На русском языке выходят романы двух звезд британской литературы. Джоан Роулинг под псевдонимом Роберт Гэлбрейт написала четвертую часть цикла про детектива Корморана Страйка и его помощницу Робин Эллакотт — роман «Смертельная белизна» появится в магазинах 27 февраля. А Джонатан Коу выпустил роман «Срединная Англия», в котором кроме королевы Елизаветы фигурируют премьер-министры Дэвид Кэмерон и Тереза Мэй, бывший мэр Лондона, бывший министр иностранных дел Борис Джонсон и другие узнаваемые публичные персоны. Книга о том, как трудно поладить левым и традиционалистам.
Роберт Гэлбрейт «Смертельная белизна» (перевод Е. Петровой, изд-во «Иностранная литература»)
27 февраля на русском языке выходит четвертая часть детективного цикла Джоан Роулинг о Корморане Страйке и его помощнице Робин Эллакотт «Смертельная белизна». Этот цикл создательница «Гарри Поттера» пишет под мужским псевдонимом Роберт Гэлбрейт.
Как помнят поклонники этой серии книг, начиналась она как эксперимент Роулинг над собой и читателями. Став знаменитой благодаря детско-подростковым книгам о мальчике-волшебнике со шрамом на лбу, писательница закономерно переключилась на другую аудиторию и жанры. И решила попробовать себя в детективе. Главным героем первого криминального романа «Зов кукушки» стал харизматичный одноногий военный-афганец в отставке Корморан Страйк, глава частного сыскного агентства. Он спит и моется в квартирке над офисом, ведет вредный для здоровья образ жизни и не может похвастаться порядком в любовных связях.
Однако, видимо, не вполне доверяя своим силам по части выстраивания детективной интриги (все же со времен Конан-Дойла и Агаты Кристи криминальный роман проделал большой путь) опытный конструктор бестселлеров Роулинг-Гэлбрейт добавляет роману скорости, а аудитории — объема за счет интриги любовной. Автор делает главной героиней цикла юную помощницу Страйка, красивую девушку по имени Робин. У Робин университетское образование и симпатичный, но недалекий и ревнивый жених, с которым она беспрестанно собачится на протяжении всех книг серии, чем дальше, тем больше осознавая, что влюблена в своего босса.
В результате примерно как часть школьников читает эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир» из-за войны, а часть — из-за мира, пролистывая неинтересные главы, романы про Страйка и Робин части аудитории интересны, потому что это детективы, а часть ждет, когда уже Робин бросит своего жениха и уйдет к Страйку.
В этом смысле четвертая книга цикла «Смертельная белизна» порадует и первых, и вторых. Первых, потому что после поимки Шеклуэллского Потрошителя дела агентства пошли в гору, Страйка завалили таким количеством заказов, что он вынужден был даже расширить штат. В какой-то момент к нему в контору вваливается странный мужчина, который бессвязно талдычит о том, как много лет назад на его глазах был задушен ребенок. А вскоре и раздается звонок от — ни много ни мало — министра культуры Великобритании, который стал жертвой шантажа.
В результате странная история с задушенным ребенком и шантаж политика оказываются связаны, старое убийство приводит к совершению и расследованию нового, во все это втянуты фигуранты уровня министра культуры и министра спорта (дело происходит в 2012 году во время Олимпиады в Лондоне), а развязка будет, как обычно, неожиданной.
Те же, кто привык читать детективные романы Роулинг-Гэлбрейта как мелодраму про отношения старого вояки и его юной коллеги, тоже не останутся разочарованными. Достаточно того, что в самом начале книги Робин наконец выйдет замуж за своего Мэтью, а потом с энергией, достойной лучшего применения, они оба начнут крушить свой брак. Браку придется нелегко, состоящим в нем супругам тем более.
После этого останется только с нетерпением ждать пятой части, чтобы уже выяснить, чем у них там дело закончится.
Джонатан Коу «Срединная Англия» (перевод Ш. Мартыновой, изд-во «Фантом Пресс»)
Действие романа Джонатана Коу происходит не просто «в наше время», а буквально сейчас: с 2010 по 2018 год. То есть погромы в Великобритании 2011 года, Олимпиада в Лондоне 2012 и Brexit — декорации, в которых действуют главные герои книги.
А Коу любит, когда героев много. Ему нужны разные типы, разные характеры. И «Срединная Англия» — не исключение. В центре повествования Бенджамин Тракаллей, Дуг Андертон и довольно большое количество их родственников и знакомых, известных читателям и поклонникам Коу по его более ранним романам «Клуб ракалий» и «Круг замкнулся».
Одна из главных героинь — молодая женщина по имени Софи. Она из тех, кого в Европе называют левыми, а в России — либералами. Она за толерантность и политкорректность, за мультинациональный и мультикультурный мегаполис против национальной, традиционной, закрытой, душной деревни. При этом она, разумеется, человек с университетским образованием, искусствовед, занимающийся междисциплинарной темой: современными портретами черных европейских писателей XIX века. Например, Пушкина или Дюма. Ее интересует, «как по-разному каждый художник запечатлел их чернокожее происхождение — или же не смог с этим справиться».
Но как это часто бывает, Софи живет среди носителей других, а то и прямо противоположных взглядов. Среди них есть даже ее близкие. Скажем, последним в этой жизни важным решением ее родного деда стала прогулка до почты, чтобы проголосовать за выход Великобритании из ЕС. Ее свекровь говорит литовской женщине, которая когда-то была у нее соцработником, убираться из этой страны. А ее муж готов плакать от гордости и умиления при виде Дэниэла Крейга в роли Джемса Бонда и королевы Елизаветы II на церемонии открытия Олимпийских игр.
Но Коу, конечно, интересны не разные идеологии сами по себе, а момент их столкновения. Когда жена уходит от мужа, потому что он проголосовал за Brexit, а она — против. Когда университетский преподаватель становится жертвой травли в соцсетях, потому что студенты неверно истолковали его слова, адресованные девушке-трансгендеру. Когда из двух разных профессионалов повышение дают тому, который — женщина-азиатка, а не белый мужчина, и в этот момент даже у самых стойких носителей идей политкорректности закрадывается гадкое подозрение, что их оценивали не только по профессиональным качествам. Когда дочь уходит от отца-политического аналитика, потому что у него роман с тори, а дочь придерживается левых взглядов.
Вот эта бесконечная череда мелких и крупных конфликтов образа мысли и точек зрения и составляет ткань романа Коу. И как итог этого уравнения — сопоставление современной, раздираемой сомнениями и спорами страны, с теми идиллическими картинками, через которые ее часто представляют: кирпичные дома, уютные палисадники, милый сердцу Шир хоббита Бильбо, на который внезапно спустилась мгла внутренних противоречий.
Ну и отдельным пунктом хотелось бы заметить, что в «Срединной Англии» Джонатана Коу кроме королевы Елизаветы фигурируют премьер-министры Дэвид Кэмерон и Тереза Мэй, бывший мэр Лондона и бывший министр иностранных дел Борис Джонсон и другие узнаваемые публичные персоны. Остается только сожалеть, что нет писателя, который бы на русском языке написал роман, где присутствовали бы Сергей Собянин, Сергей Лавров, Дмитрий Медведев, Владимир Путин, а также споры, которые ведутся в публичном пространстве. А впрочем, если сделать вид, что действие «Срединной Англии» происходит в России, то читатель найдет в книге много узнаваемых черт российской общественной и идеологической жизни.