Грузия — это не только Тбилиси и Батуми. Грузия — это не только вино, хачапури и хинкали. Грузия — это еще и горные деревни, снежные склоны и активный отдых. В стране с таким ландшафтом было бы просто грешно не создать какой-нибудь горнолыжный курорт. Самый популярный из них сейчас — Гудаури, расположенный на высоте 2196 метров. Корреспондент «Ленты.ру» впервые оказался в горах и впервые встал на сноуборд, попытался найти вдохновение, но все равно наткнулся на хачапури и вино.
Из Тбилиси пушкинские «холмы Грузии» кажутся далекими, скрывшимися за облаками и не особо приветливыми. Не видно спрятавшихся самобытных деревушек, не видно снега, шапками осевшего на вершинах, не видно в общем-то ничего — так бывает, когда находишься в низине: Тбилиси расположен в котловине и окружен холмами. Живописный вид на него открывается, если подняться повыше, а из центра видны только исторические постройки да дороги.
Впрочем, шарма столице хватает настолько, что очаровать она успевает даже за пару часов пребывания. В начале марта здесь можно спокойно сидеть на террасе с бутылкой саперави и не думать вообще ни о чем, только слушать пение местных мужичков о девушке-грузинке, страстно и безрассудно полюбившей кого-то. Русского, кажется.
О Тбилиси как-то стыдно упоминать вскользь, но вдоволь насладиться общением с городом возможности не было — горы звали наверх. В 120 километрах от столицы раскинулся Гудаури — место на южном склоне Большого Кавказского хребта. Два часа по серпантину на Volkswagen Multivan, уверенный подъем на высоту 2196 метров — и вот они, горы, горы, горы. Только они, и ничего больше.
Гудаури из-за своего удачного расположения был освоен под горнолыжный курорт. В «Википедии» даже есть статья о селе Гудаури, но на деле найти его оказалось невозможно: вся местность застроена отелями, ресторанами, подъемниками и пунктами проката. Впрочем, есть вероятность, что искать нужно было чуть лучше.
Гудаури считается самым популярным курортом Грузии — о нем знают как сами грузины, так и иностранцы. Они рассказывали, что горнолыжный отдых здесь значительно дешевле, чем в Европе, а по качеству он едва ли уступит. Ну, лично судить трудно, ведь я именно здесь впервые встал на сноуборд, то есть и в горах побывал тоже впервые. Так что общее состояние можно описать одним словом — восторг. Но оно жутко необъективное.
Ладно, давайте пройдемся по фактам. Говорить о гостеприимстве грузин не будем, как и о богатых застольях — об этом знают все, и стереотип этот подтвердится обязательно, если вы попадете в Грузию. Готовьтесь поглаживать округлившиеся животики.
Для сноубордистов и горнолыжников, которые любят кататься по девственному снегу, Гудаури — место чуть ли не идеальное. Фанаты фрирайда рассказывали, что в Гудаури мало того, что удобно, так еще и безопасно: на многочисленных пригодных склонах практически не бывает лавин. Грузин Лука, инструктор по сноуборду, указывал на одну из гор и со слабо скрываемым удовольствием вспоминал, как катался там, по пояс в снегу, после шестичасового подъема, окруженный горами, облаками и свободой. А еще он же рассказывал, как выращивал травку в своей комнате, а когда плантацию нашла дорогая мама, пришлось врать: «Это чайная роза». И она поверила!
Но это лирика. Катание в облаках — вообще потрясающая вещь. В Гудаури обычно не ветрено, хотя бывают дни, когда потоки воздуха начинают гонять облака от склона к склону. Выходит, что поднявшись наверх, ты рискуешь на пару минут погрузиться в сплошное молоко: на расстоянии полутора-двух метров не видно абсолютно ничего. Пара вздохов наслаждения с закрытыми глазами, и вот через веки уже сочатся солнечные лучи. Облака ушли. Впереди — бесконечная трасса.
Общая протяженность трасс в Гудаури — около 50 километров. Примерно 80 процентов из них — для любителей, остальные — для профессионалов. Трассы разделены по уровням сложности, но часто бывает так, что условная зеленая (для новичков) может плавно перейти в красную (для продвинутых). Впрочем, ширина позволяет ехать в своем темпе и не бояться, что тебе в спину прилетит какой-нибудь сумасшедший райдер.
Кататься можно целый день и даже ночью — один из подъемников работает до 22:00 — и забыть при этом, что спустя несколько часов все тело будет болеть. Хотя оно того явно стоит. Забываешь даже, что на улице минус 10 градусов — под солнцем, которое реально греет, температура кажется плюсовой, о том же говорит и промокшая насквозь одежда. Не из-за снега, если что.
Около подъемников, где, как правило, расположены ресторанчики и кресла-подушки, всегда пахнет какой-то выпечкой и глинтвейном, все радуются, смеются, катаются сами и учат тех, кто на лыжи/сноуборд встал впервые. Атмосфера всеобщего удовольствия заражает. Остается только расслабиться и погрузиться в нее.
Ну, а вечером… План такой:
Вы приходите в ресторан. Просите посоветовать что-нибудь из еды и вина. Официант обязательно выберет не самое дорогое, а самое вкусное. Принесет не очень оперативно. Тысячу раз извинится. Размер порции компенсирует время на ожидание. Вы, уже сытый и довольный, потягиваете вино из бокала, наблюдая за тем, как солнце заходит за горы.
Ох уж эти грузинские вечера...
Сервис в горах Грузии, да и на равнине тоже, удивителен в своей неоднозначности. Коллеги-девушки подмечали, что официантами здесь работают исключительные красавчики, и это, уж простите, правда. Красавчики не только внешне: они предельно вежливы, отзывчивы, готовы посоветовать, дать продегустировать, ответить на вопросы — и так далее из этой цепочки. Вот только торопиться они не будут. Извинятся, расскажут о своих переживаниях, заставят злиться, но еду нести будут долго. А в конце все так же с извинениями сделают комплимент и подадут на стол какой-нибудь грузинский десерт в качестве комплимента. И все, ты уже забыл о том, как долго ждал свои хинкали, — ты начинаешь таять от вежливости и вкуса.
Забавно, что официанты, которые никуда не торопятся, и посетителей не гонят. Ресторан в отеле в Гудаури, если верить вывеске на входе, работал до полуночи, но ежедневно там задерживались постояльцы, которых все так же заботливо обслуживали. А в один из дней ровно в полночь сотрудники по договоренности с одной девушкой включили громкую музыку и начали поздравлять ее молодого человека с днем рождения. Через пару минут у стола именинника собрались чуть ли не все гости ресторана.
Да, будьте готовы к тому, что какой-нибудь молодой грузин на просьбу на русском языке ответит I don’t speak russian. Это нормально: по статистике, все меньше молодого населения страны говорит на русском, зато вполне неплохо понимает по-английски. Впрочем, русскоязычного официанта или инструктора тоже всегда можно найти.
Отношения к россиянам это не меняет. Оно такое же, как и ко всем: вежливое, уважительное, если нужно — по-братски заботливое. Официантам в ресторанах всегда хочется оставлять чаевые, даже несмотря на счет. В Гудаури, например, хороший плотный ужин на одного человека в среднем стоит 30-40 лари — это примерно 750-1000 рублей. Но на эти деньги вы, скорее всего, получите отличное блюдо, которого будет очень много.
Вида самих гор, окружающих Гудаури, уже достаточного для полноценного эстетического и эмоционального насыщения, но желающих найти здесь что-то еще ждет разочарование. Кроме того, можно проехать в одну из горных деревень, посмотреть быт и храмы, прокатиться по горной дороге на старом джипе и на адаптированном «Буране» — по снегу. Никто не знает местность лучше взрослых грузин, и за несколько лари они не только прокатят, но и расскажут парочку историй о себе и научат жизни.
В полутора часах езды от Гудаури, у подножия Казбека есть Троицкая церковь, построенная в XIV веке. Ее стоит посмотреть даже самым убежденным атеистам. Продуваемый всеми ветрами мира, этот храм гордо стоит у обрыва на высоте 2170 метров. Добраться до него из деревни Гергети помогут те самые мужики-грузины, а дальше можно действовать по своему плану.
Примерно треть населения Грузии живет в Тбилиси, но сама жизнь сосредоточена не только в столице. За четыре дня в этой стране удалось понять и почувствовать не очень многое, но пару-тройку выводов сделать все же получилось.
Вывод первый: в какой бы стороне Грузии ты ни оказался, тебе всегда будет что посмотреть.
Вывод второй: в какой бы стороне Грузии ты ни оказался, тебе будет с кем пообщаться.
Вывод третий: в какой бы стороне Грузии ты ни оказался, тебя обязательно накормят.
Такая она — вроде бы маленькая, но во всех смыслах широкая страна.