Жаловаться в соцсетях на отдельных людей или целые компании с недавних пор стало модно. Недовольные пишут пространные, полные возмущения посты о том, как жестоко и несправедливо с ними обошлись, и — таков уж закон соцсетей — для любого жалобщика находятся сочувствующие. Но, как правило, во всех этих повествованиях отсутствует одна важная деталь, а именно та его часть, где рассказывается о поведении самого автора, то есть главного действующего лица.
Как правило, через некоторое время после «баталии» выясняется, что «униженные и оскорбленные» сами были далеки от идеала, вели себя по-хамски и всячески попирали общественную мораль. Но распространяться об этом как-то не с руки, иначе пропадет весь пафос и боль негодования.
Архетипическим примером подобного поведения можно считать конфликт, инициированный одним из пассажиров «Аэрофлота». Мало кому известный (до недавних пор) бизнесмен Александр Соколовский, раздосадованный обстоятельствами перелета одним из рейсов авиакомпании, опубликовал в соцсетях гневный пост, в котором вылил все свое возмущение на авиаперевозчика, якобы нарушившего права доселе лояльного клиента. Повествование содержит множество подробностей, кроме одной — о том, как вел себя в той ситуации сам герой рассказа. В своем посте он лишь сухо упоминает об этом: «Ну, а я, в свою очередь, начал снимать все происходящее и выкладывать это в инстаграм, безусловно, сопровождая свое негодование русским матерным, ну, а куда без него в таких ситуациях».
«Толпа стояла и орала долго, часа два точно, я все это снимал и комментировал», — продолжает свой рассказ Александр. Эти слова могли бы остаться без внимания, если бы не снятое автором видео, в котором нейтральное «комментировал» совсем не соответствует его абсолютно хамскому поведению по отношению к сотрудникам авиакомпании и потоку матерных оскорблений в их адрес, — так Соколовский посчитал приемлемым выразить свое недовольство. «Куда без него (мата) в таких ситуациях», — оправдывает себя автор, словно оскорбления действительно являются способом решения проблемы.
Ответной реакцией сотрудников «Аэрофлота» на свое неадекватное поведение бизнесмен был удивлен и обижен, посчитав, по-видимому, что персонал должен безропотно терпеть оскорбления от пассажира бизнес-класса. Между тем последовавшая реакция авиакомпании на инцидент была вполне ожидаемой: согласно пункту 7.5 правил программы «Аэрофлот Бонус» Соколовского лишили статуса участника программы, начисленные ему мили были аннулированы.
«Насколько я понимаю, все по-честному: “Аэрофлот” ставит свои условия, и предполагается, что каждый человек за удовольствия платит, — комментирует происшествие журналист, телеведущий и публицист Александр Невзоров. — Хочешь поорать матом — платишь бонусами. По-моему, у них это чисто прописано в их договоре. И каждый выбирает, что ему милее: хамить или остаться при бонусах. Это свободный выбор каждого. И тут нельзя ни одну, ни другую сторону порицать. А вот за хамство обидно. Издевательство и хамство — это ремесло. Ему надо учиться. Вот если бы человек вышел на сцену филармонии и, схватив первый раз виолончель, стал бы тереться о нее ягодицами... Вот, к сожалению, хамство, которое я увидел в ролике, — оно напоминает примерно такую картину».
Спустя несколько дней история получила неожиданное продолжение: 14 января, обнаружив, что его счет в программе «Аэрофлот Бонус» аннулирован, Соколовский, как утверждает ряд SMM-специалистов, в считанные часы организовал бот-атаку. В аккаунты «Аэрофлота» посыпались однотипные комментарии «подписчиков» Соколовского. О том, что это бот-атака, говорит тот факт, что абсолютное большинство профилей, с которых поступали обращения, — пустые или с минимальным количеством публикаций, закрытые, принадлежат школьникам или являются онлайн-магазинами, то есть не принадлежат не только клиентам авиакомпании, но и вообще реальным людям.
Имелись ли у Соколовского ресурсы для таких действий? В этом сомневаться не приходится, учитывая род его деятельности: он является IT-специалистом, основателем Tooligram (крупнейший в мире сервис для продвижения в Instagram, который обеспечивает безлимитное количество аккаунтов для работы — прим. «Ленты.ру»), а также компании Be Young (многопрофильный холдинг, среди активов которого множество проектов известных во всем мире SMM-сервисов — прим. «Ленты.ру»). То есть Соколовскому доступны SMM-сервисы, позволяющие организовать бот-атаку.
Хотя Александр Соколовский впоследствии признал свою неправоту, назвав собственное поведение по отношению к сотрудникам «Аэрофлота» грубым, возникает вопрос. Если известный только в узкопрофильных кругах IT-специалист может на пустом месте организовать бот-атаку на госкомпанию, это означает, что о безопасности российского интернета говорить по-прежнему невозможно. Очевидно, что армия ботов, обрушившаяся на ресурсы «Аэрофлота», была абсолютно подготовленной Соколовским и готова в любой момент начать атаку по первому приказу, отработать любой заказ, полученный Соколовским, или, как в данном случае, его простую прихоть.
«Я не знаю, как зовут очередного блогера, фыркающего на “Аэрофлот”, но я хорошо знаю, как зовут гендиректора “Аэрофлота”. Зовут его Виталий Савельев. Под его нежным, но жестким руководством “Аэрофлот” стал одной из лучших авиакомпаний мира, с самыми вежливыми на земле стюардессами, чистыми новыми самолетами, безупречной организацией процесса, когда длительная задержка рейса — ЧП, которое обсуждает вся страна, а не обыденность, как в некоторых других, значительно более экономически успешных странах», — комментирует ситуацию главный редактор телеканала Russia Today, международного информационного агентства «Россия сегодня» и информационного агентства «Sputnik» Маргарита Симоньян.
Она предлагает вспомнить, что «раньше брендом «Аэрофлота» была “синяя птица” — несъедобная голубоватая курица на обед, как стояли часами в очередях, выбивали по блату билетик, ждали рейсов по полдня регулярно и даже не думали возмущаться по этому поводу, глотали ленивое хамство распущенных стюардесс, чьей главной заботой было удачно провезти контрабас, а вовсе не ваши комфорт и удобство, пьяных летчиков, рассыпающиеся самолеты».
«Вспомнили? Вот давайте скажем большое спасибо “Аэрофлоту”, что мы летаем так, как и не снилось американским, к примеру, внутренним рейсам, с их военным гарканьем стюардесс, неизменной перепродажей билетов и вечным страхом чем-нибудь не понравиться стюардессе и провести ближайшие сутки в наручниках», — заключает медиаменеджер.
Подобные случаи должны стать серьезным поводом для анализа и проверки соответствующими службами. Ведь в стране безбедно существуют, перемещаясь по миру бизнес-классом «Аэрофлота», IT-специалисты, готовые поддержать или обрушить любую компанию, ведомство, службу. Тогда почему «русскими хакерами» интересуются исключительно зарубежные службы безопасности? Ведь угрозу они представляют, как выясняется, прежде всего для нашей страны.
Описанный случай, в общем-то, не слишком выбивается из ряда подобных, в которых граждане, они же приобретатели услуг, считают приемлемыми для выражения собственного недовольства хамство, мат и агрессию и неприемлемой для компании ответную реакцию на это. Однако нынешняя ситуация может послужить еще и плохим примером для тех недовольных, кто, не слишком задумываясь о последствиях, воспримет не самую удачную идею бизнесмена Соколовского о бот-атаках как руководство к действию. Надо ли говорить, что последствия могут оказаться негативными для всех, кто к проблемам Соколовского никакого отношения не имеет.
«Соколовский, ровно из-за таких избалованных мальчиков силовики проведут новые законы, ограничивающие интернет в моей стране, — обратился к предпринимателю главный редактор радиостанции «Говорит Москва» Сергей Доренко. — Идиот же! Обматерил, как скот, девчонок из “Аэрофлота”, устроил скандал, а теперь натравливаешь на нас силовиков. Остановись, неумный капризный мальчик, ты не у бабушки на даче. И ты не самый отмороженный пацан в этой стране. Не зови беду, Соколовский».