Наступивший год обещает быть насыщенным в плане культурных событий. Главные музеи Москвы уже объявили весьма масштабные планы по выставкам: в столице покажут работы лучших зарубежных и российских художников, в том числе современных. Бэнкси, Жан-Мишель Баския, Фрэнсис Бэкон, Вим Дельвуа и другие персоны будущих (и уже текущих) выставочных проектов — в подборке «Ленты.ру».
Мультимедиа Арт Музей, Москва. До 27 января
Дамир Муратов — человек-достопримечательность, автор знаменитых Che Burashka и Mickey Mao, создатель ковра-флага «Соединенных Штатов Сибири» и района «Беднотаун» в своем родном Омске.
В работах Муратова переплетаются поп-арт и соц-арт: он соединяет коммунистическую символику с образами массовой культуры, при этом не вдаваясь в идеологию, — для него изображаемые объекты становятся лишь частью пейзажа, с детства окружавшего его.
Выставка «Навсегда» — попытка зафиксировать «светлую печаль» по уходящему времени, ухватить эмоциональное состояние поколения людей, родившихся в СССР.
Галерея Гари Татинцяна. До 9 февраля
«Вим Дельвуа фактически создает оксюмороны: несовместимость элементов в его работах заставляет нас балансировать где-то между притяжением и диссонансом...» — этой цитатой французского философа Мишеля Онфре галерея анонсирует персональную выставку бельгийского художника.
Дельвуа — неоконцептуалист, участник Венецианской биеннале и Документы IX. На московской выставке (она уже открылась) можно увидеть работы из его главных серий: готической — из нее в экспозицию попал мусоровоз из кортеновской стали, в котором воспроизводятся орнаменты средневековой готики; из «Арт-Фермы», самого известного и неоднозначного проекта художника, в рамках которого он делал татуировки живым свиньям. И, главное, специально для выставки в Москве Дельвуа сделал новую версию знаменитой «Клоаки».
«Клоака» — машина, которая воспроизводит пищеварительную систему человека. Загружаешь в нее пищу, и после нескольких стадий «обработки» на выходе получаются экскременты.
Музей современного искусства «Гараж». С 28 февраля до 2 июня
Спустя три года после хитовой выставки Виктора Пивоварова «Гараж» откроет персональную выставку его сына. В музее обещают попытку «полноценной инспекции» (отсылка к арт-группе Пепперштейна «Инспекция "Медицинская герменевтика"») мифов, созданных Пепперштейном, — а мифов таких действительно много: стоит только вспомнить, что его роман, написанный в соавторстве с Сергеем Ануфриевым, так и назывался — «Мифогенная любовь каст».
Непонятно, удастся ли кураторам охватить все бесчисленные сферы художественной (и не очень) деятельности, к которым приложил руку Пепперштейн — да и стоит ли вообще такая задача, — но можно быть уверенным, что музейное пространство на всю весну превратится во вселенную имени художника, со всеми безумными вытекающими.
Мультимедиа Арт Музей, Москва. До 17 февраля
МАММ открыл выставку памяти недавно скончавшегося Оскара Рабина. Художнику, участнику неофициальной Лианозовской группы и одному из инициаторов легендарной «Бульдозерной выставки» было 90 лет; он умер во Флоренции. В Италию он приехал на открытие своей очередной экспозиции — а до этого несколько десятилетий жил в эмиграции в Париже. Человек без паспорта, сирота — его родители умерли, когда он был ребенком, — все это, пожалуй, слишком явно считывается в его работах. Знаменитые бараки (в одном из таких он сам жил в Лианозово), помойки, газеты (в них художника традиционно поливали грязью), визы — вот наиболее узнаваемые образы его картин. Они поражают игрой света: всегда в темно-серых или коричневых тонах, они как будто написаны на закате, словно подсвечены издалека зловещими багровыми или желтыми красками.
Казалось, что вся жизнь Рабина была вынужденной — вступление в профсоюз художников-графиков и неподходящая работа, чтобы выживать, эмиграция, которая была скорее высылкой, сама тема его творчества, вылившаяся из пейзажей, которые он не выбирал. Даже прогремевшую на весь мир «Бульдозерную выставку» он как будто организовывал против своей воли.
Это была «первая в СССР художественная выставка на открытом воздухе»: 15 сентября 1974 года на пустырь в Беляево свезли свои картины около 20 художников. В их числе, помимо Рабина, оказались Александр Меламид, Игорь Холин, Виталий Комар, Владимир Немухин. Выставку сорвали власти: на глазах у иностранных корреспондентов и дипломатов на пустырь прибыли люди в рабочей форме, избивали людей и бульдозерами (отсюда и название) сгребали работы. Через четыре года Оскар Рабин уехал из СССР, был лишен советского гражданства и с тех по редко возвращался на родину, хотя российское гражданство ему в 2006 году все же вернули.
Пушкинский музей. С 4 марта до 20 мая
Фрэнсис Бэкон (не путать с тезкой-философом XVI-XVII веков) — без сомнения, ведущий британский художник XX века, и одно это имя уже делает выставку обязательной к посещению. С Люсьеном Фрейдом его объединяет не только нахождение в списке самых дорогих художников, но и любовь к человеческому телу — в портретах обоих оно искажено и гипертрофировано.
Пока неизвестно, каких еще представителей Лондонской школы живописи привезут в Москву. Сам термин для условного обозначения направления придумал другой художник, Рон Б. Китай, когда в 1976 году устраивал выставку «Человеческая глина» (название отлично описывает то самое искажение на портретах, объединяющее художников). В экспозицию, помимо самого Китая и Бэкона с Фрейдом, вошли работы Леона Коссоффа, Фрэнка Ауэрбаха, Майкла Эндрюса — надо полагать, что произведения кого-то из них также будут представлены в Пушкинском музее.
Третьяковская галерея. С 15 апреля до 14 июля
Главная галерея русского искусства продолжает под благовидным предлогом «влияния на русскую культуру» привозить главных европейских художников — да и какая разница, что это только предлог, если речь о Джорджо де Кирико (его показывали в 2017-м) или об Эдварде Мунке, выставку которого откроют в 2019-м.
Мунк — норвежский художник, чей «Крик» стал самым узнаваемым образом в искусстве и эмблемой экспрессионизма, а одна из версий произведения была продана в 2013 году за 120 миллионов долларов и стала на тот момент самой дорогой в мире картиной. Всего он создал семь версий, из них с названием «Крик» — четыре (два маслом и две пастели). Одна из них, из собрания Музея Мунка, приедет в Москву — судя по всему, выполненная пастелью.
Известно, что один из разделов выставки, которая будет насчитывать 70 живописных и 30 графических работ, будет посвящен теме влияния на творчество Мунка романов Достоевского.
Пушкинский музей. С 4 июня до 29 сентября
Пожалуй, самое многообещающее событие 2019-го: в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX — ХХ веков покажут работы из коллекции уникального музея современного искусства — Фонда Louis Vuitton.
Чтобы оценить масштаб, достаточно перечислить имена художников, чьи работы привезут в Москву из Парижа: Пушкинский музей обещает крупнейшего скульптора XX века Альберто Джакометти, пионера минимал-арта Ива Кляйна, фотореалиста и когда-то самого дорогого художника Германии Герхарда Рихтера, мастера немецкого постмодернизма Зигмара Польке, главного представителя Дюссельдорфской школы фотографии Андреаса Гурски, неоэкспрессиониста Жана-Мишеля Баския, не нуждающегося в представлении уличного художника Бэнкси, Мэтью Барни, главного современного японского художника Такаси Мураками и других.
Расскажут и о самом коллекционере, президенте LVMH и «самом богатом человеке Европы» — Бернаре Арно. Без него коллекции бы не было: многие работы собрания принадлежат именно ему.
Выставка в Пушкинском обещает стать настоящей энциклопедией современного искусства: это не только редкий шанс увидеть вживую работы лучших художников, но и своеобразный начальный курс с перечнем главных имен для тех, кто ничего о современном искусстве не знает.