Очередной сезон в фигурном катании завершился триумфом россиян на чемпионате мира, где сборная победила в медальном зачете. Пользуясь межсезоньем, «Лента.ру» решила вспомнить, как эволюционировали костюмы фигуристов и фигуристок, пройдя путь от пальто и длинных юбок до синтетических костюмов от топовых дизайнеров.
Фигурное катание — спорт парадоксальный. В нем уже без малого 30 лет нет фигур, а с введением новой системы оценок стало мало и катания. Это едва ли не единственный вид спорта, побывавший в программе и летней, и зимней Олимпиады. И это единственный вид спорта, в котором золотых медалей добивались и Российская империя, и Советский Союз, и Российская Федерация. Наконец, это один из старейших видов спорта — он начал формироваться еще в первой половине XVIII века, а официально был признан в 1871 году на I Конгрессе конькобежцев.
За свою долгую историю фигурное катание прошло огромный путь от неспешного начертания различных фигур на льду в длинных платьях и строгих костюмах до четверных прыжков в юбках, едва прикрывающих пятую точку, и обтягивающем трико. Причем эволюция внешнего вида фигуристов была заметно быстрее, чем изменения в правилах.
Несмотря на то что катание на коньках было развлечением куда более массовым, чем стрельба, конный спорт или фехтование, на высоком уровне фигурным катанием занимались лишь люди обеспеченные. Поэтому и внешний вид фигуристов призван был демонстрировать элитарность их занятия. Вторым определяющим фактором была необходимость защититься от холода — соревнования проводили на открытом воздухе, а сам соревновательный процесс был не быстрым.
Спортсмены по очереди выполняли каждую из обязательных фигур, так что между выездами на лед проходило много времени. Фигуристы носили шерстяные пиджаки и брюки, белые рубашки со стоячим воротником, шляпы-котелки или кепи. Женщины отдавали предпочтения длинным юбкам, теплым шерстяным жакетам и меховым манто, а на голове непременно возвышалась широкополая шляпа. Пиджаки расшивались яркими нитями, а воротник и рукава оторачивались мехом.
Одним из первых, кто задумался над важностью внешнего облика спортсмена, стал великий шведский фигурист Ульрих Сальхов, который во время чемпионата мира 1903 года в Санкт-Петербурге появился на льду в обтягивающем белом трико и легкой куртке. Создавалось впечатление, что швед буквально парит надо льдом. Впечатленный этим решением Сальхова российский фигурист Николай Панин-Коломенкин сменил широкие шаровары, чулки и пиджак на рейтузы и куртку с тесемками на груди, как у русских стрельцов. Панин был одним из первых, кто внес в костюм национальный колорит.
Женщинам революцию пришлось ждать куда дольше. И первая Олимпийская чемпионка среди женщин Мэдж Сайерс, и все ее конкурентки продолжали кататься в юбках в пол и шляпах. Максимум вольности — отсутствие жакета или манто. Человеком, который изменил правила игры, стала норвежка Соня Хени. Она не только самая титулованная одиночница в истории, но и первая, кто стал кататься в короткой юбке. В лучшем случае она едва прикрывала колени. При этом юбки были свободного кроя, чтобы эффектно развеваться при вращениях.
Но официальные соревнования сдерживали творческий полет норвежки. Когда Соня выступала в шоу с произвольными программами, то выглядела, как настоящая звезда сцены: мини-платья, украшенные блестками и расшитые золотистыми и серебристыми нитями, яркие цвета, кружевные юбки, декольте и открытые плечи, украшения в волосах. На первом послевоенном чемпионате мира по фигурному катанию в 1947 году в коротких, в большинстве своем плиссированных юбках выступали все спортсменки.
Но если Соня и другие звезды фигурного катания выступали в платьях и юбках темных цветов, то первая американская олимпийская чемпионка по фигурному катанию Тенли Олбрайт в 1956 году вышла на лед в ярко-розовом платье. Все большее распространение цветной печати привело к тому, что яркое платье фигуристки быстро стало известно по всей Америке, явившись своеобразной визитной карточкой новой героини американского спорта. Помимо длины и цвета в фигурном катании появились и новые материалы. На смену шерсти и меху пришли нейлон и сатин.
Тем не менее девушки по-прежнему выступали в трико с длинным рукавом и прикрытыми плечами, а декольте отсутствовало как класс. Апофеозом этого застоя стал пьедестал Олимпийских игр в Гренобле в 1968 году. Фисташковое платье чемпионки из США Пегги Флеминг сшила ее мама, да и синее платье серебряной призерки Габриэле Зейферт, представлявшей ГДР, отличалось лишь плиссированной юбкой и другим цветом блесток на воротнике. Больше откровенности в нарядах фигуристок появилось только после сексуальной революции 1960-х годов. Та же Зейферт позволила себе выступать без лифчика, так что ее соски были видны публике.
Внешний вид фигуристов изменялся вместе с мейнстримовой модой. Так, в 1930-е годы обычным делом стали «плюс четыре» — мешковатые короткие штаны, получившие свое название из-за того, что их нижний край находился в четырех дюймах ниже колена. Брюки заправлялись в гольфы, а на тело надевались пиджаки и рубашки. Галстуки сменили бабочки, а помимо черных и темно-синих костюмов появились и серые. Хотя на соревнованиях самого высокого уровня темные цвета по-прежнему оставались неписанным дресс-кодом.
Единственной возможностью сделать свой внешний облик ярче были шейные платки, галстуки и широкие поясные ремни. А вот шляпы ушли в прошлое, так как теперь спортсмены получали штраф в случае, если во время исполнения программы что-то падало на лед. В 1950-е годы в моду вошли двубортные пиджаки и брюки с лампасами. Именно так выглядел чемпион Олимпиады 1956 года в Кортина-д’Ампеццо Хейз Алан Дженкинс. Свой внешний вид американец дополнил узкой бабочкой, а не более привычным в предыдущие годы галстуком.
Верхом смелости и оригинальности можно считать внешний вид олимпийского чемпиона Санкт-Морица (1948 год) Дика Баттона, который надел поверх рубашки свитер с геометрическими фигурами. Спустя 12 лет в Гренобле внешний вид фигуристов почти не изменился — лишь однобортные пиджаки вновь сменили двубортные. Надеть вместо пиджака жилетку или водолазку вместо рубашки лидеры себе вполне могли позволить. Изменились разве что материалы. Эластичные пиджаки и смокинги шились их синтетических тканей вроде спандекса.
По-настоящему облик фигуристов изменился лишь в 1970-е годы — десятилетие ярких красок, отсутствия всяких правил, рамок, а вместе с ними и хорошего вкуса. В 1972 году в Саппоро мужчины все еще выглядели скромно, зато одиночницы разошлись. На победительнице Трикси Шубе было сверхкороткое платье, напоминавшее скорее длинную куртку. В парах мужчины тоже выглядели консервативно, а вот женщины начали активно экспериментировать.
Например, чемпионы Саппоро в парном катании Ирина Роднина и Алексей Уланов. Если внешний вид Алексея мало отличался от фигуристов прошлого десятилетия, то платье Ирины было коротким, с V-образным вырезом, да еще и расшито узорами. Но уже в следующем цикле внешний вид партнера вполне соответствовал партнерше — Ирина каталась в платье, украшенном блестками, а у ее нового партнера Александра Зайцева блестками была расшита модная тогда рубашка с большими уголками воротника.
Начиная с середины 1970-х годов костюмы фигуристов в парном катании представляли собой единый ансамбль, а их дизайн подбирался исходя из музыки и программы. Так Роднина и Зайцев исполняли свою легендарную программу под музыку народной песни «Калинка», одетые в красное.
Более того, расшитые блестками костюмы были зеркальным отражением друг друга: у Александра блестящий узор располагался с правой стороны груди, а у Ирины — с левой. При этом Зайцев выступал в водолазке без какого-либо пиджака или жилетки, а его брюки по моде были расклешенными. Всего за несколько лет мужской костюм фигуристов пережил невиданную ранее революцию.
Удивительно, но конкуренты советских фигуристов и фигуристок из западных стран одевались куда консервативнее. Внешний вид олимпийской чемпионки в одиночном катании 1976 года Дороти Хэмилл запомнился разве что прической пажа, которая после ее победы стала суперпопулярной в США. Но в 1980-е годы волна экспериментов накрыла фигурное катание по всему миру. Женские платья становились все более прозрачными, воздушными и едва прикрывающими тело, а фигуристы начинают соревноваться в том, у кого на костюме больше блесток, чьи цвета ярче, а фасоны безумнее.
Тон в ледовой моде задавали британцы. Первым экспериментатором стал еще в 1976 году Джон Карри, выступавший в черной жилетке с глубоким вырезом поверх бежевой рубашки с объемными рукавами. Спустя четыре года Роберт Казинс пошел еще дальше и отказался от какой-либо классики в своем внешнем виде. Черный лонгслив с глубоким вырезом, обильно украшенный блестками, и черные слегка расклешенные брюки.
За англичанами последовали канадцы и американцы. Костюмы стали ярче, в моду вошел минимализм, простые геометрические принты, а в парном катании партнеры начали использовать одинаковые принты и цветовые решения. Считалось, что это не только делает катание красивее, но и скрывает некоторые огрехи в исполнении.
Начиная с олимпийского цикла, предшествующего играм в Калгари в 1988 году, фигурное катание превратилось в настоящий театр на льду. По крайней мере с точки зрения костюмов. Конец 1980-х вошел в историю спорта как «Битва Брайанов»: одиночников Брайана Орсера и Брайана Бойтано из Канады и США соответственно. Оба часто выбирали яркие, но при этом мужественные образы, схожие с балетными. Бойтано выходит на лед в костюме, напоминающем офицерский мундир уланов или драгунов, а костюм Орсера похож на мундир Щелкунчика, который в свою очередь в балете тоже чаще всего драгунский.
В женском катании продолжался тренд на большую яркость и сексуальность. В конце концов это привело к появлению «правила Катарины», названному так по имени восточногерманской фигуристки Катарины Витт. На играх в Калгари она выступала в костюме, который, по сути, представлял собой закрытый купальник с небольшим числом перьев на бедрах. «Правило Катарины» гласит, что спортсменки обязаны надевать юбки, им запрещено оголять живот, ягодицы и бедра. Удивительно, но до 1988 года внешний вид фигуристов и фигуристок регламентировала исключительно мода и мораль — никакого свода правил не существовало.
После игр в Калгари он появился. Помимо «правила Катарины» в нем существовал и регламент для мужчин. Им запрещалось носить лосины, а также выступать в костюмах без рукавов. Также были прописаны штрафы в один балл за каждую отвалившуюся деталь костюма и штрафы за несоответствие костюмов и музыки друг другу. Впоследствии были прописаны и правила использования спонсорских логотипов, которые активно начали появляться на форме в 1990-е годы. На костюмах, в которых фигуристы выступают на льду, не может быть ни одного логотипа, а на куртках, которые они надевают в так называемой зоне Kiss & Cry, — два.
Времена, когда фигуристам шили костюмы друзья или родственники, давно прошли. Сейчас даже детский костюм стоит около 30 тысяч рублей, а взрослый для соревнований международного уровня — несколько тысяч долларов. Костюм, как правило, живет столько же, сколько программа, для которой он был создан, — сезон-полтора. Основной материал — прочная и эластичная синтетика, в качестве украшения используются искусственные перья и кристаллы Swarowski. Последних обычно уходит около пяти тысяч штук, но есть фигуристы, которые облегчают костюмы, ограничиваясь двумя-тремя тысячами стразинок.
Большинство современных костюмов создаются специализированными ателье. Но есть и исключение. Пожалуй, единственным дизайнером из мира большой моды, создающим и костюмы для фигурного катания, стала Вера Вонг, известная своими свадебными платьями, без которых не обходится ни одна по-настоящему роскошная свадьба. Однако в США Вонг не менее известна благодаря мужским и женским костюмам для фигурного катания — долгие годы с американкой китайского происхождения сотрудничали лучшие фигуристы сборной.
На Олимпийских играх 1992 года в Альбервиле и 1994 года в Лиллехаммере с Вонг сотрудничала Нэнси Керриган, на играх 1998 года в Ногано и в Солт-Лэйк-Сити в 2002 году — Мишель Кван, в Ванкувере в 2010 году — Эван Лайсачек, а в Пхенчхане в 2018 году — Нейтан Чен. Еще до того как Вонг переключилась на костюмы для мужчин, ее ввели в Зал Славы фигурного катания США. Это случилось в 2009 году — на три года раньше, чем туда попала Кван и спустя пять лет после введения в Зал Керриган.
Но вне зависимости от авторства костюмы стали такой же неотъемлемой частью великих прокатов, как музыка и собственно само катание. Невозможно представить «Зиму» Алексея Ягудина без его черно-белого костюма или «Девочку в красном платье» Юлии Липницкой без собственно красного платья. А если речь идет о показательных программах, то костюмы и вовсе становятся частью самого шоу.
Пожалуй, самыми яркими примерами являются Sex bomb все того же Плющенко и «Стриптиз» Елизаветы Туктамышевой. И если Елизавета просто эффектно сбросила с себя пиджак, оставшись в одном бюстгальтере, то у Плющенко под одеждой был еще один поролоновый костюм бодибилдера, в котором он и исполняет большую часть номера. Sex bomb оказался настолько удачным номером, что Евгений до сих пор исполняет его в ледовых шоу вместе со своим сыном Александром, более известным как Гном Гномыч.
Правда, оба номера получились довольно скандальными и вызвали неоднозначную реакцию. Плющенко получает критику в свой адрес даже сейчас (во многом за участие в номере с сексуальным подтекстом малолетнего сына), а Туктамышева едва не оскандалилась, когда при детальном изучении фото ее выступления выяснилось, что бюстгальтер на ней держался на одной застежке, так как остальные сломались. Костюмы обсуждают, ими восхищаются, о них спорят. Если в других зимних видах спорта одежда — всего лишь униформа, то в фигурном катании — часть магии и обаяния спорта.