91-я церемония вручения премий американской киноакадемии стала во многом исторической. Сразу в нескольких номинациях впервые в истории «Оскар» получили чернокожие. Одной из них оказалась номинация за лучшие костюмы — победительницей стала Рут Картер и фильм «Черная пантера». «Лента.ру» разобралась в том, кто такая миссис Картер и почему ее победа так важна для Америки и не только.
Многие чернокожие лауреаты премии «Оскар» побеждают уже в первой в своей карьере номинации, что сразу же приводит к многочисленным разговорам о политизированности киноакадемиков. Дескать, награду тот или иной лауреат получил вовсе не за свои профессиональные качества, а за цвет кожи. Посмотрите, мол, какое у нас теперь равноправие, политкорректность и инклюзивность.
Возможно, иногда эти разговоры и не беспочвенны, но только не в случае с Рут Картер, для которой номинация 2019 года стала уже третьей. Причем поражение в гонке за «Оскаром» 1998 года многие считают вопиющей несправедливостью — тогда многие интересные фильмы, включая «Амистад» Стивена Спилберга, художником по костюмам в котором была Картер, лишились наград из-за сверхуспешного «Титаника».
Перед тем как произнести свою заранее написанную благодарственную речь Картер позволила себе немного экспромта. «Она заставила себя ждать», — пожурила Рут академиков, получив заветную статуэтку, а затем обратилась к режиссеру, сценаристу и продюсеру Спайку Ли со словами благодарности. «Спайк Ли, спасибо тебе за мою звезду. Я надеюсь, ты гордишься мной» — Ли, который в этот вечер также, наконец, получил награду за лучший адаптированный сценарий к фильму «Черный клановец», не скрывал радости за подругу.
Именно Спайк был тем, кто привел Рут в большое кино в конце 1980-х — они познакомились в Калифорнии, куда Картер переехала в 1986 году работать костюмером в Los Angeles Theatre Center. Ли был так впечатлен ее работой в театре, что пригласил ее художником по костюмам в свой второй фильм «Школьное изумление» 1988 года. Спайк был первым чернокожим, которому доверили снимать фильмы для больших Голливудских студий, и он постарался подтянуть молодых и талантливых афроамериканцев.
В дальнейшем Картер сотрудничала с Ли в таких картинах, как «Делай как надо!», «Блюз о лучшей жизни», «Тропическая лихорадка», «Малькольм Икс», «Круклин», «Наседки», «Кровавое лето Сэма», «Одураченные», «Олдбой», «Сладкая кровь Иисуса» и «Чирак». Ни с одним другим режиссером Рут не работала так много, как со Спайком. Свою первую номинацию на «Оскар» Картер получила в 1993 году как раз за байопик Спайка Ли «Малькольм Икс», посвященный жизни борца за гражданские права и политического активиста Малькольма Икса.
Тогда Рут уступила японскому дизайнеру и художнику по костюмам Эйко Исиоке, которая получила награду за картину «Дракула» Френсиса Форда Копполы. Для молодой и еще не слишком опытной Картер даже номинация была успехом, а вот четыре года спустя художник уже надеялась получить заветную награду. Фильм Спилберга «Амистад» рассказывал о восстании рабов из Сьерра-Леоне на испанском торговом корабле «Амистад» и последующем судебном процессе над ними в США.
Рут пришлось создать десятки костюмов представителей всех сословий американского общества второй четверти XIX века — от рабов до экс-президента страны Джона Куинси Адамса. Но в тот год все награды достались «Титанику». Степень разочарования Картер легко понять по одной фразе из ее оскаровской речи: «Я уже знаю, что великолепна. Здорово, что и вы это поняли».
В России фильм «Черная пантера» не прозвучал. Отзывы критиков были скорее нейтральными, чем положительными, а рейтинг ленты на «Афише» — 6.6. В Европе и особенно в США фильм стал настоящим событием. Помимо того, что «Черная пантера» собрала более миллиарда долларов в прокате, большинство отзывов были резко положительными. Фильм хвалили за афроцентризм, афрофутуризм, за то, что абсолютное большинство ролей в нем сыграли чернокожие, а среди команды создателей было непривычно много афроамериканцев.
Но и в России, и на Западе «Черная пантера» заслужила похвалу за красивую визуальную составляющую: компьютерную графику, декорации и костюмы. Поэтому успех фильма в технических номинациях был предсказуем. К тому же Картер заждалась своего «Оскара», да и статус первой чернокожей победительницы положительно сыграл на имидж киноакадемии, регулярно подвергавшейся критике за скрытый расизм. Тем не менее, если разобраться, работу Рут в «Черной пантере» действительно можно признать выдающейся.
«Может, в Marvel и создали первого чернокожего супергероя, но благодаря костюмам мы превратили его в африканского короля», — сказала дизайнер в своей речи. И она недалека от истины. Незадолго до вручения «Оскара» Рут дала большое интервью ESPN, в котором рассказала о своей работе над фильмом и тех идеях, которые она реализовала.
Картер не хотела создать еще один супергеройский образ — банальный костюм из латекса и кожи. Ей хотелось передать как можно больше африканского колорита и культурного наследия черного континента. По сюжету в Ваканде — затерянной где-то в Восточной Африке высокоразвитой стране, королем которой и является главный герой фильма Т’Чалла — проживает пять племен. Каждому Рут постаралась придать черты реально существующих народов Африки.
Несмотря на то что режиссер фильма Райан Куглер пришел к дизайнеру с уже сложившимся представлением о визуальном ряде, а в Marvel хотели, чтобы фильм напоминал оригинальные комиксы о «Черной пантере», Картер все же смогла реализовать свои задумки. Для начала она месяц изучала историю африканских костюмов, а затем приступила к работе. Относительно некоторых героев у Куглера были конкретные пожелания. Например, мать главного героя Т’Чаллы — королева Рамонда — представитель народа зулу.
Поэтому Картер старалась отразить традиции этой народности в ее костюме. В частности, Рамонда носит на голове исичоло — традиционный зулусский головной убор замужней женщины. Чтобы подчеркнуть особый статус Рамонды, Картер решила сделать ее исичоло абсолютно симметричным. Изготовить головной убор вручную было невозможно, поэтому все исичоло Рамонды были напечатаны на 3D-принтере.
Иногда Картер в своей работе сознательно уходила далеко от комикса. Так Окойа — руководитель отряда женской гвардии Дора Миладже — в комиксе носит очень откровенный костюм, напоминающий скорее бикини. В фильме же Окойа носит полностью закрытый костюм, отсылающий к культуре масаи.
Воины этого полукочевого племени носят длинные красные туники, латунные кольца на кистях и шее, которые иногда могут быть дополнены длинными цветными бусами. Последние или просто висят на груди, или пересекаются на ней крест-накрест, будучи закрепленными на одежде. В костюмах солдат Доры Миладже есть все эти элементы, хотя в целом он далек от образа масаи — штаны, туника, сапоги. Костюм В’Каби — лучшего друга и доверенного лица Т’Чаллы — напоминает нам о Гане. Пиктографические символы на его плаще называются адинкра и характерны для группы народов ашанти, проживающей в Гане.
Интересно, что сами плащи, которые носят многие герои ленты, не ганского происхождения: такие носят в Лесото представители народа басуто. Сестра Т’Чаллы Шури носит глиняные бусы, которые в западной Африке обычно мастерят себе дети. Что касается костюма самого Т’Чаллы, то треугольный узор на его груди — собственное творчество Картер, которое она назвала «своей собственной сакральной геометрией». При этом вдохновлялась Рут традиционными узорами народов дельты Окавонго, что в Ботсване.
Перед костюмами, которые создавала для «Черной пантеры» Картер, стояла задача не только быть красивыми и отражать историю и культуру Африки, но и не сковывать движения актеров, позволять им выполнять трюки, бегать, прыгать и участвовать в схватках. Для этого Рут разделила каждый костюм на множество мелких элементов, чтобы обеспечить гибкость. Все костюмы были изготовлены из спандекса от компании Eurojersey — синтетического материала, в основе которого полиуретановя нить. Для каскадеров все металлические детали костюмов заменялись на резиновые.
Кроме того, костюмы регулярно подгоняли и изменяли прямо на съемочной площадке, когда актеры и каскадеры высказывали претензии. По словам Картер, особенно много сложностей было как раз с женщинами-воинами из отряда Дора Миладже: «У них было 999 претензий. Начиная от обуви и заканчивая трико. Это напоминало работу с танцорами». Танцорами с копьями.
Оружие и доспехи — еще одна зона ответственности Картер. Ей хотелось придать копьям, клинкам и мечам героев вид изделий, выполненных вручную, поэтому она обратилась к дизайнеру ювелирных украшений Дуреан Флетчер. Она разработала для воинов Ваканды металлические наплечники. Но оказалось, что они сковывают движения актеров, поэтому для съемок их сделали из мягких материалов, а затем покрасили металлизированной краской.
Для того, чтобы придать образу воинов Ваканды больше футуризма, Картер украсила костюмы деталями из полированного металла. По сюжету эти детали были выполнены из вибраниума — самого прочного металла на Земле, который попал в Ваканду с астероидом. Рут старалась добиться максимально идеальной поверхности, чтобы подчеркнуть его прочность.
Для Картер этот опыт был новым, ведь до «Черной пантеры» она не работала над блокбастерами с большими батальными сценами и многочисленными трюками. По сути, костюмерам пришлось создать несколько наборов костюмов: для крупных планов с тщательно проработанным декором, упрощенные варианты для общих планов и облегченные для трюков. Судя по тому, что режиссер картины Райан Куглер принял все идеи Картер, хотя и сомневался в удобстве некоторых из них для выполнения трюков, свою работу она сделала блестяще.
Рут Картер получила «Оскар» не только за то, что она чернокожая, и не только потому, что очень долго его ждала. «Черная пантера» — пример работы костюмера, выполненной на высшем уровне. Работы, в которой ремесло сплетается с искусством.
«Я хотела, чтобы люди и дальше смотрели мои фильмы, и помнила, что я хранительница культуры. Я представляю афроамериканскую культуру в ее максимально привлекательном и абсолютно честном виде. Я надеюсь, что после просмотра моих фильмов вы узнаете много нового о самих себе», — рассказала Картер журналу О, The Oprah Magazine.