименты всегда одним из трех способов: импровизированное воздушное судно могут сбить с земли, взять на таран или — и так бывает чаще всего — в пылу боя игрок просто запутается в кнопках и воздушные шары отстегнутся.

Братья Родригезы

Главного героя Just Cause зовут Рико Родригез. Его работа вот уже четыре игры подряд заключается в свержении тоталитарных режимов в выдуманных банановых республиках. Никаких политтехнологий, влияний на выборы или «майданов»: Рико обрушивает власть в прямом смысле: взрывы, стрельба, еще большие взрывы, рушащиеся небоскребы, взлетающие на воздух мосты, полеты на ручном гарпуне, прыжки с парашютом в горах и планирование от взрыва до взрыва на вингсьюте. Проще говоря, Родригез — это если бы Антонио Бандерас сыграл в новой части Джеймса Бонда и выполнил бы все трюки сам.

В новой части Рико попадает на островное государство под названием Солис, на котором военная организация «Черная рука» разрабатывает и тестирует климатическое оружие: генераторы смерчей или установки по созданию песчаных бурь. Даже в беглом пересказе четвертая часть приключений Рико Родригеза похожа на сценарий не самого лучшего фильма его однофамильца-режиссера. Следить за сюжетом действительно нет ни сил, ни возможности: главные герои постоянно застревают в длинных диалогах, где говорят много пустых фраз, ничего не объясняющих и ни к чему не приводящих.

Как только разговоры заканчиваются, начинаются миссии, и лучшие из них включают использование того самого климатического оружия. Это без сомнения самые удавшиеся моменты игры: во-первых, выглядит каждое такое задание феноменально, во-вторых, благодаря улучшениям игрового движка ни на ПК, ни на консолях частота кадров не падает до некомфортных значений. Фантастика — игра не тормозит, а компьютер или приставка не ломаются от перегрева, даже если перед глазами смерч поднял в воздух целую авиабазу, столкнув тягачи с горючим и истребители в гигантский огненный шар.

Но потом снова начинаются разговоры. И становится ясно, что сюжет в игре есть, но вникать в него или даже просто слушать прения героев нет никакого желания. Правитель-тиран по фамилии Эспиноза, его пособница Габриела Моралез, тысячи безликих солдат и главный герой с гарпуном в одной руке и пулеметом в другой, климатическое оружие — все эти элементы суммируются в приключенческий блокбастер средней категории, но не в «Крестного отца» игровой индустрии. Just Cause 4 — это такой осенний хит проката, на который вы так и не успели сходить в кино, но на который приятно натолкнуться на кабельном канале в новогодние праздники.

Неуправляемый занос

Каждое действие в игре сопровождается подсказками в углу экрана, но читать их в разгар очередной высадки на мусорном контейнере посреди снежного урагана просто нереально. В итоге половина эффектных трюков или шикарных пиротехнических эпизодов получаются в результате того, что игрок просто забыл, какой кнопкой отстегивать стропы каната, скрепляющего любые игровые объекты и вместо этого выстрелил из ракетницы в цистерну с горючим.

Какие-то действия требуют нажимать самые неожиданные кнопки: например, в ПК-версии игры главное меню вызывается нажатием «1» на клавиатуре, а перемещение между пунктами назначено на «2» и «3». Чтобы управляться с Рико с геймпадом нужно уметь зажимать по две-три кнопки одновременно, параллельно нажимая еще дополнительные клавиши. И подобные решения в игре на каждом шагу.

В разгаре масштабных перестрелок, где пули, гранаты, ракеты и огонь занимают больше трех четвертей экрана, становится уже непонятно, какой взрыв на экране — результат деятельности игрока, а какой — случайный вражеский залп или цепная реакция от другого взрыва.

Хаос и неразбериха всегда были основой основ серии Just Cause. Странно было бы ожидать иного от игры, в которой каждую секунду что-то громко взлетает на воздух. Но одно дело — с трудом разбираться во взрывах и огне, прицеливаясь во вражеские броневики, а другое — задумчиво разглядывать запутанные экраны улучшений снаряжения, к которым должна прикладываться справочная литература и живой инструктор.

Давай сам

Just Cause 4 — парадоксальная игра. Практически все игровые блокбастеры современности особенно хорошо раскрывают себя в сюжетных миссиях — в основной последовательности уровней и заданий, ведущих игрока от начала игры до ее титров. Just Cause как раз в эти моменты глохнет и превращается в одну из самых скучных игр в мире: стреляй, еще стреляй, теперь постреляй вот в этих врагов, теперь вот в этих, спасибо, пока.

Как только игрока выпускают на свободу, чтобы Рико добрался до очередной миссии, начинается веселье. Можно ли стропами и канатами затащить корабль в горы? А если прикрепить его к вертолету? А можно прикрепить карманные двигатели к транспортному контейнеру и передвигаться на нем по дорогам? А что будет, если прилепить их к корове? В итоге в интернете тысячи роликов с ответами на эти вопросы, но лишь единицы, освещающие финальный поворот сюжета.

***

Все сказанное выше — закономерные последствия нынешней эпохи игр, в которой маркетологи меряют игровые проекты не по качеству графики или мастерству сценаристов, а по streamability — тому, насколько «круто» игра выглядит для безучастного наблюдателя. От этого зависит, насколько большую аудиторию она сможет собирать в стриминговых сервисах вроде Twitch и, соответственно, рекламировать и продавать сама себя. Как уже писалось выше, Just Cause 4 — парадоксальная игра. Первая, смотреть на которую в сто раз приятнее, чем играть самому.

< Назад в рубрику