«Люди XXV столетия» — так христиан-духоборов, отвергающих обряды Русской православной церкви, называл Лев Толстой. В конце XIX века он помог им перебраться в Канаду и спастись от преследования властей. Духоборы и сегодня живут там, с трудом сохраняя увядающую культуру, традиции и неповторимый образ жизни, завещанный предками. Корреспондент «Ленты.ру» наведался в одно из их последних поселений и выяснил, каково это — сто лет оставаться русским в тысячах километров от родины.
Они появились в России в начале XVIII века, покинув лоно Русской православной церкви, не приемля ее обрядность, обилие ритуалов и поклонение иконам. Духоборы считают себя христианами, так как почитают учения Иисуса Христа. Но к Библии они относятся не как к священной книге, а лишь как к собранию прежних знаний.
В 1801 году во избежание распространения учения император Александр I переселил духоборов в район Азовского моря, а спустя 40 лет Николай I приказал отправить общину еще дальше — в Грузию. После смерти Лукерьи Калмыковой — основательницы общины — ее возглавил Петр Веригин.
Он настроил последователей против военного призыва и приказал им сжечь все оружие. Веригина вскоре отправили в ссылку, но с того момента движение только усилилось, многие духоборы отказались присягать новому императору Николаю II, а некоторые, уже состоявшие в полках, отказались от службы и действительно сожгли оружие. В 1895 году на членов движения начались гонения.
Кампанию помощи духоборам в конце XIX века организовал Лев Толстой. Гонорар, полученный за роман «Воскресение», писатель потратил на переселения части духоборов в Канаду. В итоге около 7,5 тысячи духоборов эмигрировали в Западную Канаду. Им разрешили не служить в армии и дали земельные участки в свободное пользование.
Первоначально духоборы поселились на неосвоенных землях провинции Саскачеван, но позже в 1908-1911 годах перебрались в Британскую Колумбию, где в складчину купили земли для общины.
В Канаде духоборов знают и сейчас: они известны как пацифисты, живущие в общинах и поющие песни на непонятном языке. Сегодня их поселения вокруг Каслгара (город на западе Британской Колумбии) напоминают русские деревни. Нередко можно услышать разговоры, в которых одновременно используются слова из русского, украинского и грузинского языков. В речи стариков то и дело слышны словечки вроде «давеча», «дюже» и «ужо». Отличается от канадской даже местная природа: сирень, которая растет здесь, не похожа на ту, что можно встретить в соседних городах. По словам жителей, она привезена из России их предками.
В каждом доме на входе висит духоборческий псалом: «Будь благочестив. Уповай на Бога, люби Его всем сердцем. Будь благоразумен. Не все, что видишь, желай. Чего не знаешь, не утверждай. Будь воздержан. Будь кроток, не продерзлив, больше молчалив, не ежели говорлив. Ко всем будь ласков, да никому не будь ласкателен. Также будь и справедлив. Что взаймы взял — отдай, что обещал — исполни. Будь благосклонен и милостив».
«Мы должны защищать целостность наших идей, наши основные ценности, — говорит Иван Иванович Веригин, лидер главной духоборческой общины в Канаде. — Основные ценности — то, что человек несет в своем сердце. Любовь, сопереживание, доброта». Иван Иванович — прапраправнук того самого Петра Веригина, который велел последователям сжечь оружие.
В домах старейшин духоборов до сих пор стоят деревянные буфеты, наполненные книгами и бокалами, лежат на полу шерстяные ковры и висят на стенах старые семейные портреты, как в домах русских деревень. Каждое воскресенье духоборы собираются в доме общины или на поляне под открытым небом, чтобы помолиться. Женщины в юбках и белых платках, со сложенными на груди руками, и мужчины в косоворотках, вручную сшитых из конопли, стоят по разные стороны деревянного стола. На нем — хлеб, соль и вода — духоборческие символы труда и мирной жизни. После пения псалмов они кланяются человеку, стоящему рядом, так как верят, что дух Бога есть в каждом человеке.
«Я прихожу с работы и иду в сад: кошу траву, пропалываю грядки, проверяю помидоры, обхожу деревья, смотрю, чтобы у фруктов не было сорняков. Как закончу — думаю, как благоустроить участок, улучшить что-то в доме», — рассказал «Ленте.ру» Шейн Уиттлтон, духобор, не изменивший традициям и вере предков. Он работает техником в местной больнице и каждый день проделывает долгий путь до своего сельского дома.
Уиттлтон старается трудиться не только физически: посещает почти все общинные мероприятия и молитвенные собрания, чтобы поддерживать жизнь всего духоборческого общества, и каждый вечер усердно молится. Сейчас Шейн учит русский язык, поскольку хочет лучше и полнее понять культуру предков.
Сегодня в Канаде живет примерно 65 тысяч человек с духоборческими корнями. Из них лишь немногим более двух тысяч на переписи 2011 года указали духоборчество своей религией. Молодые люди теряют к ней интерес, забывают русский язык и уезжают из некогда сплоченных деревень Британской Колумбии.
Религиозные практики духоборов существуют сегодня больше как память об уходящей культуре. Одной из таких практик стало хоровое пение а капелла: по выходным и праздникам мужчины и женщины собираются, чтобы попеть, вместе испечь пироги или приготовить «духоборский борщ» без мяса.
Многие духоборы работают в лесной промышленности и занимаются сельским хозяйством. На общественные средства они построили два культурных центра и музей. В Каслгаре же установлен памятник Льву Толстому, и уже 75 лет печатается журнал «Искра» на русском языке.
Тем не менее старейшины предрекают: духоборы могут окончательно исчезнуть уже через десятилетие. Они стараются сохранить культуру, но единого видения будущего нет. Волнение по этому поводу достигло пика в мае 2018 года на ежегодном фестивале Союза молодежных общин. В дополнение к традиционному концерту а капелла и молитвенному собранию организаторы добавили в программу новый элемент: семинар для обсуждения будущего общины. Они назвали его «Духоборы 2500»: отсылка на цитату Льва Толстого, который сказал, что духоборы — это «люди XXV столетия».
В семинаре приняли участие около 150 человек. Участники, в основном старейшины, получили мрачный прогноз: к 2030 году на планете не останется ни одного человека, который будет называть себя духобором. «Многие из старейшин даже не хотели, чтобы эта тема обсуждалась. Сказали, что это позор — обсуждать такое, так как тем самым мы признаем, что в некотором смысле мы вымираем», — рассказал Шейн Уиттлтон.
Духоборы пытались придумать: как сделать так, чтобы люди не покидали сообщества, или хотя бы оставались связаны со своими корнями, если все же уедут. Среди предложений было развитие экономических возможностей. Внимание, в частности, обратили на фабрику варенья Brilliant Jam, на которой в начале 1900-х работало большинство местных жителей. Однако проблема заключалась в том, что руководящий орган канадских духоборов — Союз духовных общин Христа — благотворительная организация. Из-за этого дети и внуки членов союза не могут получать прибыль и использовать принадлежащую ей землю в Британской Колумбии в коммерческих интересах. А единственная возможность — арендовать землю у организации по рыночной стоимости — оказалась непосильной для молодежи.
Для желающих уехать предложили создать онлайн-платформу, которая бы объединила духоборов, разбросанных по всей стране. Автором идеи стал Гари Кузнецофф, духобор и разработчик программного обеспечения. «Я смирился с тем фактом, что духоборчество, каким мы его знаем, вероятно, заканчивается. И я работаю над тем, чтобы сохранить наследие», — пояснил он.
Сам же Иван Иванович Веригин предложил провести конференцию духоборческой молодежи со всего мира в 2020 году. Им решили дать возможность обсудить свое будущее независимо от старейшин, поскольку те скептически относятся к радикальным изменениям в образе жизни.
Многие молодые люди уезжают из родных краев, однако оставшиеся тоже чувствуют изменения внутри общины. Среди них —Таша Каныгина. Она выросла в семье духоборов, ей 28 лет, и у нее своя семья, есть сад. Она до сих пор живет всего в 45 минутах от Каслгара.
«Все меняется: например, дети приходят в воскресную школу более бездумно. Когда мы ходили в школу, мальчики не могли носить джинсы, а девочки обязаны были приходить в юбках и платках — все было особенным. Эти традиции могут остаться в прошлом», — отметила она.
«Мне нравятся все эти обычаи. Они — часть того, что делает меня духоборкой. Это не только мои ценности и убеждения», — добавила Таша. Однако, по ее словам, не только традиции скоро исчезнут, но и во многом уникальный язык духоборов уйдет со старым поколением. «Наверное, и молиться будем иначе. Не знаю, выживет ли язык духоборов», — говорит Таша. Она с грустью констатирует, что сейчас последователи движения все чаще читают псалмы на английском.
Среди молодых много и таких, как Келли Макортофф. Она сетует, что хоть и выросла в семье духоборов, но никогда не была погружена в эту культуру: не знала русского языка и не понимала значения псалмов, которые ее заставляли учить наизусть. Теперь Келии 33, и она говорит, что всегда чувствовала себя всего лишь наблюдателем. «Я никогда не чувствую себя комфортно во время молебнов, — признается она. — Я думаю, что это сильно связано с языком, потому что когда не понимаешь язык, из всего этого уходит душа».
Будучи ребенком, Келли всегда хотела говорить на русском и быть вовлеченной в духоборческую культуру, но ей казалось, что это противоречит повседневной школьной рутине. Она думала, что ей нужно выбрать лишь один образ жизни. Сейчас женщина благодарна своим бабушке и дедушке, а также большим семейным сборам в бревенчатом доме за то, что все еще участвует в жизни общины и понимает принципы духоборчества на духовном уровне. Но она уверена: чтобы быть духоборкой в полной мере, необходимо поддерживать материальные традиции и практики.
Однако ее дедушка Фред Макортофф не соглашается с тем, что духоборчество зависит от материальных вещей. Он считает, что молодежь сможет продвигать культуру вперед, только если сосредоточится на духовных аспектах, а не на обычаях и традициях.
«Если у них внутри есть духовный стержень, то все у них получится. Нам нужно духовное развитие, а не менять одну оболочку на другую», — отметил Фред. В то же время он уверен: уже совсем скоро духоборы останутся лишь памятью, и их «русский след» в Канаде пропадет навсегда.