Экономика
13:05, 28 марта 2019

Шоколад с фантазией Основательница компании по производству конфет о том, как хобби может стать бизнесом

Татьяна Романова
Фото: CHOCOLA

Можно ли позволить увлечению кардинально изменить твою жизнь? Можно, особенно если оно принесет не только радость, но и станет источником дохода. Елена Овсянникова, основатель компании по производству продукции из шоколада CHOCOLA, по ее признанию, долгое время думала, что давно нашла свое призвание в журналистике. До тех пор, пока однажды не оказалась на кулинарном мастер-классе.

От кухни до цеха

«Нельзя просто растопить шоколад и залить его в форму — он будет несоответствующего качества», — рассказывает Елена о тонкостях своего бизнеса, которому пошел второй год. Собственно бизнесом домашнее изготовление шоколадных конфет поначалу и не было, тем более что сама Елена строила карьеру на другом поприще — журналистском. «Я всегда увлекалась кулинарией, но никогда не рассматривала ее как способ заработка и тем более бизнеса. Я любила журналистику и считала ее своим призванием», — рассказывает Елена. Однажды, находясь в декретном отпуске, она оказалась на интересном и продуктивном, по ее словам, мастер-классе по конфетам. «Я загорелась и начала самостоятельно экспериментировать — покупала разный профессиональный шоколад и пробовала делать конфеты дома. Это так меня захватило, что два месяца я регулярно кормила друзей, соседей и себя собственными конфетами. Но я собиралась возвращаться к журналистике и продолжать свою карьеру, когда закончится декретный отпуск», — продолжила она.

На тот момент Елена проходила лечение и решила, по ее словам, отблагодарить врачей чем-то необычным — конфетами ручной работы. Однако возможности вручить презент сразу после изготовления не оказалось. «Поскольку я использовала только натуральные продукты с коротким сроком хранения и к тому же у меня не было шкафа для хранения, я очень расстроилась, потому что не знала, куда девать конфеты, на которые я потратила немало времени и денег»,— рассказывает она. Но на помощь пришли социальные сети — там она разместила объявление, и все конфеты были проданы. «А потом благодаря сарафанному радио начался вал обращений — все снова просили конфет! — говорит она. — Потом меня начали приглашать на разные мероприятия, где я могла представить свою продукцию. Так пришлось придумывать логотип и все остальное». Несмотря на успех конфет среди покупателей, первые полгода вся эта деятельность, по словам предпринимательницы, носила экспериментально-пробный характер. «Я понимала, что это ново и интересно, но было не понятно, можно ли на этом зарабатывать. Я рассматривала это занятие исключительно как хобби», — говорит она.

Тем не менее спрос на изготовленные Еленой шоколадные конфеты рос. «Полгода мы креативили, потом, когда пошли корпоративные заказы, стало ясно, что нужно организовывать юрлицо, регистрировать товарную марку и знакомиться со всеми деталями и сложностями реального бизнеса, с которыми сталкивается любой производитель продуктов, поскольку каждый бизнес имеет свою специфику», — рассказала Елена. Так эксперименты на кухне закончились, и «Шоколадная лаборатория» переместились в цех.

Для развития и продвижения шоколадного бизнеса Елена воспользовалась порталом для предпринимателей Бизнес-навигатор МСП. «В Бизнес-навигаторе очень удобная законодательная база, — отметила она. — Мой совет всем начинающим предпринимателям: обязательно изучить правовую базу, с которой вы работаете, — на портале Бизнес-Навигатор вся эта информация собрана, что очень удобно. Также там есть такая удобная опция, как проверка контрагента, и по мере роста нашей компании эта функция может быть нам очень полезна. Я сейчас изучаю на портале информацию о льготном кредитовании, потому что мы растем и думаем о расширении».

«Конфеты могут быть вкусными»

Для более профессионального подхода к делу Елена училась шоколадному мастерству в Бельгии и Италии, но начинки для конфет придумывает сама. «Тебя могут научить правильно составлять рецептуру, научить алгоритму создания правильной начинки, которая обеспечит сохранность и качество продукта, — этому я училась, но все остальное — исключительно полет фантазии», — рассказала она.

По словам Елены, основное отличие ее продукции в том, что для производства используется высококачественное дорогое сырье. «Мы не халтурим с начинками, не разбавляем шоколад ненужными ингредиентами», — рассказывает она. По словам предпринимательницы, из всех производимых в мире какао-бобов самые ароматные — Fino de Aroma, которые, как дорогой виноград, впитывают ароматы местности. «Таких какао-бобов в мире очень мало, в основном используются либо дикорастущие сорта, реже — гибриды, полученные путем скрещивая ароматических какао-бобов с дикорастущими, — говорит она. — Мы стараемся работать с этими пятью процентами. Большие производства с такими не работают — это нерентабельно, а у нас штучное производство премиального шоколада, и такое сырье для него как раз то, что надо». По словам Елены, продукция из качественного шоколада заметно отличается от того, что предлагается на массовом рынке. «Я совершенно неожиданно открыла для себя тот факт, что конфеты могут быть вкусными, и мне хочется, чтобы другие тоже понимали, что они едят», — замечает она.

У этого бизнеса ярко выраженная сезонность, поэтому количество сотрудников «Шоколадной лаборатории» зависит от пиковых или непиковых периодов производства. «У нас немного людей, поскольку цех хорошо автоматизирован, — рассказывает Елена. — Все, что я зарабатываю, я сейчас вкладываю в оборудование, поэтому все, что можно не делать руками, стараюсь автоматизировать. Это обеспечивает большую стабильность качества, возможность быстро увеличивать объемы, поскольку у нас в основном корпоративные заказы». Например, как рассказала предпринимательница, автоматизирован процесс темперирования шоколада, ведь искусство шоколатье как раз в том, чтобы уметь правильно готовить шоколад — изменять его молекулярную структуру нужным образом, что достигается путем «игры» с температурой.

«Первый год мы это делали на гранитных досках только вручную, а сейчас это делается автоматически, что позволило сократить количество брака, — поясняет Елена. — Все остальные операции выполняются руками — украшение, начинка и так далее, — есть много операций, которые без потери качества не автоматизируешь. Если хочется оставаться исключительным, как мы сейчас, то полностью автоматизировать все нельзя — к сожалению для нас и к счастью для покупателей, потому что конфеты ручной работы — совсем другие, даже энергетика у них другая».

Что касается конкуренции в этом сегменте рынка, то она, конечно, есть, но подобных компаний, целенаправленно делающих конфеты, по словам Елены, не так много. «Те, кто пробовал наши конфеты, приходят еще, потому, что слишком большая разница между нашей продукцией и остальным. К тому же, поскольку мы делаем небольшие объемы и реализуем продукцию онлайн, мы всегда можем обеспечить свежесть продукта, — говорит Елена. У нас в линейке уже более 80 вкусов конфет, и мы постоянно экспериментируем со вкусами, придумываем что-то новое, чтобы порадовать наших клиентов».

< Назад в рубрику