Силовые структуры
00:01, 18 декабря 2018

Солдат неудачи Он воевал в Донбассе, любил Гитлера и продавал наркотики. Теперь его ждет тюрьма

Игорь Надеждин (Специальный корреспондент отдела «Силовые структуры»)
Кадр: видео СУ СКР по республике Чувашия

В начале декабря суд Чебоксар вынес приговор по делу россиянина Сергея Ильина, известного среди бойцов украинских добровольческих батальонов под позывным Генрих. Подсудимый еще в молодости увлекся идеями фашизма и сделал своим кумиром Адольфа Гитлера. Во время киевского Майдана 2014 года Ильин решил попытать счастья на Украине, рассчитывая, что там его взгляды придутся ко двору и за них хорошо заплатят. Он трижды побывал в Незалежной в надежде стать солдатом удачи и даже повоевал в Донбассе. Но не стяжал на этом поприще ни денег, ни славы. Вернувшись на родину, горе-наемник не успокоился и вскоре примкнул к местной преступной группировке. Поучительную историю «солдата неудачи» изучил корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин.

Телефонные тайны

В феврале 2017 года оперативники управления МВД по Чувашской республике в ходе спецоперации задержали преступную группу, во главе которой стоял 23-летний местный житель. Подозреваемые распространяли наркотики — работали с размахом, организовав в городе разветвленную сеть.

Среди первых задержанных по делу оказался 40-летний Сергей Ильин. Поначалу он не вызвал большого интереса у следствия — Ильин был рядовым распространителем, по сути, «наемным работником» на зарплате, который мало что знал о своих боссах.

Интерес вызвала только одна бумага — справка о том, что родившийся в 1977 году Ильин принимал участие в антитеррористической операции в составе украинского добровольческого батальона «Организация украинских националистов» (ДБ «ОУН» — организация признана экстремистской на территории России). Бумага давала Ильину право бесплатного проезда на территории Украины на всех видах транспорта, кроме такси и самолетов.

Тогда оперативники внимательно изучили телефон задержанного. Там среди фотографий, относящихся к концу 2014 года, были обнаружены снимки, сделанные в зоне боевых действий на юго-востоке Украины. Причем не было никаких сомнений, что автор фото воевал на стороне Украины против ополченцев Донецкой народной республики (ДНР).

Обыкновенный фашизм

Пока сам Ильин находился в СИЗО, его телефон тщательно изучили эксперты. Правда, они рассматривали арестанта уже не как наркокурьера, а как соучастника военных преступлений. Удалось выяснить, что с телефона Ильина в самых разных точках страны выходили в интернет, причем — на одну и ту же страницу в одной из социальных сетей. Она была зарегистрирована на пользователя с ником Генріхъ Мекенскiй. И все опубликованные на ней тексты и фотографии восхваляли Адольфа Гитлера, Генриха Гиммлера и войска СС.

— В дальнейшем в ходе экспертиз и допросов было установлено, что изначально страничка была создана на имя Сергея Ильина, — рассказывает старший лейтенант юстиции Владимир Пантелеев, следователь по особо важным делам управления СКР по Чувашии. — Но потом, примерно в середине 2014 года, ник был изменен. Ильин стал активно восхищаться фашистской Германией и ее лидерами. По мнению Ильина, Гитлер должен был спасти Россию, а Октябрьская революция 1917 года предвосхищала явление антихриста.

Почти два месяца следователь и эксперты собирали доказательства. В начале апреля Ильина вызвали на допрос и сразу спросили его об участии в боевых действиях. Ожидалось, что арестант станет отрицать свою причастность и его придется припереть доказательствами. Но Ильин не только сразу во всем сознался, но и написал явку с повинной.

Вояж на Майдан

Сергей Ильин родился в 1977 году в городе Грозный, но с раннего детства жил с семьей на Ставрополье. Окончив школу и отслужив срочную службу в армии, в 23 года Ильин уехал в Пятигорск, где работал на стройках и начал посещать собрания баптистов-евангелистов, став протестантом. Учиться он не стремился, но много читал. С тех пор Ильин блестяще знает историю фашистской Германии и неплохо разбирается в фантастике, при этом история России в его версии далека от реальности. Ильин до сих пор не женат, детей у него нет.

В 2006 году он перебрался в Москву в надежде заработать. Поначалу устроился отделочником на Белорусский вокзал, но вскоре сменил место работы и стал курьером в интернет-магазине.

— Расследуя это дело, мы нашли мужчину, который снимал квартиру в Москве вместе с Ильиным, — рассказывает следователь Пантелеев. — Он дал интересные показания, характеризующие обвиняемого. По его словам, первые три года все было нормально, но затем Ильин вдруг стал восхвалять фашистскую Германию и утверждать, что Гитлер должен был стать спасителем России. Кроме того, обвиняемый стал нервным, раздражительным и регулярно скандалил с соседями по пустякам. В редкие минуты откровенности Ильин заявлял, что «религия его обманула». В конце концов, его сосед нашел себе другое жилье.

По данным следствия, Ильин проработал курьером до конца 2013 года. После он потерял работу и, по некоторым данным, уехал в Киев — на Майдан, но вскоре вернулся. Ильин надеялся, что его профашистские убеждения на Украине оценят и будут платить — но ошибся: платить за одни только убеждения ему не стали. По крайней мере, во время киевского «вояжа» деньги ему переводила сестра. Сам он об этом периоде своей жизни рассказывать не желает, а свидетелей найти не удалось.

Путь наемника

Вернувшись из Киева, Ильин так и не смог найти достойную (по его мнению) работу — и в ноябре 2014 года вновь отправился на Украину.

— На допросах он утверждал, что, по его данным, за участие в боевых действиях на стороне Украины против ополченцев хорошо платят, — рассказывает Владимир Пантелеев. — Особенно тем, кто является приверженцем идеологии антибольшевизма и не признает существование ДНР и ЛНР. Ильин решил отправиться на войну именно за тем, чтобы заработать, поскольку в России он так и не смог найти нормальной работы.

В ноябре 2014 года Ильин на поезде доехал до Минска, а оттуда на автобусе отправился в Киев. Но через границу его не пропустили украинские пограничники. Мужчина призывного возраста с российским паспортом, не имеющий приглашения от граждан Украины, выглядел подозрительно. Тогда Ильин вернулся в Гомель, на последние деньги купил билет на поезд Санкт-Петербург — Киев и на этот раз спокойно доехал до столицы Украины (пограничники его проверять не стали).

На допросе он сообщил, что в тот же день встретился со знакомым из соцсетей — модератором группы «Русско-Украинский национальный альянс» (РУНА) Игорем Гаркавенко. Судя по некоторым данным, встречу с Гаркавенко Ильин планировал заранее — и, скорее всего, именно модератор подсказал наемнику «зеленый коридор» на поезде Санкт-Петербург — Киев. Вероятно, Гаркавенко также посоветовал Ильину вступить в ДБ «ОУН».

Ильин отправился в штаб батальона на улице Мазепы. Он переночевал вместе с вернувшимися из зоны антитеррористической операции (АТО) бойцами ДБ «ОУН», а утром 17 ноября 2014 года предстал перед командиром батальона Миколой Коханивским. После короткой беседы и предъявления рекомендаций, Ильина записали в ДБ «ОУН» и отправили в учебно-тренировочный лагерь в городе Нежин (Черниговская область Украины).

За длинной гривной

В учебном центре Ильин прозанимался целых четыре дня. За это время он, по его словам, изучил виды и образцы вооружений, правила несения караульной службы, навыки обращения с автоматом Калашникова, принципы установки растяжек, ведения переговоров по радиостанции, а также получил медподготовку. Там же, в Нежине, Ильина обучили проведению зачисток населенных пунктов и приемам рукопашного боя с использованием холодного оружия. Сам новичок батальона выбрал себе позывной Генрих.

— В учебном центре Ильину выдали обмундирование, а также аптечку и бронежилет, — рассказывает следователь Пантелеев. — Уже 21 ноября Генриха отправили на линию фронта — в село Пески Ясиноватского района Донецкой области. Там Ильин получил оружие с боекомплектом — АК-74, гранаты и кевларовый шлем с маскировочной сеткой (именно в нем его можно увидеть на видеозаписях).

По словам Ильина, его сразу назначили в хозяйственную часть батальона — и весь первый день он занимался тем, что обустраивал штаб, закладывая окна мешками с песком. Затем Генрих возил дрова, воду, помогал готовить еду, а позже вновь занимался обустройством штаба — но уже дальше от передовой, в подземном гараже одного из частных домов на улице Набережная. То здание, которое Генрих обустраивал в первый день, вскоре попало под минометный обстрел и было разрушено. Боевое дежурство наемник вел лишь одну неделю в декабре 2014 года.

Из материалов уголовного дела — показания обвиняемого Ильина:

«Во время боевого дежурства мы осуществляли так называемую профилактическую стрельбу в сторону лесного массива, в котором находились ополченцы ДНР. Это делалось для того, чтобы сепаратисты знали: на огневой точке находятся часовые. Сам я неоднократно попадал под обстрелы, но ранен не был. В период нахождения в зоне проведения АТО ВСУ в районе села Пески Ясиноватского района Донецкой области с 21 ноября по 20 декабря 2014 года в прямых боестолкновениях с Вооруженными силами ДНР не участвовал, но неоднократно оказывался в зоне артобстрела со стороны вооруженных сил ДНР. В районе села Пески помимо ДБ «ОУН» находилось расположение ДБ «Правый сектор» (запрещенная в России экстремистская организация), «Днипро» и «93-я ОМбр», которые также вели боевые действия против ополченцев».

После боевого дежурства Генрих начал давать интервью и говорить о том, что в батальоне украинских националистов на равных со всеми несет службу россиянин, точнее — русский фашист. Впрочем, эти записи, размещенные позже на YouTube, большого резонанса не вызвали и известности Ильину не принесли.

Фрагменты интервью Стрелка Генриха, ставшие основанием для его осуждения
Страничка Ильина в сети

Уже в расположении части он узнал, что бойцы ДБ «ОУН» воюют за идею и получают довольно скромные зарплаты: за месяц на передовой он получил четыре тысячи гривен — около 16 тысяч рублей. После расчета 21 декабря, вечером того же дня наемник покинул Украину на поезде Киев — Минск. 22 декабря на поезде он отправился в Москву.

Украинское притяжение

Целый год Ильин промыкался по России в поисках работы — но так ничего и не нашел. Тогда в ноябре 2015 года он снова отправился на Украину, чтобы вновь стать добровольцем, а также попытаться получить гражданство в качестве участника АТО.

Но к тому времени ДБ «ОУН», как и другие добровольческие формирования, уже был включен в состав вооруженных сил Украины — и набор туда шел через Минобороны, которому россияне (тем более, на закате призывного возраста) явно не требовались. Зато Ильин как участник АТО целую неделю провел в специальном реабилитационном центре в селе Ростоки (Косовский район Ивано-Франковской области). Там бывшего наемника кормили трижды в день и возили на экскурсии по местным музеям и Прикарпатью. Насчет гражданства Украины обещали подумать — но звучало это скорее как отказ.

Из материалов уголовного дела — показания обвиняемого Ильина:

21 декабря 2015 года в городе Киеве, в штаб-квартире Добровольческого батальона «ОУН» я встретился с Миколой Коханивским, который выдал мне справку за номером 128/1215 — о том, что в период с 21 ноября по 21 декабря 2014 года я в должности стрелка принимал участие в антитеррористической операции в районе села Пески. Данная справка дает мне право бесплатного проезда на всех видах транспорта (кроме авиа и такси) на всей территории Украины. При этом в справке указано, что денежного вознаграждения за участие в ДБ «ОУН» я не получал, так как это указывать не разрешено.

На самом деле за участие в боевых действиях против сепаратистов ДНР я получил 4 000 гривен. Поясню, что 800 гривен в городе Красноармейск Донецкой области 21.12.2014 мне передал из рук в руки заместитель командира ДБ «ОУН» Андрей Пастушенко (позывной Сивый), а еще 3 200 гривен я получил от офицера штаба ДБ «ОУН» в Киеве Степана Краснова (позывной Крым). После с 21 декабря 2015 года и до 29 января 2016 года я пытался найти работу на Украине, но не смог — и выехал в Россию тем же маршрутом, через Минск».

Православный фашист

Весь 2016 год Ильин прожил в подмосковном Сергиевом Посаде — в так называемой «Сергиево-Посадской казачьей станице имени атамана Краснова». Это самопровозглашенное общество «истинных» православных, которое отвергает и Московский патриархат, и РПЦ в целом, поскольку они, по мнению активистов, предали дело Российской империи. У них есть два идола — сын Божий Иисус Христос и Адольф Гитлер — святой, поднявшийся на борьбу с антихристом.

В Сергиевом Посаде Ильин активно рассказывал о своих «боевых подвигах», за что его кормили. Там бывший наемник по-прежнему перебивался случайными заработками, но при этом носил черную одежду, похожую на армейскую, и фашистское кепи. Ильин одним своим видом отпугивал всех окружающих, в том числе — потенциальных работодателей.

Там же, в «станице имени атамана Петра Краснова» (который, к слову, служил у Гитлера), в июне 2016 года Ильина впервые привлекли к ответственности за пропаганду нацизма: он выкладывал в соцсетях свои фото на фоне флага со свастикой. За это его оштрафовали.

Второй раз в поле зрения правоохранительных органов Ильин попал 30 сентября того же года после того, как атаман станицы Павел Турухин провел «крестный ход». Он оказался несанкционированным массовым мероприятием — и за участие в нем Ильина задержали. Кроме того, сотрудники правоохранительных органов изъяли у задержанного мобильный телефон, в котором хранились фотографии и видео, сделанные Ильиным в Донбассе. После того как бывшего наемника отпустили, он поспешил перебраться в Чебоксары, где уже не пытался искать нормальную работу, а стал наркокурьером. Впрочем, уже в феврале 2017 года его задержали вместе с подельниками и справкой под номером 128/1215, которая пролила свет на украинские вояжи Ильина.

***

На допросах Ильин полностью признал свою вину и в наемничестве, и в реабилитации фашизма, и в возбуждении межнациональной ненависти. По этим обвинениям суд приговорил его к 3,5 года колонии и к штрафу в 50 тысяч рублей. Впрочем, за торговлю наркотиками (следствие по этому эпизоду еще продолжается) Ильину грозит более суровое наказание — до 14 лет лишения свободы.

< Назад в рубрику