Культура
00:04, 11 апреля 2019

«Почему этот индюк популярнее меня?» Тайны будущего и гадости прошлого: 10 лучших научно-популярных книг весны

Наталья Кочеткова (Специальный корреспондент «Ленты.ру»)
Кадр: фильм «Звездный десант»

Раньше Землю разрушали астероиды и вулканы, а теперь — человек. В чем опасность эпохи антропоцена? Почему в мире победившей глобализации нет смысла преподавать историю в прежнем виде? Как зрители отражаются в героях «Игры престолов»? Эти и другие темы и вопросы — в самых интересных книжных новинках жанра «нон-фикшн».

Гайя Винс «Приключения в антропоцене: Путешествие к сердцу планеты, которую мы создали» (перевод И. Черненко, изд-во «КоЛибри»)

Автор книги, известный и влиятельный научный журналист Гайя Винс, исходит из следующих посылок. За последние 500 миллионов лет на Земле произошло пять массовых вымираний, причинами которых стали извержения супервулканов, столкновения с астероидами и другие события планетарного масштаба, кардинальным образом изменившие климат. После каждого такого события выжившие организмы перестраивались, начинали быстро размножаться и эволюционировать. Современные люди анатомически сформировались около 200 тысяч лет назад. Извержение супервулкана Тоба в Индонезии 74 тысячи лет назад практически стерло с лица земли всех живущих людей, сократив население до нескольких тысяч. Но и после этого они успешно размножились. Геологи называют нашу эпоху антропоценом, потому что человечество превратилось в геофизическую силу — наравне с астероидами и вулканами, которые определяли развитие планеты в предыдущие эпохи. Теперь Земля — это планета людей. Гайя Винс без преувеличения объездила весь мир, чтобы изучить, как именно человек влияет на нашу планету, чтобы не дать ей погибнуть в скором времени. Впечатления от увиденного она изложила в книге «Приключения в антропоцене».

Дэвид Кристиан «Большая история: с чего все начиналось и что будет дальше» (перевод А. Громовой, изд-во «КоЛибри»)

Если сравнить описание исторических событий в древнерусских летописях с европейскими документами того же времени, можно обнаружить множество любопытных разночтений. Иногда они так велики, что создается впечатление, будто историки прошлого говорят о разных вещах. И в этом нет ничего удивительного. Каждый летописец хотел представить историю своей страны в наиболее выгодном свете. Однако то, что вполне сходило с рук в Средневековье, несколько странно выглядело бы в XXI веке, особенно если принять во внимание скорость распространения информации, базы данных и победившую глобализацию. Именно поэтому британский и американский историк, специалист по истории России (что характерно) Дэвид Кристиан вместе с Биллом Гейтсом основали проект «Большая история» (Big History), который призван изложить историю от Большого взрыва до наших дней максимально беспристрастно, без оглядок на местные и национальные выгоды и интересы. По сути эта информация — единственное, что нужно человечеству в далекой перспективе, если ему хватит ума не угробить себя раньше на почве национальной идентичности.

Трэвис Лэнгли «"Игра престолов" и психология. Душа темна и полна ужасов» (перевод А. Китаевой, изд-во «Альпина Паблишер»)

Трудно назвать книжный цикл Джорджа Мартина «Песнь Льда и Пламени» и основанный на нем сериал «Игра престолов» реалистичными художественными произведениями, но психологические типы, которые представляют собой их герои, встречаются в обычной жизни, уверены специалисты. Психолог и фанат «Игры престолов» Трэвис Лэнгли попросил своих коллег проанализировать характер и поступки персонажей известной саги с точки зрение современной науки о человеческом поведении. И они объяснили, почему Рамси Болтона можно с уверенностью считать садистом, а вот с Джоффри Баратеоном все гораздо сложнее; откуда в сериале так много насилия и так мало счастливых браков; чьи супружеские узы следует считать идеальными, и как долг вступает в конфликт с безопасностью.

Рут Гудман «Искусство провокации. Как толкали на преступления, пьянствовали и оправдывали разврат в Британии» (перевод А. Захарова, изд-во «Бомбора»)

Этикет и — шире — поведенческие нормы, разумеется, могут многое рассказать о том обществе, которое их выработало. А уж сколько тайн могут поведать нарушения писаных и неписаных законов и приличий!.. Исследовательница Рут Гудман в самых примечательных деталях описала, что было можно и чего нельзя в эпоху Тюдоров и Стюартов в Британии, кто и как эти правила нарушал и что ему за это обычно было. Это касается всего — от драк до поведения за столом, от гардероба до справления малой и большой нужды. Иногда она даже ставила эксперименты на себе — например, пробовала, как англичане эпохи Возрождения, долгое время не мыться, но регулярно менять льняную нательную сорочку. Внезапно оказалось, что такое средство гигиены хоть и не заменяет ежедневного душа, но тоже неплохо работает.

Ричард Шеперд «Неестественные причины. Записки судмедэксперта. Громкие убийства, ужасающие теракты и запутанные дела» (перевод И. Чорного, изд-во «Бомбора»)

Ричард Шеперд — немного доктор Хаус и самую малость Декстер. Последний специализировался на брызгах крови, конек Шеперда — ножевые ранения: по форме раны он может точно определить, каким режущим предметом она была нанесена. А еще он вскрывает людей. Мертвых. Он — ведущий судмедэксперт Великобритании, на его счету 23 тысячи вскрытий, за плечами — 40 лет работы. Ричард Шеперд настолько уважаем, влиятелен и знаменит, что его приглашали быть экспертом после гибели принцессы Дианы, после теракта 11 сентября в США и теракта на Бали в 2002 году. Самые интересные (а это не всегда самые громкие) случаи из своей практики он изложил в книге «Неестественные причины». Получилась умная, динамичная, взвешенная и очень тактичная книжка о природе человеческой смерти.

Ли Дугаткин, Людмила Трут «Как приручить лису (и превратить в собаку). Сибирский эволюционный эксперимент» (перевод М. Винарского, изд-во «Альпина Паблишер»)

В 1959 году биологи из Академгородка Дмитрий Беляев и Людмила Трут решили попробовать воспроизвести в ускоренном режиме путь одомашнивания диких животных. Выбор пал на лис как на представителей семейства псовых. Из потомства на сибирских зверофермах выбирались самые ласковые и человекоориентированные животные. Через несколько поколений звери и правда все больше напоминали собак: они виляли хвостом и скулили при встрече с человеком, у некоторых уши повисали домиком, как у обычных дворняжек, некоторые устанавливали настолько плотный контакт с человеком, что могли жить с ним в одной комнате, как лисичка Пушинка, например. Ход этого эксперимента описал эволюционный биолог и историк науки Ли Дугаткин в соавторстве с советским и российским генетиком Людмилой Трут.

Десмонд Моррис «Сюрреалисты в жизни» (перевод Е. Мирошниковой, изд-во Ad marginem)

Британский зоолог и этолог Десмонд Моррис в первую очередь известен как автор популярной книги «Голая обезьяна». Однако он еще и художник-сюрреалист. Трудно сказать, какой Моррис взялся за книгу «Сюрреалисты в жизни» — тот, что этолог, или тот, что художник. Потому что в этих тридцати двух ироничных эссе, снабженных биографическими справками, проглядывает то коллегиальный взгляд на цех, то беспощадная отстраненность зоолога.

Том Шон «Вуди Аллен. Комик с грустной душой. Иллюстрированная биография» (изд-во «Бомбора»)

«Последний раз я проникал в женщину, когда ходил на экскурсию в статую Свободы»; «Я не могу долго слушать Вагнера. У меня возникает непреодолимое желание напасть на Польшу»; «Вечность — это утомительно. Особенно под конец». Ироничный до сарказма, едкий, злой, сентиментальный, ранимый, гениальный Вуди Аллен, не устающий посмеиваться нам собой и окружающими. В основу книги, которая была написана в честь пятидесятилетия творческой жизни режиссера и опубликована в честь его восьмидесятилетия, легли более 100 интервью разного времени, 250 архивных снимков со съемок и личных фотографий, рассказы друзей и родственников. Также в издание вошла ретроспектива всех фильмов Аллена с его комментариями.

Дэн Ариели «Позитивная иррациональность. Как извлекать выгоду из своих нелогичных поступков» (перевод П. Миронова, изд-во «Альпина Паблишер»)

После тяжелой травмы Дэн Ариели вынужден был иначе взглянуть на отношения в современном обществе. А со стороны видней. В результате этих наблюдений и анализа появилась книга «Позитивная иррациональность», отвечающая на самые каверзные и риторические вопросы современного человека. Почему я недоволен своей престижной высокооплачиваемой работой? Почему мне прибавили зарплату, а желание работать пропало? Почему этот индюк в Тиндере популярнее меня? Почему собственные идеи всегда кажутся оригинальнее чужих? И прочее. Возможно, не стоит каждую логическую цепочку принимать за истину в последней инстанции, но подумать над ней точно полезно.

Хью Раффлз «Инсектопедия» (перевод C. Силаковой, изд-во Ad marginem)

Насекомые не только раздражают человека своим видом и присутствием, досаждают укусами и информируют патологоанатомов о давности перехода человека в состояние трупа. Мир насекомых является своего рода зеркалом, в котором отражается деятельность человека. Именно этой не вполне очевидной и довольно причудливой связи двуногих с шестиногими в большей степени и посвящена книга американского антрополога Хью Раффлза.

< Назад в рубрику