Птицеводство в России — одна из тех областей сельского хозяйства, в которой происходит процесс реального импортозамещения. Отрасль показывает неуклонный рост в последние годы. Одновременно падают и цены на продукцию птицефабрик. Единственный способ обеспечить устойчивое развития таких хозяйств — последовательная борьба за качество. О том, как решаются эти проблемы на птицефабрике «Сметанино» в Смоленской области, — в материале «Ленты.ру».
Село с истинно «сельскохозяйственным» названием Сметанино находится всего в 30 километрах от Смоленска. Сюда из региональной столицы даже ходит пригородный автобус. Однако места эти никогда не отличались особенным промышленным развитием, и в наше время это сыграло, что называется, «на руку» птицефабрике «Сметанино», которая ведет свою историю с 1959 года. Сегодня местоположение хозяйства по всем стандартам считается абсолютно экологически чистым. А это серьезное конкурентное преимущество при том, что один из основных рынков сбыта находится практически рядом.
На птицефабрике отмечают, что такое местоположение обеспечивает для птицы условия, приближенные к естественным природным. Передовые технологии и рецептуры, высокий уровень контроля производственного процесса, современное оборудование позволяют создавать для потребителя продукт безупречного качества.
История предприятия началась в 1959 году, когда в сметанинском колхозе «Заветы Ильича» началось строительство птицефабрики, которая в октябре 1962 года на базе птицефермы совхоза «Катынский» была официально открыта и начала свою работу как «Катынская птицефабрика». Она была рассчитана всего на 50 тысяч кур-несушек. На момент организации птицеводческих помещений было сформировано 8 птичников: 3 — для выращивания молодняка, 5 — для содержания взрослой птицы.
В дальнейшем предприятие было преобразовано в сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) «Сметанино», а современный этап в ее жизни начался в 2008 году после объединения со Смоленским комбинатом хлебопродуктов. На базе кооператива была образована птицефабрика «Сметанино». Под этим названием предприятие стало известно как в Смоленской области, так и за ее пределами.
«Основной проблемой в начале 2010-х годов для нас стала неблагоприятная рыночная конъюнктура, выразившаяся в низких ценах на продукцию и крайне высоких ценах на зерно и комбикорма, — вспоминает председатель совета директоров птицефабрики «Сметанино» Руфат Табасаранский. — Птицефабрике в этот трудный период помог ее "старший брат", Смоленский комбинат хлебопродуктов, подставивший свое плечо».
К концу 2000-х годов птицефабрика «Сметанино» подошла с полностью устаревшим, на 100 процентов изношенным оборудованием и технологиями, и стало очевидно, что предприятие не сможет далее существовать в рыночных условиях, а вопросы его реконструкции давно повисли в воздухе. «После приобретения активов сельскохозяйственного производственного кооператива нами была проведена коренная модернизация предприятия: построены или реконструированы производственные помещения, модернизирована инфраструктура, приобретено и установлено современное европейское оборудование для содержания кур-несушек и молодняка, оборудование микроклимата и вентиляции, яйцесортировального цеха, цеха по переработке яйца в меланж», — говорит Руфат Табасаранский.
Основной идеей, реализованной в результате реконструкции, стала возможность размещения высокой концентрации поголовья птицы, низкие эксплуатационные расходы, исключение потерь по внутрифабричной транспортировке продукции. Это в сочетании с полнорационным кормлением птицы и реализацией продукции, минуя посредническое звено, за исключением партнеров-дистрибьюторов, обеспечивает рентабельную работу птицефабрики.
В 2011 году были введены в эксплуатацию птичник для молодняка на 138 тысяч мест, производственный птичник на 270 тысяч мест и помещение для сбора и сортировки яиц. В 2013 году также был введен в эксплуатацию новый производственный птичник на 270 тысяч мест. В 2017 году были введены в эксплуатацию еще 2 новых птичника по производству яиц на 270 тысяч мест каждый. А в этом году были построены птичник для выращивания молодняка на 138 тысяч мест и склад для хранения упаковки. Вот так хозяйство последовательно превратилось в современное производство.
«По масштабам производства птицефабрику «Сметанино» можно отнести к средним предприятиям, собственно, к этой категории она относится и согласно официально принятым критериям по численности работников и выручке, — говорит Руфат Табасаранский. — Тем не менее ее продукцию знают не только потребители Смоленской области, но и почти двадцати других регионов европейской части России. Она пользуется устойчивым спросом благодаря высокому качеству и это позволяет уверенно ставить цели по расширению деятельности предприятия».
Важным условием устойчивого роста для птицефабрик сегодня является наличие постоянных потребителей. Здесь нельзя полагаться на волю случая. «Мы не стремимся во что бы то ни стало, не считаясь с экономической целесообразностью, стать гигантами, — утверждает Табасаранский. — Если заранее не позаботиться о каналах сбыта, увеличение производства приведет к снижению цены реализации. Птицеводческая отрасль очень конкурентна. Подход у нас простой: как только мы замечаем, что продукции становится недостаточно для удовлетворения всех заявок — это сигнал к дальнейшему расширению. В этой связи мы планируем, что в течение ближайших 3-4 лет станет целесообразным расширить производственные мощности предприятия до 360-370 миллионов штук в год. Это позволит войти в число 20-ти крупнейших российских производителей яйца».
Для продвижения продукции и расширения рынков сбыта птицефабрика «Сметанино» пользуется возможностями Портала Бизнес-навигатора МСП. Этот удобный инструмент для предпринимателей, число пользователей которого постоянно растет, позволяет мониторить актуальные планы закупок крупнейших заказчиков с государственным участием. На портале существует расширенный функционал поиска и фильтрации объявлений по региону, городу, торговой площадке и категории.
Птицефабрика «Сметанино» производит и реализует товарное куриное яйцо всех категорий, яичный меланж, мясо птицы, консервы. «В общем-то, это стандартная продукция для птицефабрики, тем не менее выпускаемые нами консервированные куриные субпродукты в собственном соку не берусь сказать, что уникальный продукт, но уж точно редкий на полках магазинов», — говорит Руфат Табасаранский. Стратегия птицефабрики «Сметанино» — производить качественную, полезную для здоровья и вкусную продукцию по средним для рынка ценам. «Если говорить об ассортименте, то мы, по крайней мере пока, не планируем выпускать продукцию, выходящую за рамки стандартного для яичной птицефабрики ассортимента, — продолжает мысль председатель правления птицефабрики. — Что касается каналов сбыта, то мы стремимся осуществлять прямые продажи в розничный и сетевой сегменты».
Транспортировка продукции на локальном рынке в Смоленской области осуществляется собственным транспортом, и только в случае необходимости доставить груз транспортом грузоподъемностью от 10 тонн птицефабрика прибегает к услугам перевозчиков. Пока такой подход оправдывал себя.
В настоящее время птицефабрика «Сметанино» вышла на объем производства около 240-250 миллионов штук куриных яиц в год. Для сравнения: крупнейшие представители отрасли, входящие в ее ТОП-20, производят от 360 миллионов штук яиц в год до 1 миллиарда и более. Птицеводческая отрасль характеризуется низкой рентабельностью и высокими капитальными затратами, поэтому для инвестиционных проектов в этой сфере важны любые меры государственной поддержки.
Традиционно инвесторы стараются благодаря таким мерам снизить затраты на обслуживание инвестиционных кредитов. Так, птицефабрика «Сметанино», реализуя в 2016-2018 годах инвестиционный проект по строительству новых птицеводческих помещений и склада тары, воспользовалась финансовой поддержкой Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП), благодаря чему ставка по кредиту составила 9,6 процента в год, тогда как на момент привлечения кредита размер средней рыночной ставки составлял 11,5-12 процентов в год. Сэкономленные средства будут направлены на дальнейшее инвестиционное развитие предприятия.