В финале всероссийского конкурса «Лидеры России» оказалось немало госслужащих, а некоторым, в частности директору департамента инвестиционных проектов Министерства по делам Северного Кавказа Сослану Абисалову, удалось даже занять первое место среди всех участников в своем федеральном округе. Жалоб на нечестное судейство не поступало, стало быть, российские чиновники оказались способны составить интеллектуальную конкуренцию представителям бизнеса и науки. Сослан Абисалов рассказал корреспонденту «Ленты.ру» о секрете своего успеха.
«Лента.ру»: В разных сферах еще с советских времен бытует выражение «работать некому — одни начальники кругом», а мы имеем дело с конкурсом, который призван помочь молодым и талантливым управленцам. Может, нам нужны не «Лидеры», а «Исполнители России»?
Абисалов: Никакого противоречия тут нет. В стране глобальная нехватка управленцев — людей, способных, во-первых, показать, как надо делать, или заменить исполнителя, а во-вторых, организовать все так, чтобы все работало и в их отсутствие.
Когда кругом начальники и работать некому — это и есть неумение организовывать процессы, то есть проявление слабости управленческого звена.
Хорошо. С чем связан управленческий кризис в России и когда он возник?
Стремительное развитие технологий в последние десятилетие, которое не думает прекращаться и сегодня, уничтожило прежние медлительные линейные подходы к управлению персоналом: со всеми этими изолированными кабинетами и общением через заваленные бумагами столы секретарш.
В наше время хороший начальник — это человек, который готов увеличивать зону своей ответственности за счет освоения еще чуждых ему вчера задач. Вот таких людей очень не хватает, а так-то понятно, что кабинеты начальников в стране не пустуют.
А если конкретизировать?
Сегодня цифровая экономика и технология блокчейна — это данность, с которой нужно работать, но людей, способных на это, у нас в России еще очень мало.
В регионах остро ощущается нехватка специалистов, способных руководить сложными проектами. Силами министерства мы пытаемся как-то изменить ситуацию: проводим семинары для местных управленческих команд и так далее. Проблема еще в том, что талантливых людей быстро переманивают из госсектора в бизнес большими зарплатами.
«Лидеры России» — это лекарство?
Глобальную проблему ежегодной «инъекцией» в 300 человек едва ли решишь. Более того, это история скорее не про профессиональные, а про личные лидерские качества и умение себя подать.
Но без крайностей! Меня, помню, предостерегали участники прошлогоднего состязания, что будет тяжело общаться в группах, что все замотивированы на победу и тянут одеяло на себя. Такого в моих командах не было.
Узнал множество хороших ребят. Недавно встречались с теми, кто в Москве. Люди абсолютно из разных сфер. Это, наверное, самое главное, что дает конкурс.
Сотня человек получит менторов, триста — грант, но зато тысячи неординарных людей получат новые знакомства с такими же, как они.
Однако обратить внимание на тех ребят, которые были недооценены ранее, конкурс тоже помогает.
Вы всегда хотели стать чиновником?
В детстве я несколько раз менял свои планы на будущее, но уже с позднего школьного возраста я интересовался сферой госуправления.
По образованию я математик, так что подход к этому делу у меня, характерный для технарей, то есть без жажды власти или привилегий.
Возможно, что по этой причине сразу же после того, как я пришел на госслужбу, в 2007 году, мне доверили работу с инвестициями.
Что изменилось в вашей сфере за 12 лет?
Я смотрю на это со стороны государства. 2008-й и 2009-й — были тучные годы с точки зрения бюджетных возможностей, потом ситуация изменилась, и в Северной Осетии, и в целом на территории всего Северного Кавказа. В 2010-х годах стали реализоваться более крупные проекты, такие как Олимпиада в Сочи, которые затрагивают множество секторов экономики. После 2014 года, как и по всей стране, произошли изменения, связанные с внешнеполитической ситуацией: импортозамещение и так далее.
Если говорить о нашей деятельности сейчас, то мы отвечаем за комплексное социально-экономическое развитие Кавказа. Здесь и туристический кластер, и сельское хозяйство, и промышленность. Заботимся о молодых курортах, таких как Архыз, например.
В чем главная задача вашего ведомства?
Создать условия для того, чтобы бизнесом у нас было заниматься удобно.
И получается? Чем вы конкретно помогаете предпринимателям?
У нас ежегодно на 15-20 процентов вырастает турпоток. Это один из важных показателей для оценки нашей работы. Помощь мы оказываем всестороннюю: финансовую, организационную, интеллектуальную. У министерства имеются свои финансовые ресурсы. Еще мы помогаем привлекать средства из программ отраслевых ведомств и вообще отовсюду, откуда можем.
То есть вы видите какое-то интересное частное начинание и стараетесь использовать все имеющиеся на рынке возможности для его развития?
Да, мы исходим из тех приоритетов, которые определили сами жители Северного Кавказа, учитывая особенности региона. Это в первую очередь сельское хозяйство и туризм. В этих сферах мы поддерживаем бизнес активнее, создаем особые экономические зоны.
А курортами в Чечне вы тоже занимаетесь?
Да, там создаются новые курорты, такие как Ведучи. О нем уже достаточно много говорят в СМИ. Лучше скажу, что сейчас пока мало озвучивается в прессе: у нас большие планы по развитию туризма на Каспийском море.
Какие?
Только что я вернулся из Астрахани, где проходило большое мероприятие по теме организации морского туризма. Тема очень перспективная.
Круизный туризм активно развивается во всем мире, а у нас пока не очень. Был период запустения. Теперь что-то возрождается, но пока есть серьезная преграда в виде устаревшего круизного флота. Думаем над ее устранением.
С туризмом ясно. Отдых на Кавказе в особой рекламе не нуждается. А новый проект в промышленной сфере можете привести в пример?
В Кабардино-Балкарии реализуется большой проект по возрождению разработки вольфрам-молибденового месторождения. Это добыча стратегически важного металла для страны, который во всех твердых сплавах используется, в том числе в оборонной промышленности.
Сейчас проект перешел в активную фазу. С помощью конкурса определился недропользователь.
Как с таким большим и беспокойным хозяйством вы нашли время на участие в конкурсе «Лидеры России»? Почему решили участвовать?
Первый этап был заочный. Я почти уверен, что если бы нужно было сразу куда-то ехать, то я бы на это не пошел. А так садился за задания после работы.
Потом конкурс стал меня затягивать. Когда прошел первый, второй, третий этапы уже тяжело стало остановиться. Потраченные усилия тебя уже по-хорошему держат. К тому же мы участвуем вдвоем с супругой и оба прошли в финал.
Многие рассматривают конкурс как способ построения карьеры. У вас с этим, похоже, проблем нет?
Не мой случай, да. С работой и задачами на ближайшее время все в порядке. Для меня это возможность испытать себя и получить образование с помощью гранта, а еще пообщаться, поучиться у заслуженных людей — наставников. В будущем, возможно, это отразится и на карьере.
Кроме того, я работаю в сфере инвестиций, а это предполагает постоянный поиск, расширение кругозора. Нам нельзя застаиваться в чем-то одном, упираться в одну точку.
А какое образование вы бы хотели получить, пользуясь победой в конкурсе?
Пройти программу, связанную с обучением по ведению современного бизнеса. Госуправлению я уже на работе научился. Пока не загружаю себя мечтами. Сейчас меня ведет спортивный интерес.
Как вы готовитесь к финалу?
За месяц, думаю, ничего существенно сделать с собой не получится. Умнее, по крайней мере, не станешь. Я активно занимаюсь своей обычной работой.
Не боитесь проиграть на глазах у подчиненных, да и всей страны?
Проиграть я не боюсь. Я думаю, что это не оценка моих профессиональных качеств.
Соперники у вас попались серьезные? Как вам удалось занять первое место по федеральному округу?
Большая часть вопросов, которые мне попались в полуфинале, хорошо мне знакома по работе. Единственное, в чем возникла сложность, так это в общении с теми, с кем я попал за один стол.
Почему?
Порой было тяжело доносить мысли, объяснять вещи, которые мне представляются само собой разумеющимися.
Все равно ведь получилось лучше, чем у многих.
Наше министерство ведь не отраслевое, а территориальное, и мне по работе приходится общаться со специалистами из самых разных сфер. Речь идет о больших деньгах. Здесь нельзя себе позволить доверять вслепую и не вникать в детали работы тех или иных предприятий. Отсюда и постоянное расширение кругозора, углубление знаний в самых разных областях.
Нужно и хорошее базовое образование. Детство за книгами провели?
У нас на Кавказе так не получится, чтобы ребенок только за книжками сидел... И футбол, и занятия борьбой были. Чтобы быть умным, книг хватит, но лидеру нужно иметь решительность и стойкость, которые прививаются спортом.
Конкурс «Лидеры России» — это главный проект платформы «Россия — страна возможностей». Целью его создания называют развитие социальных лифтов для активных граждан. Впервые состязание проводилось в прошлом году. В марте нынешнего определился 31 финалист второго сезона, заявку на участие в котором подавали более 227 тысяч человек. В этом году обязательным условием для допуска к финалу стало выполнение социально ориентированного проекта. Поддержку «Лидерам России» оказывает президент Владимир Путин. «Это процесс взросления государственного аппарата, работы с ним, — отметил глава государства на большой пресс-конференции в декабре 2018 года. — Мы сейчас стараемся это делать, видите, проводим различные конкурсы среди молодых, "Лидеры России" у нас проводится конкурс кадровый… Из этой когорты уже, по-моему, человек двенадцать или пятнадцать стали губернаторами, два министра федеральных, пять или шесть заместителей министров».