Дожить до сегодняшних дней, преодолев все кризисы 90-х и жесткую конкуренцию со стороны иностранных компаний, удалось далеко не каждому бизнесу, появившемуся в ту смутную эпоху. Но такие примеры есть, и это не перепродажа турецкого ширпотреба, а сложное, трудоемкое и ответственное производство, которое развивалось вместе с отраслью и экономикой страны. Пример такого бизнеса — московский производитель медицинских имплантатов и хирургических инструментов «КОНМЕТ».
Сейчас предприятие, на котором работает 100 человек, производит продукцию по 5-ти основным направлениям: титановые имплантаты и инструменты для дентальной имплантации, черепно-челюстно-лицевой хирургии, спинальной хирургии и травматологии, а также индивидуальные имплантаты с использованием 3D технологий. «Компания получила разрешение на производство и реализацию медицинской продукции в 1993 году, а организовалась она еще раньше. Но днем рождения компании мы считаем день, когда она получила разрешение на реализацию медицинских изделий», — рассказала руководитель производства компании Надежда Морозова.
За это время компания, наладив кооперацию с ведущими научными центрами, медицинскими институтами и промышленными предприятиями по производству титана, прошла долгий путь от небольшого предприятия в 90-е до современного производства полного цикла, зарегистрировавшего более 40 патентов на продукцию и выпускающего более двух тысяч наименований изделий.
Производственная база компании находится в Москве. «Каждое новое изделие на нашем предприятии начинается с опытно-конструкторских работ, а инновационное — с научно-исследовательских. Как пример, высокоэффективное биоактивное покрытие (не имеющие аналогов в мире) было создано при тесном сотрудничестве с МФТИ. У нас полный производственный цикл — начиная от идеи и заканчивая реализацией», — рассказывает Надежда.
Продукция компании, которую сегодня используют в работе более 700 специализированных клиник, делится на две большие группы: серийная и индивидуальная, которые поставляются в клиники не только на территории России, но и за ее пределами.
Сегодня, по словам Надежды, на рынке медизделий происходят очень позитивные изменения. «Если в 90-е-2000-е годы медицинская сфера была поделена иностранными компаниями, и это очень отразилось на образе мышления врачей. Сейчас меняется рынок, меняется мировоззрение — больше внимания уделяется качеству продукции и соотношению цена-качество. С этой точки зрения я бы сказала, что нам становится легче на этом рынке», — говорит она.
Иностранные компании с рынка не ушли, но российскому производителю, по словам Надежды, стало легче с ними конкурировать. «Сейчас медицинская сфера поставлена в такие условия, при которых врачи и медучреждения вынуждены считаться с двумя показателями — качество и цена, — рассказывает она. — Еще лет 12 назад на второй показатель внимание особо не обращали - большую часть изделий приобретали сами пациенты, и многим врачам было совершенно все равно, за какую цену они будут приобретены. А теперь этот аспект становится важным для медучреждений, поскольку они должны укладываться в рамки квот и выполнять другие условия». По словам Надежды, благодаря участию и помощи государства, ситуация изменилась, и на сегодняшний день вообще нет пациентов, которые приобретали бы серийные изделия самостоятельно. «У нашего гендиректора очень жесткая политика — мы работаем для России и для наших граждан, и качество изделий должно быть не ниже, а в каких-то особо важных направлениях выше, чем у ведущих иностранных конкурентов, а цена должна быть доступна российскому гражданину — даже когда приобретались изделия пациентом самостоятельно, мы никогда не работали в «темных» схемах, которые существовали ранее и нам, конечно, было тяжелее продвигать свою продукцию на рынке».
Генеральный директор и владелец компании «КОНМЕТ» Дмитрий Владиславович Тетюхин сделал для российского бизнеса в сфере изготовления медицинских изделий очень многое, создав предприятие и рабочие места для людей в трудный для страны период. В 2004 году его заслуги были отмечены государством, и в составе группы ведущих врачей ему была присуждена премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники за создание и широкое внедрение в медицинскую практику высокоэффективных имплантируемых конструкций из титана. В 2018 году компании присуждена почётная премия «Призвание» за вклад в развитие медицины, внесенный представителями фундаментальной науки и немедицинских профессий. В целом же у «КОНМЕТ» более 20 наград в сфере производства медицинских изделий.
Уровень конкуренция на современном рынке медицинских изделий, по словам, Надежды Морозовой, зависит от видов продукции. По некоторым - она невысока, поскольку на российском рынке в конкретной сфере работает всего два-три десятка компаний. Однако есть направления, по которым работает 100-150 компаний — там конкуренция очень высокая.
На сегодняшний день у компании 5 обособленных подразделений в российских городах — Хабаровске, Новосибирске, Краснодаре, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, а также 10 официальных дилеров.
За территорией России продукцию компании также реализуют дилеры. Выстраивая работу через посредников, предприятию очень важно найти надежных партнеров для сотрудничества за пределами России, и здесь, рассказала Надежда Морозова, компания воспользовалась сервисами портала Бизнес-Навигатор МСП — чтобы правильно оценить возможных партнеров и не промахнуться. «Мы пока еще изучаем сервисы этого портала, но тот, которым пользуемся сейчас, нам помогает. Если найдем на портале другие актуальные для нас сервисы, то мы с радостью воспользуемся ими в нашей работе», — добавила она.
Сейчас «КОНМЕТ» активно занимается расширением производства — идет реконструкция дополнительных площадей, приобретение нового оборудования. Сейчас компания планирует заняться развитием новых направлений и эти планы, скорее всего, будут осуществляться уже на новых площадях.