Банды, картели, кровь и большие деньги — когда речь заходит о мексиканском криминале, в голову первым делом приходят образы жестоких и богатых наркобаронов. Но в Мексике большие деньги и большая кровь стоят не только за наркотиками. Подпольные картели уже не первый год бьются за контроль над другим ценным продуктом — бензином. Новый президент решил навести порядок в топливном хозяйстве, но в ответ на это местные банды развязали настоящую войну. «Лента.ру» изучала подпольный бизнес расхитителей топлива — «уачиколерос» — и проследила за попытками властей совладать с бандитами.
«Лопес Обрадор, я требую, чтобы ты вывел морпехов, солдат и полицейских из штата Гуанахуато, иначе я начну убивать мирных жителей, чтобы ты понял, что это все не игрушки… Я оставил тебе подарок на моем нефтезаводе», — полотно с таким обращением было вывешено в мексиканском штате Гуанахуато в конце января. Автор — Антонио Йепес по прозвищу Эль Марро, главарь картеля «Санта Роса де Лима» обращался к президенту страны Андресу Мануэлю Лопесу Обрадору. Дерзкий Йепес со своими сообщниками не торговал наркотиками. Он воровал бензин.
***
Кража государственного топлива, или «уачиколео», в Мексике — не новое явление. О первых случаях сообщали уже 30 лет назад. Однако колоссальных масштабов хищения достигли в последние годы — на такие потери власти уже не могут закрывать глаза. Новый президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор, пришедший к власти в конце 2018 года, сделал борьбу с «уачиколео» краеугольным камнем своей политики. Для противодействия «бензиновой мафии» были привлечены армия, флот и федеральная полиция.
Штат Гуанахуато, расположенный в центральной части страны, к северо-западу от Мехико, стал одним из главных центров столкновения между правительственными силами и группировками, занимающимися кражей топлива. Через штат проходят трубопроводы, по которым транспортируется топливо с завода в Саламанке, одного из крупнейших в стране. Контроль над трубопроводами осуществляют две преступные группировки: небольшой картель «Санта Роса де Лима» и более многочисленный «Халиско — Новое поколение».
После того как на охрану трубопроводов были отправлены правительственные войска, а полиция стала проводить обыски в домах расхитителей топлива, «бензиновая мафия» начала давать отпор: блокировать дороги, устраивать засады на правительственные патрули. В дело пошли и личные угрозы: например, тот самый плакат, обращенный к главе государства.
«Подарок», про который говорил Эль Марро, — взрывчатка — был обнаружен в старом фургоне рядом с нефтеперерабатывающим заводом государственной нефтяной компании Pemex (Petróleos Mexicanos). Это стало первой прямой угрозой в адрес президента с момента его прихода к власти: до этого злопыхатели ограничивались лишь вербальными угрозами. Тем не менее это не заставило Лопеса Обрадора отказаться от своей политики. В настоящее время в Гуанахуато идет операция по поимке Эль Марро.
Банды грозили не только правительству, но и журналистам, занимающимся расследованием «уачиколео». В начале февраля в штате Идальго, где кража топлива также поставлена на поток, похитили журналиста Даниэля Бланкаса из издания «Ла кроника де ой» (La Crónica de Hoy). Похитители допросили его, избили и угрожали смертью, если снова заметят в этих местах, после чего отпустили. В том же месяце злоумышленники взломали два адреса электронной почты Вьетники Батрес из «Эль сур» (El Sur), после чего стали рассылать с них угрозы в адрес журналистки и ее семьи.
Вместе с тем из-за борьбы с «уачиколео» в штате Гуанахуато уже погибли мирные жители. 9 марта в одном из баров города Саламанка (Гуанахуато) неизвестные открыли стрельбу по посетителям, погибли 15 человек. Инцидент произошел спустя несколько часов после рабочего визита Лопеса Обрадора в Гуанахуато, поэтому, по одной из версий, это было очередным «посланием» преступных группировок в адрес президента. По другой версии, причиной стрельбы стали разборки между картелями «Санта Роса де Лима» и «Халиско — Новое поколение». Ранее, в феврале, картель «Санта Роса де Лима» распространил в интернете видео расстрела пяти членов «Халиско — Новое поколение», который был осуществлен по приказу Эль Марро.
В отличие от картеля «Халиско — Новое поколение», который активно участвует в наркобизнесе, а «уачиколео» считает дополнительным источником доходов, для картеля «Санта Роса де Лима» присвоение государственного топлива — основной способ существования. Хотя организация называет себя картелем, фактически она таковым не является, так как масштабы ее преступной деятельности далеки от размаха «Халиско» или других известных картелей вроде «Лос Сетас» или «Синалоа». Скорее это локальная преступная группировка, однако достаточно влиятельная в своем штате. Но в том, что касается «уачиколео», «Санта Роса де Лима» — одна из ведущих банд в стране.
Борьба за контроль над трубопроводами между «Санта Роса де Лима» и «Халиско» привела к новому всплеску насилия в штате Гуанахуато, который и до этого считался одним из самых опасных в Мексике. С октября 2017 года, когда был основан «Санта Роса де Лима», по январь 2019 года количество умышленных убийств в штате увеличилось на 126 процентов. В 2018 году в штате были убиты почти 4 тысячи человек. В январе-феврале 2019 года Гуанахуато продолжил лидировать в списке штатов по количеству совершенных убийств. «Уачиколео» не только приносит убытки государству, но и самым непосредственным образом вредит местному населению, которое становится невольным свидетелем войны на городских улицах.
Правительственный план по борьбе с «уачиколео» не только привел к сопротивлению «бензиновой мафии» и всплеску насилия, но и оказался сопряжен с неожиданными последствиями для простых мексиканцев. Уже с 20 декабря 2018 года силовики взяли под охрану трубопроводы Pemex и перекрыли несколько труб, с которых велась откачка топлива. Вместо этого топливо стали развозить цистернами: в распоряжении Pemex было 1,6 тысячи цистерн, еще 3,4 тысячи взяли в аренду. Однако этого оказалось мало, и в результате нарушились поставки топлива в десятки мексиканских городов в штатах Мехико, Мичоакан, Гуанахуато, Агуаскальентес, Халиско, Керетаро и Тамаулипас.
Рядом с заправками образовались километровые очереди, многие из них вообще закрылись. Встали многие заводы и фабрики. Простых мексиканцев такая ситуация, понятное дело, возмутила. Лопес Обрадор призвал народ к пониманию, пообещав, что ситуация скоро нормализуется. С целью обеспечить бесперебойные поставки бензина в города правительство Мексики распорядилось дополнительно закупить более 500 цистерн. Также президент сообщил о первых результатах борьбы с «уачиколео»: с начала кампании государству удалось сэкономить 2,5 миллиарда мексиканских песо (132 миллиона долларов США), предотвратив кражу топлива на эту сумму.
Однако 18 января в муниципалитете Тлауэлильпан, штат Идальго, в месте незаконной врезки в трубопровод из-за утечки бензина прогремел мощный взрыв: погибли 135 человек. Происшествие стало настоящей проверкой на прочность Лопеса Обрадора и его плана по борьбе с «уачиколео».
По одной из версий, из-за перебоев в поставках топлива люди, не желая стоять в очередях на заправках, пришли к месту врезки с канистрами, чтобы набрать бензина для личного пользования. На момент взрыва там находилось около 800 человек, поэтому жертв оказалось так много. При этом власти знали о незаконной врезке и утечке бензина и даже направили туда военнослужащих для контроля ситуации, однако те предпочли не вмешиваться и не вывели людей из опасной зоны. До сих пор наказания за случившееся никто не понес.
Президент объяснил трагедию в Тлауэлильпане последствиями низкого уровня жизни людей. Через несколько дней после взрыва Обрадор объявил о принятии программ развития муниципалитетов, расположенных рядом с трубопроводами Pemex: денег дадут жителям 91 муниципалитета.
Действительно, основные причины «уачиколео» — бедность населения, высокий уровень социального неравенства и коррупция. Несмотря на пристрастие банд к воровству топлива, простые жители небольших поселений тоже идут на преступления, чтобы пополнить канистры для личных нужд. Часто у людей просто нет выбора: из-за отсутствия работы и помощи государства незаконная торговля бензином остается для них единственным источником дохода.
Как отмечает мексиканская журналистка Ана Лилия Перес Мендоса — эксперт по вопросам хищения топлива в Мексике — «уачиколерос» (люди, занятые в «уачиколео») используют разные способы присвоения топлива компании Pemex. Наиболее распространенный — извлечение топлива прямо из трубопроводов.
80 процентов случаев кражи топлива приходится на 7 штатов — Идальго, Пуэбла, Гуанахуато, Халиско, Мехико и Тамаулипас. По ним проходят основные трубопроводы компании Pemex, протяженность которых составляет 17 тысяч километров. В разное время по ним пускают бензин, авиакеросин, дизельное топливо и сырую нефть. «Уачиколерос», как правило, знают, в какой момент по трубе течет нужное им топливо, и «врезаются» прямо в трубы. По мнению властей, коррумпированные сотрудники Pemex сами сообщают им, когда сделать это безопаснее всего.
На трубопроводах могут быть как постоянно действующие врезки, из которых топливо откачивается «бензиновой мафией» регулярно, так и единичные ситуационные врезки. Их чаще делают местные жители, когда им срочно нужно топливо. Используются такие врезки недолго, но они же являются самыми опасными, так как из-за неосторожности и несоблюдения правил работы велика вероятность несчастного случая. Еще одна разновидность кражи топлива из трубопроводов — прокладка параллельных труб, на которые перенаправляется топливо. В этом случае откачка также идет постоянно. Этот способ могут позволить себе крупные банды, располагающие необходимыми средствами для подземных работ.
Как сообщает генеральный директор Pemex Октавио Ромеро Оропеса, в последние годы число незаконных врезок в трубопроводы в стране возросло. В 2016 году их количество оценивалось в 6,8 тысячи, в 2017 году цифра выросла до 10,3 тысячи, а в 2018 году — почти до 15 тысяч. С начала 2019 года было зарегистрировано 569 случаев врезок.
Однако кражи производятся не только с трубопроводов. Еще один канал — цистерны, которые используют для доставки топлива в удаленные районы. Для каждой заправки цистерны нужен специальный документ. Но часто вместо одной заправки по предъявленному документу сотрудники Pеmex позволяют заправлять цистерны и два, и три раза. Иногда они, впрочем, и вовсе не требуют документов. Кроме того, эти документы могут копировать или просто подделывать. Соответственно, на каждую официальную заправку цистерны бензином или дизелем приходится 2-3 нелегальных заправки. Этот способ кражи не был бы возможен без пособничества сотрудников Pemex.
Но это еще не все. Незаконная откачка топлива в больших количествах производится прямо с морских нефтяных платформ в заливе Кампече в южной части Мексиканского залива. Топливо оттуда направляется прямиком на черный рынок. Это тоже было бы сложно сделать без ведома Pemex. Так что масштабные убытки из-за «уачиколео» компания несет не без помощи своих собственных сотрудников.
По словам Обрадора, в 2018 году государство потеряло 65 миллиардов мексиканских песо (порядка 3,4 миллиарда долларов США) из-за «уачиколео». Именно столько стоило топливо, похищенное в прошлом году. Несмотря на сопротивление «бензиновой мафии», трагедию в Тлауэлильпане и недовольство многих мексиканцев последствиями борьбы с «уачиколео», глава государства намерен и дальше претворять в жизнь свой план. Вполне возможно, что «бензиновая война» станет такой же кровопролитной и громкой, как и борьба с наркокартелями — которая, напомним, только по официальным данным унесла жизни 250 тысяч человек.