В последние месяцы имя некогда самого популярного YouTube-блогера Феликса PewDiePie Чельберга все чаще звучит в новостях. Швед словно нарочно нарывается на скандалы, которые, кажется, уже должны были уничтожить его репутацию. Ему предрекают крах, сулят забвение, а он, согреваемый горячей фанатской любовью, продолжает обращать хайп в профит. Как он это делает? «Лента.ру» вспомнила творческий путь самого известного в мире деятеля YouTube.
Чельберг родился 24 октября 1989 года в шведском городе Гетеборге. У него была довольно обеспеченная семья: мать работала IT-директором в международной сети магазинов одежды, отец занимал должность исполнительного директора в крупной компании. Несмотря на стабильно высокий заработок, родители отказывались дарить сыну консоль или компьютер, так как боялись, что ребенок погрязнет в видеоиграх.
«Моя семья не покупала консоль, потому что я играл бы в нее слишком много. Но каждый раз, когда я болел, мать брала в аренду для меня Super Nintendo. К сожалению, в детстве я болел слишком много», — рассказал PewDiePie в одном из ранних роликов.
Маленькому Феликсу настолько нравились игры, что в детском саду он целыми днями рисовал их персонажей. В подростковом возрасте он и вовсе замкнулся в себе, стал прогуливать занятия, перестал общаться с друзьями и родителями, а все свободное время посвящал видеоиграм в компьютерных клубах. Однако ближе к концу школы Чельберг взял себя в руки, отлично сдал все экзамены и поступил в технический университет, на отделение «Экономика промышленности и управление технологиями». Впрочем, уже через пару лет он бросил учебу, потому что, как признавался, выбрал чертовски скучную специальность.
В студенческие годы будущий блогер вспомнил о своем таланте к рисованию, только теперь вместо карандашей и тетрадей он использовал компьютер с фотошопом. Это занимало его куда больше, чем скучные лекции в вузе.
«Это то, чем я действительно хотел заниматься вместо учебы. Я даже почти получил стажировку в одном из лучших агентств в Скандинавии. Я был очень близок к цели: выбор был между мной и еще одним человеком. Но в итоге я не получил эту работу», — вспомнил PewDiePie.
После неудачи Феликс решил распечатать ограниченный тираж своих работ и продать их. Вырученных денег хватило на покупку нового компьютера, который тянул современные игры и позволял делать ролики для YouTube, — это было вторым хобби Чельберга.
В самых первых опубликованных видео PewDiePie проходил игры и попутно их комментировал — фактически популяризовал жанр летсплеев на YouTube. Конечно, похожие ролики существовали на хостинге и до него, но именно Чельбергу удалось приобрести огромную популярность.
Ролик 2010 года, набравший больше 9,5 миллиона просмотров
«Я помню, что в те дни не было популярных геймеров. Были только дурацкие блогеры, такие как, например, Рэй Вильям Джонсон. Я продолжил их путь», — заявил Чельберг, комментируя чужой ролик о его истории.
Скорее всего, секрет успеха Феликса заключался в оригинальной искренней подаче: на видео он дурачился, выкрикивал свой псевдоним во время приветствий и много шутил на грани фола, не ограничиваясь в выражениях, — другими словами, пытался общаться с аудиторией как с лучшими друзьями. Более того, он называл всех зрителей «братьями». Такой подход обеспечил ему активный прирост подписчиков: первая сотня набралась уже после третьего опубликованного ролика.
«Я думаю, люди не просто наблюдают за тем, как я играю. Мы как будто зависаем вместе. Это можно сравнить с тем, как вы сидите с другом на диване, играете в игры вместе», — прокомментировал Чельберг свой стиль общения в одном интервью.
Однако настоящая волна популярности обрушилась на него после серии летсплеев по Amnesia: The Dark Descent — игре в жанре Survival horror. Чельберг выкладывал забавные моменты прохождения ужастика: порой ему было настолько страшно, что он звал на помощь маму и матерился при виде монстров. Только по этой игре он опубликовал более 30 роликов за пару месяцев.
Всего 12 месяцев понадобилось PewDiePie, чтобы нарастить число подписчиков до 60 тысяч — огромная заслуга для блогера в 2011 году. Еще через год количество постоянных зрителей возросло в восемь раз. Чельбергу нравилось общаться с аудиторией. Он начал делиться с подписчиками еженедельными влогами о своей жизни и отвечать на их вопросы. Со временем фанатов стало так много, что ему не хватало времени, чтобы пообщаться с каждым из них.
Уже в 2013 году канал PewDiePie во второй раз признали самым быстроразвивающимся на YouTube. Более того, Чельбергу вручили сертификат Книги рекордов Гиннесса за наибольшее количество подписчиков — 12 миллионов. Блогер вскрыл письмо от ассоциации, записывая это на камеру, и обратил внимание на то, что данные в Книге рекордов за месяц успели устареть: к тому времени на страницу были подписаны уже 13 миллионов человек.
Самый популярный в мире блогер понимал, что на одних летсплеях по ужастикам и болтовне с подписчиками удержать лидерскую позицию невозможно. Он решил поэкспериментировать, а заодно монетизировать всенародную любовь к нему. YouTube-канал PewDiePie превратился в площадку для его самовыражения: там стали появляться музыкальные видео, челленджи, влоги из путешествий и даже обзоры мемов. Основной акцент все же остался на играх, но жанры стали разнообразнее. В ход теперь шли не только популярные тайтлы, но и авторские инди-проекты — практически любой пользователь YouTube мог найти что-то интересное для себя.
Вместе с количеством подписчиков быстро росли и рекламные гонорары Чельберга. По данным журналистов The Wall Street Journal, в 2013 году швед заработал более четырех миллионов долларов, а на следующий год — почти в два раза больше (7,4 миллиона долларов). Судя по всему, многие фанаты даже не задумывались, сколько PewDiePie получает за собственное, казалось бы, легкомысленное увлечение. Новости о его доходах разбудили армию хейтеров, принявшихся оскорблять блогера в соцсетях.
Негативная реакция пользователей оказалась настолько громкой, что Чельбергу пришлось объясняться. Он не стал внушать публике, что зарабатывает меньше, а попытался убедить зрителей, что ежедневно записывать ролики — не самая простая задача.
«Люди думают, что это несправедливо. Они думают, что я весь день сижу на своей заднице и кричу в экран. На самом деле это правда, но это лишь верхушка айсберга… Я очень много работаю. Спросите мою девушку», — заявил он. Ролик собрал более 732 тысяч одобрений и всего 18 тысяч дизлайков — люди приняли позицию Чельберга, смирились с тем, что он богат, и стали менее агрессивно реагировать на новости о его доходах.
В 2017 году своеобразное чувство юмора довело самого популярного блогера до серьезных проблем. Мировые СМИ внезапно обвинили Чельберга в антисемитизме и даже нацизме. Он записал ироничный обзор сервиса для фрилансеров Fiverr, в котором попросил двух индийцев потанцевать на камеру с табличкой «Смерть всем евреям».
Это не единственная проказа блогера, заигрывающего с острыми темами. В другом ролике он показывал скетчи, в которых переодевался в фашистскую форму, играл нацистский гимн и воспроизводил их приветствие. Кроме того, изображение Гитлера периодически использовалось в видео в качестве перебивок.
Журналисты WSJ не только увидели в поведении Феликса оскорбления, но и показали спорные ролики крупнейшим рекламным партнерам Чельберга — представителям компании Disney, которая владеет медиасетью Maker Studios. Рекламодатели не стали долго разбираться и спустя пару недель объявили о разрыве всех контрактов с каналом PewDiePie.
«Несмотря на то что Феликс сделал себе имя на провокационных видео, в этот раз он явно зашел слишком далеко, и в итоге его видео признаны неуместными», — объяснили в пресс-службе Maker Studios.
Второй, еще более сокрушительный удар по кошельку блогера нанес сам YouTube. Представители хостинга временно отключили монетизацию на части роликов, перестали выводить видео PewDiePie в тренды и разорвали контракт с сервисом YouTube Red. Последнее означало, что Чельберг не будет сниматься в эксклюзивном сериале для оформивших платную подписку пользователей. Кроме того, его исключили из программы Google Preferred, с помощью которой крупные бренды размещают платные объявления на страницах блогеров.
Жесткое решение Google было вынужденной мерой. Из-за громкого скандала видеохостинг покинули крупнейшие рекламодатели, чьи объявления проигрывались под роликами PewDiePie. В одночасье YouTube потерял миллионы долларов от PepsiCo, Coca-Cola, Volkswagen, Starbucks и других международных корпораций.
Чельберг отказался давать официальные комментарии журналистам, зато вскоре выпустил ролик с объяснениями. Он признал, что действительно переступил черту шуткой про «смерть евреев».
«Я делаю видео для своей аудитории. Я думаю, что контент, который я создаю, — это развлечение, а не место для каких-либо серьезных политических комментариев. Я знаю, что моя аудитория это понимает, и поэтому люди приходят на мой канал. Хотя это не было моей целью, я понимаю, что эти шутки были в конечном итоге оскорбительными», — извинился Феликс.
Вместе с тем блогер раскритиковал The Wall Street Journal: он уверен, что сотрудники издания вырвали некоторые его слова из контекста и в ложном свете представили их компании Disney, что привело к расторжению контракта.
По подсчетам Forbes, скандал мог стоить Чельбергу примерно половины его годовой выручки: после ухода крупнейших рекламодателей блогер потерял семь-восемь миллионов. Тем не менее у него оставались и другие источники заработка, в том числе собственные мобильные игры, книги и линия одежды. Вскоре PewDiePie начал вести прямые эфиры на Twitch, условия которого не отличались такой суровостью.
Интересно, что потеря крупных контрактов не сказалась на количестве подписчиков. Наоборот, фанаты поддержали PewDiePie и начали еще активнее следить за его творчеством. Они поддержали Феликса, когда YouTube решил не приглашать его на съемки в ежегодном ролике Rewind 2018. По традиции в этом видео разработчики хостинга подводят итоги уходящего года и приглашают самых известных деятелей платформы. Однако обладатель канала с рекордным количеством подписок оказался не у дел, зато вместо него в видео по какой-то причине засветился Уилл Смит.
Это было воспринято пользователями YouTube в штыки. Пользователи поставили ролику рекордное количество дизлайков за всю историю сервиса: сейчас он насчитывает 15 миллионов отрицательных оценок против двух с половиной миллионов лайков.
Чельберг ответил фанатам взаимностью: спустя несколько дней он выпустил свою версию ролика Rewind, в которой снялся лично. И хотя видео набрало в три раза меньше просмотров, чем оригинал, оно получило целых восемь миллионов лайков и всего 83 тысячи дизлайков.
Провокатор, балагур и абсолютный рекордсмен YouTube в конце 2018 года начал сдавать позиции весьма неожиданному конкуренту. Пользователи заметили, что еще немного — и самого популярного в мире блогера могут свергнуть с первого места по подпискам. В то время небывалую популярность начал набирать индийский канал T-Series — страница местной музыкальной корпорации. Там почти ежедневно публикуются клипы и трейлеры индийских фильмов.
Когда разница между T-Series и PewDiePie сократилась до шести миллионов подписчиков, Феликс объявил войну конкуренту и вызвал противника на смертельный поединок на саблях. Армия фанатов PewDiePie оценила шутку, но решила помочь кумиру удержать первенство другим способом.
Сначала юзеры начали закупать рекламу Чельберга на телевидении и радио. Некие хакеры взломали около 300 тысяч принтеров по всей Америке: обладатели устройств получили распечатки с просьбой подписаться на канал PewDiePie. Позже хакеры решили отомстить журналистам The Wall Street Journal за многомиллионные убытки любимца, взломали сайт газеты и опубликовали там слова поддержки популярнейшему видеоблогеру.
«Мы рады помочь PewDiePie достичь максимального числа подписчиков и добить T-Series», — говорилось в коротком объявлении, которое быстро удалили с сайта.
В итоге фанаты действительно помогли Чельбергу продержаться на первом месте почти год. За это время канал совершил огромный рывок: примерно за девять месяцев количество подписчиков выросло с 65 до 91 миллиона. Тем не менее T-Series периодически вырывается вперед: например, утром 21 марта разрыв составлял примерно 20 тысяч подписчиков. Следить за битвой в прямом эфире можно на онлайн-стриме.
Последний на сегодняшний день скандал с участием Чельберга ошеломил его самого. Террорист, устроивший бойню в мечети Новой Зеландии, перед началом стрима посоветовал зрителям подписаться на канал PewDiePie. Непонятно, какое отношение блогер имел к происходящему, однако его подписчики испугались, что это может грозить Феликсу новыми санкциями от YouTube или рекламодателей. Вскоре он сам высказался насчет произошедшего.
«Я чувствую себя абсолютно ужасно после того, как этот человек произнес мое имя. Мое сердце и мысли обращены к жертвам, их семьям и всем, кто пострадал в этой трагедии», — написал пораженный Чельберг на своей странице в Twitter.
Фанаты PewDiePie посочувствовали ему и заверили, что его вины в произошедшем нет. По их мнению, убийца просто хотел переложить вину на других людей.
Многочисленные скандалы, которые так и липнут к PewDiePie, не смогли настроить против него армию фанатов, которых он зовет братьями. Феликсу удалось выстроить настолько доверительные отношения с подписчиками, что они готовы ради него даже на преступления, такие как взлом крупнейших мировых изданий. Аудитория канала растет до сих пор, в среднем на Чельберга подписывается по 140 тысяч человек в день, а общее количество подписчиков уже перевалило за 91 миллион человек. И это явно не предел.