Спорт
00:01, 3 января 2019

«Я наслаждался каждой секундой» Шумахеру — 50. Он все еще лучший

Анастасия Борисова (Редактор отдела «Спорт»)
Фото: Apichart Weerawong / AP

Михаэлю Шумахеру, одному из самых титулованных гонщиков в мире, сегодня исполняется 50 лет. Вот уже пять лет он борется за жизнь после травмы, полученной на горнолыжном курорте. В день рождения Шумахера «Лента.ру» вспоминает легендарные эпизоды карьеры гонщика.

Рискуя по жизни

Шумахер дебютировал в «Формуле-1» в 22 года за команду Benetton. Первый Гран-при он выиграл уже через год. Однако бельгийский этап запомнился болельщикам не удачей немца, а страшной аварией. Во время практики французский пилот Эрик Кома не справился с управлением и вылетел с трассы. На помощь сопернику пришел Айртон Сенна, остановивший свой болид и устремившийся к французу. Более 15 минут Кома провел без сознания, а придя в себя, тут же захотел вернуться на трек — его, конечно, не допустили.

Шумахер не отставал от рисковых соперников. Во время официальных заездов начался ливень, однако непогода не помешала немцу. «Шумахер — это сочетание грязной скорости, техники, тактической смекалки и мастерства управления болидом под дождем», — писала о гонщике пресса. Его называли «регенмайстером» — «мастером дождя». Когда на трассу обрушивался ливень — немцу не было равных.

Так случилось и на Гран-при в Бельгии. В начале гонки лидировал досрочно ставший чемпионом сезона Найджел Мэнселл из Williams, за ним шел Сенна, однако на последних виражах Шумахер обошел их всех и впервые в карьере взошел на первую ступень пьедестала. Став последним пилотом, одержавшим победу на болиде с ручной коробкой передач.

Еще через два года Шумахер выиграл «Формулу-1», став первым чемпионом из Германии и посвятив победу наставнику Сенне, погибшему в том же году на Гран-при Сан-Марино.

Победа не досталась немцу легко. В сезоне-1994 пилот был несколько раз дисквалифицирован и лишен очков в общей сложности на четырех Гран-при. Перед последним этапом в Австралии Шумахер ощущал психологический прессинг, ведь он мог стать самым молодым победителем гоночного чемпионата.

Соперником немца стал англичанин Дэймон Хилл из команды Williams. Перед заключительным этапом сезона их разделяло всего одно очко — 92:91 в пользу немца. Гонка была напряженной. Во время заезда болид Шумахера врезался в отбойник, немец сумел вернуться на трассу, однако в этот момент сзади подлетел Хилл, их автомобили столкнулись и… вперед вышел уже британец.

Шумахер негодовал. Однако через несколько секунд к нему подошел работник трассы и сообщил, что англичанин также сошел с дистанции из-за повреждения подвески. Справедливость восторжествовала — Шумахер стал чемпионом. А ведь в зачет ему пошло лишь 12 гонок против 16 у соперника.

Как стать живой легендой

В 1995 году Шумахер ушел из Benneton и подписал контракт с Ferrari. К этому времени команда уже 17 лет не выигрывала чемпионат. Чуда не случилось — Шумахер не сумел победить ни в первом сезоне, ни в следующем. Ближе всего к Кубку гонщик подобрался в сезоне-1997, к последнему этапу лидируя в общем зачете. Борьба шла между ним и канадцем Жаком Вильневом — судьба титула решалась на Гран-при Европы.

В квалификации соперники показали одинаковое время. В официальных заездах немец первым сорвался с места и сразу выбился в лидеры — Вильневу пришлось догонять. Перед одним из поворотов канадец решился на обгон: набрал запредельную скорость, сравнялся с соперником, но Шумахер не отступал. Немец двинулся вправо, автомобили столкнулись, болид Михаэля остался на гравии, а Вильнев продолжил гонку. И хотя канадец потерял скорость, он финишировал шестым и стал чемпионом.

Шумахер остался без титула. Кроме того, немца дисквалифицировали и лишили второго места по итогам сезона.

Выиграть чемпионат Красный барон смог только через три года. Сезон-2000 начался для Шумахера сверхудачно — он стал победителем в трех первых гонках. Однако затем, на протяжении пяти этапов подряд пилот трижды сошел с дистанции и еще два раза финишировал вторым, позади главного соперника, финна Мики Хаккинена.

За четыре этапа до окончания сезона Хаккинен опережал Шумахера на шесть очков, немцу необходимо было выигрывать на принципиальном для его команды Гран-при Италии. И пилот сделал это, прервав неудачную серию. Победа стала для Шумахера 41-й в «Формуле-1» — по этому показателю он сравнялся с Сенной.

Когда на пресс-конференции немцу сообщили о побитом рекорде, всегда сдержанный Шумахер расплакался и сказал: «Это имеет для меня большое значение. Мне не хватит слов, чтобы выразить свои чувства. Я могу лишь сказать, что счастлив и опустошен».

Судьба чемпионства в сезоне-2000 решалась на предпоследнем Гран-при в Японии. Чтобы принести команде долгожданный титул, Шумахеру нужно было побеждать. На протяжении гонки Михаэль был всегда чуть впереди остальных и финишировал первым, принеся Ferrari первое за 21 год чемпионство.

Победа ознаменовала начало эры Шумахера. В следующие четыре года он выиграл четыре «Формулы-1» подряд, одержал 48 побед и стал самым титулованным гонщиком в истории «Формулы-1», побив рекорд Хуана Мануэля Фанхио по количеству завоеванных трофеев. Шумахера называли живой легендой. Он пугался и говорил, что это самый страшный титул из тех, что ему приписывают.

Крутое пике

Одним из самых драматичных эпизодов в карьере Шумахера стал Гран-при Италии в сезоне-2003. За несколько дней до начала стартов в Кельне скончалась мать Михаэля. В знак траура немец надел черную повязку, но не отказался от участия в гонке. Вместе с младшим братом Ральфом он вышел на старт.

Поначалу лидерство захватил Шумахер-младший, однако к финальным кругам Михаэль вырвался в лидеры и победил. На подиуме немец был мрачен и сразу после церемонии награждения вместе с братом улетел в Германию. Вместо него на пресс-конференцию пришел тогдашний босс Ferrari Жан Тодт. «Думаю, это была важная победа. Она показала, какой он человек», — заключил руководитель команды.

Лебединой песней Шумахера стал сезон-2006. За год до этого гонщик уже уступил лидерство в личном зачете испанцу Фернандо Алонсо. Теперь он собирался поквитаться с соперником. На протяжении сезона Шумахер и Алонсо поочередно занимали первую ступень пьедестала, и победитель определялся на последнем Гран-при в Бразилии.

Неудачно проведя квалификацию, Шумахер начал гонку с десятой позиции. Он быстро поднялся на седьмое место, затем столкнулся с пилотом Renault Джанкарло Физикеллой — и откатился уже на 20-е место.

Но не отступил. Вскоре Шумахер оказался уже на пятом месте, однако выше подняться все-таки не смог. Титул получил Алонсо. Но даже проиграв, немец сумел отличиться — пилот получил Кубок за наибольшее количество побед в сезоне из рук легендарного футболиста Пеле.

После этого Шумахер объявил об окончании карьеры. «Я наслаждался каждой секундой», — сказал он на прощание.

Михаэль недолго пробыл на пенсии. Посвятив некоторое время съемкам в кино и рекламе, в 2010 году Шумахер вернулся в «Формулу-1», подписав трехлетний контракт с Mercedes. Гонщику было по силам состязаться с более молодыми соперниками, однако вновь стать чемпионом он все-таки не смог.

Что было потом — знает даже далекий от «Формулы-1» человек. В 2013 году гонщик пережил страшное падение, десятки операций и две комы. Многие уже похоронили легендарного немца. Но он жив. Сегодня Шумахер вновь может самостоятельно дышать и больше не прикован к постели. А значит еще один крутой поворот в его жизни пройден.

< Назад в рубрику