Путешествия
00:06, 21 марта 2019

«Опять ешь? Понимаю!» Алкоголь по 400 долларов, разбитые каюты и обжорство. Что ждет россиян в круизе по Карибам

Марина Крынжина
Фото: Blend RF / Colin Anderson / Diomedia

Круиз на огромном и роскошном корабле по загадочным островам всегда теплого Карибского моря — что может быть лучше? Особенно, когда это твое свадебное путешествие. Преподавательница из Москвы Марина Крынжина рассказала «Ленте.ру» о всех прелестях и недостатках медового месяца на океанском лайнере.

Мечта останется мечтой

Мы живем в такое прекрасное и счастливое время, когда отдохнуть за границей могут многие. Поэтому свадебное путешествие, в отличие от плановой отпускной поездки, должно обязательно быть каким-то особенным. Еще задолго до заветного «да» и даже до встречи будущего мужа я решила, что в свое свадебное путешествие отправлюсь на Арубу. Идея эта зародилась лет десять назад, когда папа переписывался со своей одноклассницей в Facebook. Одноклассница была не простая: почти сразу после школы переехала в Штаты и обосновалась в Нью-Йорке. Папа спросил ее, как дела, а она ответила, что только вернулась с Арубы. Папа спрашивал на русском, она писала на английском, поэтому ее замысловатые ответы переводила папе я.

«Что такое Аруба и как она влияет на дела?» — озадачились мы и начали искать объяснение в интернете. С тех пор я знала об Арубе три основные вещи: во-первых, это остров в Карибском море, во-вторых, он находится настолько далеко, что русские там обычно не отдыхают, и в-третьих, «Аа-рууу-баа» звучит загадочно и маняще. Впоследствии я выяснила, что отдохнуть на маленькой Арубе мечтают все американцы (почти так же, как русские на Лазурном берегу), и ответ папиной одноклассницы заиграл совершенно другими смысловыми красками. Жаль, что мы оказались неподходящими собеседниками и не смогли его по достоинству оценить.

Когда наконец пришло время достать мечту с полки и стряхнуть с нее пыль, выяснилось, что Аруба — всего лишь один из 62 островов Карибского региона, к тому же самый западный и расположенный у берегов Венесуэлы. Выяснилось и то, что все острова Вест-Индии (West Indies, или «Западные Индии», — историческое название островов Карибского моря с тех пор, как первые европейские мореплаватели ошибочно решили, что они попали в Индию), не считая Багамских островов, делятся на две категории: Большие Антильские острова и Малые.

К Большим Антилам относят четыре самых больших по площади острова региона: Кубу, Ямайку, Гаити (в придачу с Доминиканой) и Пуэрто-Рико. Малые же Антилы настолько малы, что некоторые из них за день можно обойти пешком вдоль и поперек. Поэтому, если уж решили лететь так далеко, то стоит захватить не только Арубу, но и соседние острова, подумала я и позвонила в агентство с просьбой подобрать соответствующий запросу тур.

Если у вас нет яхты, то лучшее средство передвижения в Карибском море — круизный лайнер, радостно объявила по телефону сотрудница агентства. Узнав, что у нас есть американские визы, девушка обрадовалась еще больше. Дело в том, что многие острова региона, за исключением независимых государств, являются исторически зависимыми территориями, их до сих пор делят между собой Великобритания, Венесуэла, Нидерланды, США и Франция. Принадлежность той или иной стране определяет не только законодательство, но и условия въезда на территорию острова.

Еще один немаловажный нюанс — подавляющее большинство круизов по Карибским островам отправляются в основном из Штатов, а именно из Майами и Форт-Лодердейла. Поэтому наличие американской визы развязывало нам руки в выборе наиболее интересного и оптимального маршрута. Несмотря на многообразие вариантов, круг подходящих лайнеров стал стремительно сужаться. Оказалось, что на выбранные даты есть только один круиз из Майами в сторону заветной Арубы, но по итогам поездки мы бы смогли увидеть только три острова, не считая дня отплытия и дня прибытия в Майами, а четыре дня из девяти предстояло провести в море.

Нам, людям, которые ни разу в жизни не путешествовали на лайнере, такая формулировка показалась даже пугающей. Представляешь сразу, как дрейфуешь в шлюпке где-то посреди океана и тебя неистово укачивает, а где-то рядом тонет Джек и замерзает на обломках «Титаника» его Роза (добивает разыгравшееся воображение). И что вообще можно делать на корабле четыре дня, вне суши, мы плохо понимали. Кроме того, девушка изначально настаивала, что Аруба и в целом Южные Карибы не самые интересные с точки зрения активного туриста острова, и настойчиво предлагала рассмотреть Восточные Карибы.

Программа отправлявшегося в тот же день из Пуэрто-Рико недельного круиза от компании Royal Caribbean International обещала, что каждый день мы будем просыпаться на новом острове, при этом стоимость круиза была значительно ниже, видимо, за счет близкого расположения островов. Взвесив все за и против, мы коллегиально решили, что Аруба подождет, и стали выбирать каюту.

Ликбез по особенностям круизного отдыха был короткий. Каюты делятся на четыре типа — пещера без окна, келья с окном, каюта с балконом и сюит. Девушка на проводе в очередной раз проявила чудеса адекватности, предложив даже не рассматривать заоблачные цены на сюиты, ведь «вы молодые, будете в каюте только спать».

Если бюджет позволяет, то лучше выбирать каюту с балконом. Как оказалось, ни с чем не сравнить ощущение, когда просыпаешься и, как первооткрыватель, выходишь на балкон, чтобы окинуть взглядом очередной остров, в порту которого причалил сегодня твой корабль. Ни дать ни взять Христофор Колумб. Есть еще одна особенность, которую стоит учесть: цены на каюты, расположенные ближе к лифту, выше, но при этом по содержанию номера одной категории ничем друг от друга не отличаются.
 
# Коварный дождь, который чуть не испортил отдых

«Поздравляю, ваша каюта номер 66!» — радостно сообщила туроператор и пожелала счастливого путешествия, уточнив, что перед отплытием необходимо заранее распечатать круизные документы, багажные бирки и очень внимательно прочитать памятку для круизных пассажиров. Осваивали ценную информацию мы уже в день Х, на борту рейса Майами — Сан-Хуан, о чем впоследствии сильно жалели. Первый абзац памятки, напечатанный жирным шрифтом, гласил: «Внимание! Лайнер опоздавших не ждет! Просьба прибывать в порт за 4 часа до отправления!»

Во втором абзаце неопытному мореплавателю советовали пройти онлайн-регистрацию для облегчения процедуры таможенного контроля, но не позднее, чем за 3 дня до отплытия. Мы с мужем читали памятку, нервно поеживаясь в сиденьях самолета. По плану мы должны были прилететь в Пуэрто-Рико в два часа дня, но за пять минут до вылета в Майами неожиданно начался дождь, который почти сразу превратился в ливень.

Рейс задерживали на неопределенный срок. Шел час, второй, третий. Ливень не прекращался, стюардессы разносили воду и ничего не обещали. Пожилой американец рядом сдержанно констатировал, что опоздал на стыковочный рейс, вынужден остаться на ночь в Сан-Хуане и перенести все запланированные бизнес-встречи: «Элен, зарезервируй мне номер в пятизвездочном отеле. Такой, чтобы он был рядом с аэропортом и имел собственный пляж, — попросил он секретаршу по телефону, а потом повернулся ко мне и, улыбнувшись, сказал, — раз я вынужден задержаться в этом городе не по своей воле, то хотя бы поплаваю в океане».

Глядя в окно на безжалостную стихию, мы ясно осознали, почему многие туристы опасаются отдыхать в этом регионе в сезон карибских ураганов, особенно в его пик, который приходится на август-октябрь. Нельзя назвать нас безответственными путешественниками: покупая тур, мы поинтересовались, какова вероятность попасть в капкан урагана уровня «Катрина» в это время года. Девушка успокоила. Вероятность плохой погоды есть, но на круизном лайнере вы ее не почувствуете: если поменяется ветер, капитан просто изменит маршрут.

В связи с этим стоимость карибских круизов не зависит от времени года: на корабле всегда сезон. Чего не скажешь о самолетах, которые гораздо более зависимы от природы, что, как оказалось, при планировании маршрута стоит учитывать. К счастью, спустя четыре часа ливень так же внезапно прекратился, и уже в 6 вечера мы приземлились в Сан-Хуане. До закрытия регистрации оставался час, поэтому уставшие и голодные (на рейсах American Airlines кормят только снеками и орешками, причем за дополнительную плату), мы сразу отправились в порт.

Судно под названием Freedom of the Seas («Свобода морей») принимало на борт своих пассажиров. 4000 счастливых путешественников уже вовсю расползались по своим каютам, откупоривая предусмотрительно пронесенное на корабль и дозволенное регламентом шампанское. Как мы узнали из памятки, с собой на борт в первый день путешествия можно пронести только две бутылки некрепкого алкоголя: вина или шампанского.

Причем пытаться обхитрить таможню и пронести запрещенку на борт в виде средства для снятия макияжа в дорожной косметичке — бесполезно. Бдительные сотрудники вскрывают все подозрительные баночки, конфискуют «перевес», присваивают ему номер каюты и, что удивительно, не выбрасывают, а хранят вплоть до завершения путешествия.

Примечательно, что даже купленный во время круиза на островах сувенирный алкоголь тоже конфискуют. Может показаться, что такой строгий регламент придуман для того, чтобы путешественник не спился, но все гораздо прозаичнее. Дело в том, что в стоимость круиза входит проживание в каюте, питание и безалкогольные напитки. За желание на радостях напиться приходится платить, причем ценник весьма весомый. 15-20 долларов — средняя стоимость бокала вина, коктейля или 50 граммов крепкого алкоголя, поэтому на борту распространена система всевозможных пакетов и скидок, которые сотрудники экипажа навязчиво предлагают пассажирам в день отплытия.

Так, один пакет алкоголя по системе «все включено» стоит 400 долларов, но хитрость в том, что приобрести его необходимо сразу всем обитателям каюты. Причем в эти суммы не входят 15-20 процентов чаевых, которые на борту лайнера американской круизной компании, состоящего преимущественно из американцев (а точнее афроамериканцев), «обязательно приветствуются».

Нетяжелый люкс

Помимо благодарности обслуживающему персоналу, которую можно оставлять наличными либо вписывать в чек, в памятке туриста предусмотрительно указано, что чаевые «во всем мире — это норма», поэтому не стоит удивляться, когда в конце круиза вам выставят дополнительный чек из расчета 14,5 доллара с человека за ночь (равно 200 долларов за двоих на неделю). Оспорить или отказаться оплачивать чаевые нельзя, из них складывается зарплата экипажа (свыше 1500 человек на корабле), поэтому все сотрудники крайне приветливы и дружелюбны.

Зная об этом, представьте наше удивление и возмущение, когда, все еще уставшие и голодные, вынужденно пропустившие свой ужин (вечерняя трапеза происходит в торжественной обстановке в ресторане в два потока по выбору туриста — в 18:00 и 20:00), мы зашли в свою каюту и обнаружили на полках чьи-то забытые драгоценности и початый пластиковый стакан игристого. Кроме того, избалованные современными отелями и обнадеженные своими необоснованно завышенными ожиданиями, мы устало и безрадостно отметили, что роскошью в каюте не пахнет. Позже нам объяснили, что при выборе круиза стоит обращать внимание не только на маршрут, но и на «звездность» корабля, на котором предстоит отправиться в путешествие.

Например, с 2018 года самым современным, технологичным и большим круизным лайнером в мире является Symphony of the Seas (также принадлежащий Royal Caribbean), на борту которого кроме стандартных развлечений есть, только вдумайтесь, лазертаг, крытый каток, двухпалубный акватеатр, 25-метровый зиплайн, невероятных размеров горка высотой десять этажей, предназначенная для быстрого спуска с шестнадцатой палубы на шестую, и даже бионический бар, где обычных официантов заменили специальные роботы, которые, как бармен-андроид из фильма «Пассажиры», могут приготовить коктейли любого уровня сложности.

Забегая вперед, скажу, что хотя вышеперечисленных аттракционов на нашем лайнере не было, а дизайн каюты оказался слегка устаревшим (судно было построено в 2006 году), освоить всю программу развлечений и увеселительных мероприятий, ежедневно организуемых на борту, мы так и не смогли. Обескураженные обнаруженными находками, мы решили урегулировать вопрос мирным путем. Обратились на стойку информации и попросили поменять номер. Оказалось, что свободных кают той же категории нет (бронировать путешествие на лайнере опытные туристы начинают сильно заранее — за два и даже три года), поэтому сотрудник, отвечающий за уборку, извинился и предложил вынести лишние предметы из каюты.

После долгого и утомительного дня настроение было безнадежно испорченным, особенно у меня, потому что день клонился к закату, а мой день рождения (а именно в мой день рождения круиз отправлялся в дальнее плавание) мы еще и не начали отмечать. И даже праздничных лебедей из полотенец, которые полагаются молодоженам в медовый месяц, нам никто заботливо не свернул. Поэтому такое решение вопроса показалось нам неудовлетворительным. Пригласив менеджера, муж эмоционально поведал о злоключениях нашего дня, попросив девушку как минимум проконтролировать, чтобы драгоценности, оставленные предыдущими постояльцами, были переданы на хранение, а не присвоены кем-то из персонала.

Микаэла в мужской униформе, попросившая называть ее просто Мик, продемонстрировала свой стальной стержень в решении сложных вопросов: пообещала, что каюту тщательно продезинфицируют еще раз, пока мы будем ужинать, а испорченное первое впечатление от первого в нашей жизни круиза компания обязательно загладит — бесплатной трапезой в лучшем ресторане лайнера.

Расслабься и получай удовольствие

Ужин в итальянском ресторане на верхней палубе корабля по атмосфере и уровню обслуживания напомнивший, скорее, московский «Пушкинъ», стал приятным бонусом, но совсем не обязательным. Дело в том, что кормят путешественников на бортах Royal Caribbean воистину на убой. Помимо стандартного ужина (если можно так назвать ужин, в меню которого через день включают омаров) пассажиры нашего лайнера могли неограниченно в течение всего дня пользоваться услугами шведского стола, набор блюд которого на завтрак, ланч и обед неизменно отличался.

Для любителей фастфуда на корабле с утра до поздней ночи работали несколько маленьких кафе, в которых (бесплатно, неограниченно, безостановочно) можно было съесть пиццу, сэндвичи, разные тапасы и другие снеки в ожидании ужина. Стоит ли говорить, что перед таким безлимитным обжорством трудно устоять, поэтому уже на родине мне понадобилось по меньшей мере месяца два, чтобы восстановить сбитый круглосуточным чревоугодием режим питания.

Пока мы разбирались с каютой, опытные мореплаватели уже вовсю сновали по палубам лайнера с пиццей в одной руке и программой дня в другой. Сruise Compass — полноценная ежедневная газета формата А4, с подробным указанием места, времени и содержания проводимых мероприятий на борту, доступной экскурсионной программы на суше, а также общими сведениями о порте захода и рекомендациями по выбору одежды, была призвана сориентировать путешественника во всех доступных ему развлечениях.

Содержались в газете и рекомендации по вечернему дресс-коду на корабле. И хотя туроператор уверяла нас, что современные круизы крайне демократичны и парадную одежду с собой можно не брать, на нашем лайнере дресс-код ежедневно соблюдали почти все пассажиры. В вечер торжественного ужина с капитаном мой муж сокрушался, что не взял с собой в поездку смокинг, который обязывает официальный Black Tie, или хотя бы пиджак.

И дело не в том, что в неподобающей одежде вас не пустят в ресторан, куда иной раз мы ходили даже в шортах, не успев переодеться, а в том, что все эти дополнительные нюансы обретают в этом замкнутом пространстве условия игры, в которой нет и не может быть победителей, но в которой по мере эмоционального расслабления очень хочется участвовать.

Расслабиться и получать удовольствие от происходящего — вот, пожалуй, главная задача российского туриста на подобном лайнере. Учитывая, что большинство пассажиров — американцы, не удивляйтесь, если в лифте незнакомый человек вам внезапно скажет, какие классные у вас босоножки, а встретив в коридоре с тарелкой пиццы, посмеется и громко вдогонку крикнет: «Опять ешь? Понимаю!» По скованности, зажатости и неумению вести светскую беседу, так называемый small talk, в очереди за сэндвичем русским равны разве что китайцы.

Возможно, именно поэтому нам не дано понять, как американцы могут искренно радоваться там, где русский почувствовал бы себя униженным и оскорбленным. Молодожены из Теннеси за ужином искренне жалели, что нам с мужем не удалось принять участие в игре, цель которой была наперегонки принести как можно больше странных личных вещей ведущему. В это же время в другом зале корабля залили каток и показывали ледовый спектакль с участием русских фигуристов, который мы не могли пропустить.

«Представляете, он объявил в микрофон: "Принесите дырявый носок". И тут я вспомнила, что Джошуа сегодня как раз такой надел, я закричала: "Снимай скорее!" И мы выиграли!» — с восторгом и взахлеб рассказывала нам жена Джошуа, который, в свою очередь, был не менее счастлив.

К подобным массовым увеселительным играм, которые в программе фигурировали ежедневно и пользовались бешеным спросом, мы были ни идейно, ни морально не готовы. Но благодаря внимательному менеджеру Мику, которая, покидая нас в день знакомства, на прощание сказала «ребята, я о вас позабочусь», нам все-таки удалось расслабиться. Очевидно, тронутая нашими мытарствами, она решила принести персональные извинения, поэтому на следующий день в номере мы нашли не только павлина из полотенца, но и шампанское в ведерке.

Каково же было наше удивление, когда на второй день плавания мы обнаружили в каюте еще одну бутылку, хотя плавающая рядом предыдущая была пуста лишь наполовину. На третий день туалетный столик был от края до края заставлен ведерками. Раскупорив третью бутылку, которая оказалась самым настоящим Moet & Chandon, мы растаяли окончательно, позвонили менеджеру и попросили больше не спаивать нас.

Благодаря Мику мы вполне освоились. Совершали вечерние променады от бара к бару, слушали живую музыку, джаз, фолк, общались с музыкантами, пили на брудершафт с барменами, танцевали сальсу у бассейна, ходили в театр, в кино, играли в казино, ставили все на зеро, даже выигрывали, учились курить сигары, запивали их правильным виски, перед сном играли в гольф, баскетбол, гуляли. К концу третьего дня мы уже отлично ориентировались в замкнутом пространстве нашего «Титаника»: после ужина сразу отправлялись в любимый бар, вылитый «Дом у дороги» из «Твин Пикса», в котором каждый вечер на фоне такого же красного, как в сериале, занавеса, музыканты исполняли каверы на хиты всех времен и народов.

В итоге мы так расслабились, что даже решили спеть в караоке песню перед толпой незнакомых людей, для чего нужно иметь определенную смелость. Три дня и три ночи мы пили шампанское и наблюдали, как другие пассажиры всех возрастов выходят к микрофону, готовясь повторить их трюк, пока в очередной вечер из зала не вышла девушка с ДЦП. Она пела от души, так, как может.

Песню, которая ей нравится, хотя трудно было разобрать слова и мелодию. Зрители поддерживали ее аплодисментами от начала и до конца, но точно так же они подбадривали всех выступавших. И стало даже как-то неловко и стыдно от того, как много рамок и условностей нам ежедневно приходится преодолевать ради того, чтобы просто быть собой.

Продолжение следует.

< Назад в рубрику