В Лос-Анджелесе в ночь на понедельник, 25 февраля, прошла 91-я церемония вручения премии «Оскар»: лучшим фильмом года была названа противоречивая «Зеленая книга» Питера Фаррелли, Спайк Ли призвал «сделать как надо» на президентских выборах, а отсутствие номинального ведущего неожиданно пошло вечеру только на пользу. «Лента.ру» рассказывает о главных событиях «Оскаров»-2019.
Голливуд уже не первый год сотрясают скандалы то сексуальные, то политические, то культурные — не отстает и «Оскар»: после того, как уличенный в серии гомофобных твитов десятилетней давности комик Кевин Харт, изначально выбранный Американской киноакадемией ведущим церемонии, отказался от этой обязанности, найти ему замену так и не удалось. Впрочем, кажется, что шоу это только пошло на пользу: вместо традиционного десятиминутного монолога ведущего церемонию открыло выступление группы Queen и Адама Ламберта, бодро исполнивших нарезку из главных хитов британского коллектива, после чего на сцену — чтобы вручить премию лучшей актрисе второго плана (ее, как мы и предсказывали, выиграла Реджина Кинг за роль в «Если Бил-стрит могла бы заговорить») и коротко высмеять непривычный формат вечера вышли Тина Фэй, Эми Полер и Майя Рудольф — актрисы, многократно спасавшие положение на разнообразных голливудских торжествах, сгладили первоначальную неловкость и в этот раз. В дальнейшем основная развлекательная нагрузка ложилась именно на тех, кто выходил представлять номинантов и лауреатов — что как минимум позволило сократить на час общее время церемонии. Учитывая, как часто в последние годы «Оскар» оборачивался нудным марафоном, жаловаться на это было бы абсурдно.
91-я церемония вручения «Оскаров» не обошлась без моментов восстановления исторической справедливости — так, работавшие над «Черной Пантерой» Рут И. Картер и Ханна Бечлер стали первыми в истории чернокожими женщинами, получившими премию в номинациях «Лучший дизайн костюмов» и «Лучший художник-постановщик» соответственно. В контексте всего вечера, впрочем, эти победы неизбежно выглядят утешительными, а все попытки Американской киноакадемии омолодить и обновить свой состав, сделав его гендерно, расово и национально разнообразным, — более-менее бесплодными. Как бы Голливуд ни кичился номинально взятым курсом на равноправие, в глубине души киноиндустрия, похоже, не сильно настроена меняться — чем еще можно объяснить вручение «Оскара» за лучший фильм года (как и еще две статуэтки) «Зеленой книге» Питера Фаррелли, картине трогательной и благонамеренной, но безнадежно упрощающей неизбывные проблемы США по части угнетения чернокожего населения? В 1990 году члены Академии уже наступали на те же грабли — тогда лучшей лентой года они признали утешительного «Шофера мисс Дэйзи». И вот прошло почти тридцать лет — и самый главный «Оскар» достается фильму, в котором неотесанный белый мужчина подавляет свои шовинистские импульсы и помогает чернокожему гению-аутсайдеру найти точки соприкосновения со своей афроамериканской идентичностью. Чудовищный стереотип о белом спасителе продолжает жить и здравствовать, несмотря ни на что — а его новые проводники, Питер Фаррелли и съемочная группа «Зеленой книги», даже не удосуживаются в своих речах упомянуть одного из двух главных героев, того самого чернокожего пианиста Дона Ширли, без которого их фильм был бы невозможен.
В отсутствие ведущего, повторимся, развлекать публику приходилось, прежде всего, гостям церемонии, представлявшим номинантов и лауреатов «Оскара». Среди них прошлой ночью хватало ярких личностей — к счастью, со всего света (ведь кино и при этом замечательное делают далеко не только в Голливуде). Так, Хавьер Бардем произнес свою речь на испанском (тем самым второй раз за вечер — за первый ответственна пошутившая про стену на мексиканской границе Тина Фэй — уколов Дональда Трампа), Мишель Йео напомнила миру о китайском кино, а Тревор Ноа не только презентовал «Черную Пантеру», но и съязвил насчет расистских ремарок Мела Гибсона. Никто, впрочем, не справился с задачей потрясти публику так эффектно, как это сделали Мелисса МакКарти и Брайан Тайри Хенри: одна из лучших комедианток современного Голливуда и звезда сериала «Атланта» вышли объявлять победителя в номинации «Лучший дизайн костюмов» в нарядах такой степени несусветности (платье МакКарти, отсылая к «Фаворитке» Йоргоса Лантимоса, и вовсе было украшено четырнадцатью кроликами), что затмить этот перформанс будет тяжело оскаровским гостям и на следующий год.
Среди фильмов, которым Академия в 1990-м предпочла «Шофера мисс Дэйзи», была и одна из важнейших американских картин ХХ века — в отличие от победителя до сих пор остающаяся болезненно злободневной «Делай как надо» Спайка Ли тогда не удостоилась даже номинации. С тех пор Ли, один из самых незаурядных режиссеров современности, четыре раза выдвигался на главную кинопремию планеты — и каждый раз оставался ни с чем, удовлетворившись в 2015 году лишь утешительным «Оскаром» за вклад в кинематограф (которые в последнее десятилетие даже вручают отдельно от основных призов). Что ж, прошлой ночью мир наконец увидел Спайка Ли с заветной статуэткой в руке — и эксцентричный автор таких образцов современной киноклассики, как «25-й час» и «Малкольм Икс» не подвел. Режиссер не только засветил, наверное, самый причудливый мужской наряд в истории «Оскаров» (пурпурный, как наследие Принса, костюм он дополнил слепяще золотыми «Джорданами»), но и успел за отведенное ему на торжественную речь время посидеть на руках у Сэмюэла Л. Джексона, многословно выругаться матом (звукорежиссерам «Оскара» пришлось заглушить Ли минимум на десять секунд), напомнить миру как о первородном американском грехе рабства, так и о геноциде североамериканских индейцев, а заодно призвать зрителей на следующих президентских выборах «сделать как надо».
Победа Гленн Клоуз в номинации «Лучшая актриса» (за эффектную роль в довольно унылой «Жене») считалась настолько предопределенной, что принимавшие ставки на «Оскар» букмекеры наверняка задумывались о том, чтобы и вовсе снять отведенную для этой категории линию — тем более в свете того, что для актрисы это была уже седьмая номинация. Что ж, теперь Клоуз стала полноправной носительницей статуса самой неудачливой оскаровской претендентки в истории — без статуэтки она осталась и в этот раз. Победа Оливии Колман из «Фаворитки» стала такой неожиданной, что после оглашения ее имени зал на несколько секунд погрузился в полную тишину — и только потом взорвался аплодисментами. Параллельно, надо думать, сокрушенный вздох разочарования выдали все до единого авторы оскаровских прогнозов — традиция Академии награждать кинематографистов не столько за конкретную работу, сколько по совокупности достижений, до этого момента считалась незыблемой. Зато мир услышал трогательную, проникновенную речь Колман — которая, кажется, и сама не надеялась на эту победу.
Относительно ровное распределение призов на 91-х «Оскарах» обернулось тем, что больше всего статуэток по итогам вечера досталось самому неочевидному претенденту на этот статус. Речь о «Богемской рапсодии» Брайана Сингера — многострадальный байопик группы Queen, не только в пух и прах разнесенный критиками (во многом — заслуженно), но и по ходу съемок лишившийся собственного режиссера (ушедший в самоволку и продолжающий обвиняться в педофилии Сингер был уволен продюсерами, а картину доснимал Декстер Флетчер), удостоился аж четырех «Оскаров». При этом если три из них пришлись на технические номинации (за монтаж, монтаж звука и звукорежиссуру), то четвертую победу эта не столько история Queen, сколько политкорректная фантазия на тему, одержала в одной из самых престижных категорий. Рами Малек был назван лучшим актером — и как раз в его триумфе не было такой уж несправедливости: артист, во-первых, всерьез намучился со вставными зубами, имитировавшими неправильный прикус Фредди Меркьюри, а во-вторых, ухитрился даже в такой кастрированной с точки зрения содержания картине передать все монструозное, фантасмагорическое обаяние своего героя.
Даже в свете присуждения самого важного «Оскара» «Зеленой книге» главным триумфатором вечера все равно должен считаться Альфонсо Куарон — победив с «Ромой» в категории «Лучший режиссер», мексиканец вошел в элитный клуб двукратных победителей этой номинации (больше — только у титанов золотой эры Голливуда Джона Форда, Фрэнка Капры и Уильяма Уайлера). При этом Куарон на протяжении церемонии поднимался на сцену еще дважды — получать награды за лучший фильм на иностранном языке и лучшую операторскую работу (на съемках «Ромы» он впервые в карьере выступил в этом качестве и отработал если не лучше своего постоянного оператора Эммануэля Любецки, то по меньшей мере на том же выдающемся уровне). Кажется, у Дональда Трампа появился еще один повод в очередной раз заговорить о своей злосчастной стене — вот и до Голливуда докатился пресловутый феномен отъема мексиканцами если и не американских рабочих мест, то как минимум профессионального признания.