7 февраля в канадском Кэнморе стартует первый среди североамериканских этапов Кубка мира по биатлону. У российской команды не все складывается гладко — мест хватило не всем, а до Канады спортсмены и вовсе долетели без винтовок. Что ожидать от россиян и за что биатлонисты ненавидят Америку — в материале «Ленты.ру».
Сборная России прибыла в Кэнмор за три дня до начала соревнований. Без снаряжения. Российская сторона не сумела получить разрешение на ввоз оружия в Северную Америку. Тренироваться перед гонками российским спортсменам пришлось без винтовок.
В идеале документы оформляются за несколько месяцев до старта турнира. В запросе указывается ответственный за перевозку, список необходимого оружия и лицо, принимающее въезжающих в страну, — в случае с биатлонистами это организаторы этапа Кубка мира. Российская сторона обвиняет в случившемся последнее звено этой цепи.
По словам президента Союза биатлонистов России (СБР) Владимира Драчева, американские партнеры, помогающие команде с логистикой, «запороли» перевозку оружия. Американцы якобы предупредили россиян об отсутствии лицензии на винтовки лишь за несколько часов до вылета. В итоге сборная бросила снаряжение в аэропорту Шереметьево и улетела в Канаду без него.
Драчев обещал, что винтовки будут доставлены в Северную Америку к старту, и уверял, что отсутствие снаряжения не повлияет на подготовку команды. Два-три дня можно потренироваться и без оружия. Проверить слова главы СБР можно будет уже сегодня, 7 февраля, — в 22:00 по московскому времени у мужчин стартует индивидуальная гонка. Сам этап продлится до 11 февраля. Затем спортсмены переедут в Солт-Лейк-Сити, где с 14 по 18 февраля пройдет уже американский этап.
Отсутствие винтовок — не единственная проблема российской сборной. До этого у спортсменов возникли трудности с получением виз. За несколько месяцев до начала соревнований глава СБР объяснял, что на соревнования поедут не все, а лишь те, у кого есть соответствующие документы. Получать их нынче сложно и дорого. По словам Драчева, визы приходилось оформлять не в России, а в Европе. Всему виной американские санкции. Каждая виза обошлась руководству СБР в 300 долларов, поэтому список представляющих Россию спортсменов был строго ограничен и не терпел изменений.
В Северную Америку снарядили 12 спортсменов. Первый в списке — Александр Логинов, занимающий третье место в общем зачете Кубка мира. На последнем европейском этапе биатлонист, оказавшийся под шквалом критики иностранных соперников в связи с допинговым прошлым, даже не попал на цветочный подиум — занял седьмое место в гонке преследования, 20-е — в масс-старте и 26-е — в спринте.
А ведь до этапа в итальянском Антхольце он боролся за лидерство с норвежцем Йоханнесом Бе. Однако практически во всех гонках после Нового года пропускал вперед Мартена Фуркада, и в итоге уступил французу второе место в общем зачете. В Америке у россиянина есть шанс вернуть вторую строчку, ведь Фуркад, переживающий явно не лучший период в карьере, соревнования пропускает. Француз заявил, что испытывает проблемы с психологией и нуждается в передышке. «Я не могу бороться за первое место и надеюсь, что такое решение позволит мне вернуть свой уровень к чемпионату мира», — объяснил он.
Главный соперник Логинова, Йоханнес Бе, в отличие от Фуркада приехал в Канаду. Правда, с большой неохотой. По его словам, не будь он обладателем желтой майки лидера, в Северную Америку он бы, конечно, не полетел. Но выбора у него не осталось. Поэтому в планах спортсмена подготовиться здесь к чемпионату мира. Другой вопрос: хватит ли сил Логинову вернуть себе второе место на североамериканских этапах, а затем удачно выступить на мировом первенстве? Физических возможностей у россиянина явно меньше, чем у Бе.
Другой лидер нынешней российской сборной, отправившийся на соревнования в Америку, — Евгений Гараничев. Он занимает 15-е место в общем зачете Кубка мира, но последний турнир так же, как и Логинов, провалил: 21-е место — в спринте, 20-е — в гонке преследования, а лучшим результатом стало седьмое место в масс-старте. Гараничев не расстроился и с иронией отнесся даже к проблемам с инвентарем, выложив фотографию из Канады с подписью: «Готовлюсь к гонкам, правда, без винтовки...»
Остальные россияне о борьбе за сколько-нибудь высокие места в зачете Кубка мира могут только мечтать. Им дали возможность проявить себя и в лучшем случае закрепиться в сборной. Например, Александр Поварницын, три года назад дебютировавший на североамериканских этапах и попавший в десятку лучших, в этом сезоне выступал на Кубке мира трижды, и его лучшим достижением стало 30-е место в спринте на этапе в Антхольце.
Для Эдуарда Латыпова американские этапы и вовсе станут решающими: от результата зависит его дальнейшее место в сборной. Он принял участие в пяти этапах Кубка мира в этом сезоне, в последней гонке отстал от лидеров на две минуты, допустил пять промахов и занял 98-е место в спринте. От выступлений Сергея Корастылева и Юрия Шопина, обычно представляющих Россию во втором по силе турнире Кубке IBU, зависит, будут ли они и дальше бегать на второстепенных соревнованиях или попадут в состав команды на Кубок мира.
У женщин от североамериканских этапов отказались самые результативные российские биатлонистки: Екатерина Юрлова-Перхт (19-е место общего зачета) и Ирина Старых (13-е место). У лидеров к гонкам готовятся Доротея Вирер, Лиза Витоцци, Марте Олсбю-Ройселанд и Анастасия Кузьмина, отечественная команда привезла Ульяну Кайшеву (85-е место в общем зачете), Ларису Куклину (74-е место), Валерию Васнецову (44-е место), Кристину Ильченко и Маргариту Васильеву (45-е место). Американскую визу также получила Анастасия Морозова, но у нее возникли проблемы со здоровьем, и она решила пропустить соревнования.
В итоге 11 спортсменов без винтовок в Америку повезли резервные тренеры Сергей Коновалов и Сергей Белозеров. Главный в штабе сборной Анатолий Хованцев от длительного перелета отказался. Он готовит часть команды к чемпионату Европы в итальянском Риднау, который начнется уже 20 февраля. Через два дня после окончания американского этапа.
Российский тренер не единственный, кто отказался от поездки в Северную Америку. В Европе остались Фуркад, Тарьей Бе и шведская сборная. В полном составе. В марте скандинавы принимают в Эстерсунде чемпионат мира и для лучшей подготовки решили пропустить заокеанские соревнования. Главный правдоруб в составе шведской команды, Себастьян Самуэльссон не упустил случая раскритиковать организаторов.
«Этапы в Северной Америке надо передвинуть либо на более ранний срок, либо проводить их после чемпионата мира. Длительные перелеты всегда представляют особый риск, никогда не знаешь, как на это отреагирует организм», — высказался он.
Североамериканские этапы вызывают претензии по нескольким причинам. Основная — сложности с акклиматизацией для спортсменов. Этапы стоят в расписании прямо перед важнейшими стартами сезона (с 20 по 24 февраля пройдет чемпионат Европы, с 7 по 17 марта — чемпионат мира), а значит, времени на раскачку у биатлонистов практически не будет. К тому же в этот раз спортсменам предстоит столкнуться еще и с погодными трудностями — температура в Кэнморе 5-6 февраля составляла около минус 20 градусов. Журналист Дмитрий Губерниев рассказывал, что ночью ощущались и вовсе все минус 40.
Еще одна проблема — отсутствие интереса у американской аудитории к биатлону. В Германии и Скандинавии на гонки собираются полные стадионы, в Америке спортсменам приходится соревноваться перед пустыми трибунами. Организаторы этапа в Кэнморе даже начали искать зрителей через интернет. «Нам нужно 200-300 волонтеров на трибунах, чтобы показать всему миру, как мы любим биатлон», — говорится в сообщении лыжного клуба. В прошлом году у организаторов неоднократно возникали проблемы с телетрансляцией: то пропадала картинка, то вместо стрельбы лидеров показывали взбирающихся в гору аутсайдеров.
При всех существующих проблемах отказаться от проведения североамериканских этапов невозможно. Международный олимпийский комитет требует от федераций общемирового охвата. Чтобы оставаться олимпийским видом, необходимо проводить соревнования по всему миру. А значит, пусть без винтовок или даже лыж, но ехать в Америку придется все равно.