Франчайзинг не ассоциируется с таким бизнесом, от которого можно ожидать настоящего прорыва. Казалось бы, в таком способе ведения дел все давным-давно устоялось — и каждый франчайзи заведомо знает, на какую долю «общего пирога» он в принципе может рассчитывать. Однако каждый бизнес уникален. А там, где емкость рынка еще очень значительна, да и сам он пока уникален, возможны настоящие чудеса. О том, как сделать правильный выбор, — в материале «Ленты.ру».
Мода на барбершопы, или мужские парикмахерские, появилась не так давно, однако успела укорениться среди российских мужчин. Главное новшество, отличающее барберинг от классических парикмахерских, заключается в том, что барбершопы позиционируются скорее как некие мужские клубы, где можно встретится с друзьями, от души поговорить и даже посмотреть футбол. Но это только видимая сторона дела. Суть новшества — в совершенно ином качестве услуг, о котором мужчины еще недавно и мечтать не могли, — казалось, что в смысле оказания парикмахерских услуг они, в отличие от женщин, совершенно неприхотливы.
До сих пор мало кто знает, что современный российский барберинг, по крайней мере в том виде, о котором сейчас принято говорить о барберинге в профессиональной среде адаптировала для отечественного рынка одна из ведущих сетей барбершопов в мире — TOPGUN, основанная туляком Алексеем Локонцевым, которая работает как франшиза. «Все, как правило, открывают обычные салоны красоты вроде наших "Светлана" или "У Юли". И называют их барбершопами. Там все называется барбершопами. Поэтому все думают, что рынок занят. А вот качественного сервиса нет», — рассказывает о хитростях своего подхода к бизнесу Алексей Локонцев.
«Самый прикол, что всем кажется, что уже идет перенасыщение барбершопами, и когда я называю такие дикие цифры, как 3000 барбершопов в Москве, все говорят: "Локонцев — дурак", — говорит Локонцев о том, что на самом деле не все обстоит так, как может показаться. — Но я смотрю в глубь бизнеса. Все думают, что рынок уже занят. Ребята, сегодня только три процента мужиков из всего количества стригутся в барбершопах. А вообще стригутся все 100!»
Секрет успеха Локонцева в том, что отличает любую серьезную франчайзинговую сеть. Информационное обеспечение — общий для сети сайт, организованное обучение — потрясающая академия, а также дополнительные продуктовые линейки парфюмерии и инструментов и, конечно, жесткие стандарты обслуживания.
Вот почему TOPGUN пытается завоевать Запад. Оказывается, там «есть рынок, но нет сервиса»: «Там нет программы записи, нет удобного места для ожидания. Там с клиента сдувают волосы, и они на тебя попадают — и это норма. У них это уже столетия так, и для них в порядке вещей — живая очередь, 15 минут стрижки — и все. Я приду туда с качеством TOPGUN, и мы их всех победим по сервису».
Иван Овчинников — владелец барбершопа в Красногорске Московской области тоже родом из Тулы. Однако то, что он теперь франчайзи Алексея Локонцева, — не более чем совпадение. Ивану 32 года, и несколько лет назад он решил: Тула стала тесна для него, надо переезжать в Москву. Обосновавшись в столице, стал искать приложение своим силам и остановился на TOPGUN: «Эта компания оказалась лучше всего упакована, у нее самые высокие темпы роста и развития, — подчеркивает Иван. — Именно она и сформировала нынешний рынок этого бизнеса, что очень важно».
Ну, а скорее его привлек девиз развития бизнеса Локонцева: «Подсмотрите у других и сделайте свой продукт лучше». Надо сказать, что когда в 2014 году Алексей Локонцев открывал в Туле свой первый барбершоп, он хотел купить франшизу у москвичей, но сделка не состоялась. Вот тогда-то Алексей решил, что сможет создать проект самостоятельно, только заведомо лучше.
«Я вышел на Алексея. Мы обо всем договорились, и я стал искать помещение в аренду. Воспользовался сразу бизнес-навигатором МСП, — вспоминает Иван. — Локация для этого бизнеса — один из ключевых факторов. Нужно, чтобы совпали следующие показатели: огромное количество жителей в конкретном районе, отличная транспортная доступность и проходимость потоков. Выбор пал на Красногорск. По сути, это бизнес-навигатор МСП просто сказал мне, где будет располагаться мой бизнес».
Второй важный фактор — цена аренды. «Я же только начинал бизнес в столичном мегаполисе. Денег у меня было мало. И я понимал, что это точно не будет центр Москвы. Поэтому и задал бизнес-навигатору МСП соответствующую задачу, — вспоминает Иван Овчинников. — По ценникам на аренду разница между Москвой и Московской областью огромна. Если в Москве она от 150 тысяч за метр и выше — до заоблачных высот, то в Красногорске можно найти помещение и до 100 тысяч. Это меня устроило, так как я знал, что буду "брать клиента" качеством обслуживания. Поэтому найденное бизнес-навигатором МСП помещение в Красногорске для меня, новичка в этой нише, — то, что нужно. Ведь важно начать с небольших расходов».
«Уровень мастерства должен быть в нашем бизнесе очень высоким. Потому что стоимость обслуживания высокая, и клиент вправе рассчитывать на самый отличный сервис, — говорит Иван Овчинников. — Где я взял четырех прекрасных ребят, которые у меня сейчас работают? Просто тупо "схантил" у конкурентов. Благо в TOPGUN есть специальная академия мастерства, куда я их и направил. Практически любой хороший мастер из парикмахерских экономкласса превращается там в виртуоза. С другой стороны, чтобы работать у нас, уровня хорошего мастера обычных салонов недостаточно. Надо быть круче!»
Иван Овчинников убедился: не место красит человека, а человек место. Или, если перефразировать, отношение людей к делу и определяет успех всего предприятия. В Красногорск стали ездить клиенты из Москвы. «Не знаю, герои они или нет, но факт остается фактом», — иронизирует Иван.
Иван постоянно занят совершенствованием своего бизнеса. «Стоять на месте нельзя, — уверен он. — Тем более что TOPGUN — очень инновационная компания: использование новых технологий во всем, что хоть как-то касается улучшения обслуживания клиента — наш приоритет. Например, мы ввели возможность использования QR-кода для оплаты услуг. Почему-то их никто еще не внедряет. Но я-то уже знаю — скоро все салоны перейдут на нее».
Теперь Иван Овчинников зарабатывает, скажем так, — немало: «В Туле это просто невозможно, к сожалению». Но все деньги он вкладывает в собственное развитие. «Я пошел за лидером. Но никто и ничто не мешает мне самому этим лидером стать, — убежден Иван. — Понимаете, TOPGUN — это большая семья, а лучше сказать — банда, а по-правильному — экосистема. Внутри нее очень много проектов. То есть я вижу для себя развитие внутри этой системы. В этой системе у меня есть возможность расти внутри и вместе с такими замечательными людьми перенимать самый передовой жизненный опыт».
Иван собирается расширяться. В его планах — для начала открыть несколько точек в Московской области, благо опыт есть. «А потом я двину дальше, буду завоевывать мир», — делится своими планами Иван Овчинников.