Мир
00:01, 6 апреля 2019

Спецназ на всю голову США, СССР и Третий рейх пытались создать боевых экстрасенсов. Теперь этим занялась Россия

Степан Костецкий (Редактор отдела «Мир»)
Кадр из фильма «Солдатский декамерон»

Ясновидение, телепатия и бесконтактное уничтожение живой силы противника — если верить статье отставного полковника Николая Пороскова «Суперсолдат для войн будущего», — все это изучают российские бойцы парапсихологического фронта. Пока скандальную статью исследуют эксперты и борцы с лженаукой, «Лента.ру» решила вспомнить, как в ХХ веке военные пытались использовать паранормальные способности человека в своих целях и что из этого вышло.

Как показывает история человечества, война — комплексный процесс, место действия которого не ограничивается полями сражений и штабами полководцев. Термин «психологическая война» уже давно устоялся — под ним понимают воздействие на общественное сознание и моральный дух войск посредством пропаганды. Но военные не всегда ограничивались опосредованным воздействием на психику бойцов — время от времени они обращались к парапсихологии, чтобы управлять мыслями. В XX веке ученые еще не были убеждены в антинаучности сверхъестественного и оккультные исследования казались важным и эффективным направлением.

Экстрасенсов мы не бросим

Пожалуй, самым известным из государств, всерьез относившихся к паранормальным способностям и оккультизму, был Третий рейх. Адольф Гитлер и его ближайшее окружение, как признают историки, пользовались услугами парапсихологов и были энтузиастами оккультных практик.

Нацистское мировоззрение, которое позволило случиться Холокосту, сформировалось во многом благодаря существовавшему в начале ХХ века мистическому «Обществу Туле». Члены этого общества увлекались восточными учениями и искали в древних свитках обоснования превосходства высшей «арийской» расы над низшими. Вопреки некоторым представлениям, в документах НСДАП и нацистской Германии фигурировали только «германцы», а не «арийцы», но вдохновляли нацистов на радикальную политику именно идеи священной исключительности их происхождения, выработанные в «Туле».

Нордические сказания и легенды о предках-героях вдохновили немцев того времени на создание института под названием «Аненербе» («Наследие предков»). Его сотрудники занимались не только историческими и культурными исследованиями — они изучали парапсихологию, спиритизм, ведьмовство и другие официально запрещенные в Германии практики.

Сотрудники «Аненербе» организовывали экспедиции на поиски древних артефактов, которые, как они считали, имеют не только символическое значение, но и паранормальную силу. В несколько ироничном тоне такую экспедицию изобразили голливудские кинематографисты в фильме «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», где герой Харрисона Форда пытается не допустить, чтобы библейский Ковчег Завета попал в руки к нацистам. Реальный пример подобных поисков — история оберштурмфюрера СС Отто Рана, который годами разыскивал Чашу Грааля — артефакт из кельтских и нормандских средневековых легенд. В руководстве рейха всерьез надеялись, что священные предметы и сакральные знания помогут немцам развить сверхъестественные способности и стать непобедимыми.

Надежды на эзотерику и мистические силы не оправдались — они не сделали из нацистов супергероев и не помогли им выиграть войну. Вольфрама Зиверса, руководителя института «Аненербе», приговорили к смертной казни на Нюрнбергском процессе, а вокруг «Аненербе» со временем возникла масса мистических и конспирологических теорий. По одной из них, например, в 1943 году Муссолини удалось спасти из плена якобы благодаря услугам медиумов, выпущенных для этого из концлагерей, — их паранормальные способности помогли отыскать место, где прятали фашистского лидера.

Холодная психовойна

В способность некоторых людей находить предметы силой мысли и на расстоянии видеть, что происходит в определенной локации, верили еще долго после Второй мировой: одновременно с ядерным противостоянием во второй половине ХХ века сверхдержавы пытались обогнать друг друга на поле сверхъестественного. Из-за политики обращения с документами мы мало знаем о советских парапсихологических войсках, зато достаточно осведомлены о том, как продвигались эти исследования у американцев.

В 1978 году американские военные дали старт секретному парапсихологическому проекту, который фигурировал под разными кодовыми именами, но в итоге стал известен под названием «Старгейт», («Звездные врата»). Его основной задачей было выяснить, как можно использовать в целях шпионажа то, что у англоязычных парапсихологов называется remote viewing («удаленное наблюдение»). В проекте принимал участие позже получивший всемирную известность израильский фокусник-шарлатан Ури Геллер.

Как показали обнародованные ЦРУ в 2017 году документы, США начали проект, когда получили информацию о «психотронных исследованиях», на которые в СССР якобы потратили 60 миллионов рублей. Советские специалисты будто бы разрабатывали способ убивать противника и повреждать технику на расстоянии с помощью астральных возможностей медиумов. Из-за закрытых архивов объективных данных нет, так что, вполне возможно, Запад снабдили изящно изготовленной дезинформацией.

Неизвестно, какая из сторон холодной войны добилась большего, но «Старгейт» длился почти 20 лет. 277 медиумов приняли участие более чем в 26 тысячах парапсихологических миссий. Некоторые из них оказывались эффективными, но в итоге в 1995 году ЦРУ проанализировало проект, признало его бессмысленным и закрыло. Что интересно, медиумам не рассказывали о результатах их работы (успешности или неуспешности «удаленных наблюдений»), чтобы они не расстраивались и не утратили свои навыки.

Годом позже, в 1996-м, иллюзионист Джеймс Рэнди основал фонд, который гарантирует миллион долларов любому человеку, который докажет свои экстрасенсорные умения в условиях лабораторного контроля. Сумма до сих пор никем не получена.

Медиум Ее Величества

После терактов 11 сентября 2001 года в США встал вопрос о поиске виновных. Террористов готовились искать всеми возможными способами, и к процессу подключились спецслужбы многих стран. В их числе оказалась и Великобритания — министерство обороны Соединенного Королевства финансировало ряд исследований «удаленного наблюдения».

В 2008 году были обнародованы документы, где утверждалось: британцы провели 18 сессий с участием непрофессиональных медиумов. Испытуемые пытались увидеть, что изображено на фотографии, лежащей в соседней комнате, пока приборы считывали электромагнитные поля вокруг их голов — ученые надеялись таким образом уловить что-то необычное.

Выводы, что неудивительно, вышли такими же, как у американских коллег: экстрасенсорные способности не работали в лаборатории. Только 28 процентов медиумов смогли описать что-то, отдаленно напоминающее нужную картинку; никто из них не показал результата «за гранью рационального понимания». Так как это и было целью исследований, британские попытки научиться искать террористов на расстоянии закончились.

Интуиция как оружие

Несмотря на многолетнюю историю провалов в изучении сверхспособностей человеческого мозга, ученые не отчаиваются. В 2014 году Управление военно-морских исследований ВМС США выделило 3,85 миллиона долларов на исследование прекогниции» — гипотетической способности предсказывать события будущего.

Ученые считают, что есть вероятность понять процесс, ведущий к точному предвидению ближайших событий, а если это получится, его, возможно, смогут усилить, чтобы развить паранормальную интуицию у личного состава американской армии.

Научная работа в этом направлении началась после того, как в распоряжении исследователей накопилась достаточная масса докладов об определенных событиях на поле боя. В них солдаты признавались, что действовали по наитию, исходя из некоего «шестого чувства». Один из таких инцидентов якобы произошел в Ираке в 2006 году: сержант Мартин Ричбург предотвратил взрыв самодельного взрывного устройства в интернет-кафе, сохранив жизни его посетителей. По словам морпеха, именно интуиция вынудила его задержать казалось бы первого попавшегося ничем не примечательного иракца, оказавшегося террористом.

В этот раз, исследуя «шестое чувство», военные стараются дистанцироваться от слов, которые отсылают к мистике, — они называют свой объект изучения словом sensemaking, что можно перевести как «осмысление». Государственные парапсихологи теперь имеют доступ к современнейшим технологиям — и кто знает, может быть, именно скромные цели и отсутствие бравады по поводу «уничтожения техники силой мысли» приведут к первым результатам — хоть и скромным, но вполне полезным.

< Назад в рубрику