«Роснефть» первой из нефтяных компаний опробовала на своих проектах новый подход к освоению месторождений так называемым кластерным методом. Это позволило «Роснефти» добиться значительной экономии при разработке месторождений. Экономический эффект эксперты оценивают в десятки миллиардов рублей. О применении кластерного подхода в целях развития Арктического региона и о результатах деятельности компании за 2018 год шел разговор на встрече президента России Владимира Путина с главой «Роснефти» Игорем Сечиным. О том, с помощью каких инструментов компания намерена добиться ускорения освоения Арктики, — в материале «Ленты.ру».
Арктика и планы по ее развитию неизменно привлекают интерес как со стороны власти, так и со стороны ведущих отечественных компаний. В частности, в конце февраля 2019 года под руководством президента Владимира Путина состоялось совещание по проблемам обеспечения грузопотока на Северном морском пути (СМП) и развитию региона, как таковому. В ходе недавней встречи с главой государства Игорь Сечин вновь вернулся к планам по реализации данных проектов. По его словам, сейчас «Роснефть» рассматривает возможность создания арктического кластера, который сможет обеспечить 80 миллионов тонн грузопотока по Северному морскому пути до 2024 года. Кроме того, создаваемый арктический кластер сможет обеспечить добычу нефти в объеме 100 миллионов тонн к 2030 году.
«На основе собственных и перспективных проектов в Арктическом регионе, которые могут включить в себя Ванкорский кластер, в том числе Ванкор, Сузун, Тагул, Лодочное месторождение, ряд геологоразведочных проектов Южного Таймыра. Например, у нас там есть совместный проект с BP, "Ермак". И перспективный Западно-Иркинский участок», — подчеркнул Игорь Сечин на встрече с президентом.
На следующем этапе, по словам главы компании, при подтверждении ресурсной базы в создаваемый кластер могут войти также и активы Восточного Таймыра, расположенные в районе Хатанги. Первоначальные геологоразведочные работы «Роснефть» там уже провела. Было открыто месторождение с запасами около 80 миллионов тонн.
Применение кластерного метода при освоении Арктики основано на уникальном опыте компании. Первым удачным экспериментом подобной интеграции можно считать создание Ванкорского кластера в Красноярском крае. Благодаря синергии по использованию транспортной и производственной инфраструктуры, созданной «Роснефтью» на Ванкоре, в 2016 году запущено в эксплуатацию Сузунское месторождение, затем введены в опытно-промышленную разработку Лодочное и Тагульское месторождения.
«Создание кластера на Ванкоре дало «Роснефти» существенную экономию», — говорит руководитель энергетического департамента Института энергетики и финансов Алексей Громов. Эксперт считает, что «освоение каждого месторождения по отдельности потребовало бы создания для него собственной инфраструктуры и управленческой вертикали, а так была организована единая система функционирования и управления целой группы месторождений, что позволяло их последовательно вовлекать в эксплуатацию и координировать их работу».
По словам опрошенных «Лентой.ру» специалистов, объединение всех этих участков в единый добычный кластер позволило «Роснефти» создать крупнейший нефтяной проект в постсоветской России — новую нефтедобычную провинцию в Восточной Сибири.
Специалисты утверждают, что синергия Ванкорского проекта может быть расширена и за счет логистики — через экспорт нефти по Севморпути. По словам Алексея Громова, такой маршрут поставок технически и технологически возможен. «Главное — это вопрос экономической эффективности», — говорит эксперт. «"Роснефть" является компанией с государственным участием, которая призвана решать задачи в интересах страны в целом, а, как известно, власти России определили цель в разы увеличить объем перевозки грузов по Севморпути», — подчеркнул Алексей Громов.
В свою очередь заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов говорит о том, что развитие СМП — стратегический проект для России, способный превратить нашу страну в основную транспортную артерию между Европой и Азией. Сейчас эту роль исполняет Суэцкий канал. Однако, по сравнению с ним, Севморпуть обладает рядом преимуществ, существенно повышающих экономическую целесообразность грузоперевозок по этому маршруту. В частности, он в 2,23 раза короче, что пропорционально снижает расходы на транспортировку грузов в том числе на главные издержки: на топливо, оплату персонала и фрахты судов. Еще одним преимуществом является отсутствие очереди и платы за проход, как это заведено в Суэце.
Применение передовых и разработка, внедрение новых технологий, кластерный метод освоения месторождений позволяют компании «Роснефть» максимально эффективно вести добычу нефти и газа. Такой подход дает ощутимый результат. Так, в 2018 году компания увеличила добычу углеводородов на 2,1 процента до 286 миллионов тонн нефтяного эквивалента.
При этом «Роснефти» удалось сохранить самые конкурентные в мировой отрасли затраты на добычу — порядка 3,1 доллара за баррель по себестоимости на скважине. Реализация моторных топлив на рынке была увеличена на 4 процента по сравнению с 2017 годом до 28,1 миллиона тонн. «"Роснефть" выполняет взятые обязательства по стабильному обеспечению внутреннего рынка (так как вы и давали поручение) и понимает свою роль как социально ответственного поставщика», — подчеркнул руководитель компании на встрече с президентом.
Объем инвестиций в 2018 году вырос на 1,5 процента до 936 миллиардов рублей. При этом чистая прибыль «Роснефти» выросла в 2,5 раза, почти до 550 миллиардов рублей. Налоговые поступления компании в бюджет составили 4 триллиона рублей. «Это также рекордный показатель. По этому показателю компания стала налогоплательщиком номер один в Российской Федерации», — отметил Игорь Сечин.
Акционерам компании было перечислено 225 миллиардов рублей чистой прибыли, в том числе в связи с обязательствами, которые «Роснефть» взяла по указанию президента, перечислять фонду дивидендных выплат до 50 процентов чистой прибыли. Игорь Сечин подчеркнул, что «Роснефть» — единственная российская компания, которая сейчас находится в десятке мировых топ-лидеров нефтегазовой отрасли.
Кластерную модель развития нефтяная компания теперь использует и в других своих проектах. Так, «Роснефть» в ноябре 2017 года ввела в эксплуатацию новый нефтегазодобывающий кластер в Западной Сибири — Эргинский. Эффект не заставил себя ждать. Менее чем за год с момента запуска на месторождениях Эргинского кластера был добыт первый миллион тонн нефти.
Говоря об эффективном освоении Арктической зоны России, Игорь Сечин обратил внимание на важность привлекательных для инвестиций условий. Обязательным условием привлечения внешних инвесторов могут стать дополнительные стимулы. О необходимости господдержки для эффективного развития Арктики не раз говорил президент Владимир Путин. А для этого необходима неизменность налоговых и регуляторных условий как обязательное условие гарантированной стабильности проектов, соглашаются эксперты.
«Принимая решение, мы должны быть уверены, что на весь период жизни, до 30, а порой и до 50 лет не будут меняться основные правила игры. И это будет условием привлечения дополнительных инвесторов, особенно внешних», — отметил руководитель «Роснефти», который также сообщил президенту, что компания сейчас формирует и скоро передаст в правительство России предложения по экономике Севморпути с учетом наличия альтернативных логистических вариантов.
Объединенные активы будущего арктического кластера, по мнению главы компании, станут центром привлечения стратегических инвесторов. «Проявлен интерес со стороны крупнейших западных инвесторов и из Юго-Восточной Азии. Что, однозначно, создаст условия для ускоренной мобилизации ресурсов, а также комплексного развития смежных отраслей», — подчеркнул Игорь Сечин.
Следует сказать, что «Роснефть» уже получала от государства адресные инвестиционные стимулы: в 2017 году компания получила от государства льготы на развитие Самотлора в размере 350 миллиардов рублей. В обмен на это «Роснефть» взяла на себя «расширенные инвестиционные обязательства в части долгосрочного увеличения объемов добычи, создания новых рабочих мест, роста доходной базы государства и развития региональной инфраструктуры», сообщили «Ленте.ру» в компании.
Инициатива компании была по достоинству оценена рынком. Не дожидаясь итоговых поправок в Налоговый кодекс, инвестбанки повысили свои прогнозы по целевой цене акций «Роснефти». Так, Deutsche Bank повысил свой прогноз сразу на 10 процентов, по росту чистой прибыли — на 5-8 процентов и EBITDA — на 3-4 процента. Ожидания инвесторов себя оправдали: уже по итогам 2018 года падение добычи на Самотлоре удалось фактически остановить.
Игорь Сечин рассказал главе государства о работах на верфи «Звезда», которые также связаны с освоением Севморпути, в частности о подготовке к строительству головного ледокола «Лидер». «Портфель заказов "Роснефти" на "Звезде" сейчас составляет 25 судов, на строительство которых заключены обязывающие судостроительные контракты», — подчеркнул Игорь Сечин. По словам главы «Роснефти», необходимо порядка 160 контрактов для того, чтобы верфь работала устойчиво и с прибылью. На сегодняшний день заключено твердых контрактов на 36 судов.
Что касается переговоров с «Новатеком», то эта компания пошла пока только на заключение контрактов на резервирование мощностей для будущего строительства. Игорь Сечин выразил надежду, что контракты с «Новатеком» будут подписаны: «Потребитель очень профессиональный, понятно, что этот заказ отличается особой сложностью, и мы пытаемся найти сейчас ту экономику, которая позволит конкурировать с южнокорейскими строителями, хотя они будут на первом этапе также участвовать в кооперации по строительству этих судов», — подтвердил глава компании.
Сечин отметил, что сейчас на верфях работает более 2 тысяч человек. Средняя зарплата составляет 87 тысяч рублей. Для полного развития судостроительного производства понадобится более 10 тысяч человек. Именно поэтому компанией реализуется проект строительства жилья. «Роснефти» предстоит до 2023 года ввести в эксплуатацию более 5 тысяч квартир для сотрудников. При этом в 2019 году будет предоставлено 1400 квартир.
Глава компании «Роснефть» рассказал президенту о том, как можно будет полноценно преодолеть конкуренцию с южнокорейскими производителями судостроительной стали. Необходимый для работ лист длиной 24 метра по железной дороге перевезти невозможно, поэтому существуют два варианта: построить металлургическое производство в районе расположения верфи или заинтересовать российских крупнейших металлургических производителей, которые тоже хотят предложить свои способы решения проблемы. В настоящее время «Роснефть» вместе с Минпромторгом прорабатывает окончательный вариант.