Ценности
Партнерский материал
12:49, 26 апреля 2019

На страже планеты Земля в опасности. Эти люди объединились, чтобы всех спасти

Антон Ширяев
Фото: Rodrigo Garrido / Reuters

Компания Procter & Gamble и сеть розничной торговли «Лента» запустили программу по борьбе с загрязнением пластиковыми отходами. Экологическая инициатива охватила более 80 городов России и 159 гипермаркетов сети «Лента». Кроме того, проводится расчистка парков в разных регионах России в рамках акции «Я выбираю чистый город», а в парках Москвы устанавливаются пункты для раздельного сбора мусора. «Лента.ру» вспомнила самые яркие экологические флешмобы, которые ставили своей целью привлечение внимания к защите окружающей среды.

Обними дерево

В XXI веке скорость обезлесения удвоилась: ежегодно исчезает более шести миллионов гектаров леса. При этом во многих развивающихся странах от 50 до 80 процентов лесозаготовок являются нелегальными. Проблема обезлесения стала настолько серьезной, что с 2013 года 21 марта отмечается ООН как Всемирный день лесов. В этот день во многих странах мира проходит флешмоб «Обними дерево». Смысл акции очевиден из ее названия. Люди обнимают деревья, выражая таким образом любовь к «легким планеты». Акция проходит во многих городах России и СНГ.

Традиция обнимать деревья отсылает нас к истории Чипко — движения жительниц индийского штата Уттар-Прадеш, которые протестовали против вырубки лесов в Гархвальских Гималаях. Крестьянки обнимали деревья и привязывали себя к ним, защищая их от лесорубов. В 1980-е годы движение «Обними дерево» распространилось по всей Индии, а в 1990-е годы вышло за пределы полуострова Индостан. Сейчас, обнимая деревья в рамках флешмоба, активисты не только выражают любовь к лесам, но и отдают дань уважения простым сельским женщинам, вставшим на их защиту.

Разделяй и используй

Одна из главных проблем современной России — мусор. Пока в Европе большую часть мусора перерабатывают, зарабатывая на этом большие деньги, в нашей стране его просто сваливают в кучи, образуя огромные свалки. Для того чтобы перенять западный опыт, для начала нужно заняться сортировкой мусора, а в России с этим плохо даже в развитой Москве. Приучить жителей столицы раздельно выбрасывать мусор должна экологическая акция «Разделяй и используй», которая проводится с 2013 года.

Специальные мобильные пункты по сбору мусора объезжают вузы, школы и популярные у горожан места. Сдать можно пять видов отходов: макулатуру, пластик, металл, стекло, оргтехнику. Не менее важна и волонтерская работа, которая проходит в рамках акции. Горожанам рассказывают о том, как правильно подготовить мусор к раздельному сбору, и о тех выгодах и благах, которые сортировка мусора несет стране и окружающей среде. Число участников акции каждый год растет, как и вес собранного мусора. Так, в 2018 году удалось собрать более 37 тонн отходов — на четыре тонны больше, чем годом ранее.

А при чем здесь бизнес?

Начинать надо с себя и с ежедневных привычек. Важно и просто разумно потреблять. Сегодня все больше людей в мире и в России говорят о необходимости действовать. Согласно исследованию ФОМ, проведенному в декабре 2018 года, россияне готовы вносить вклад в защиту окружающей среды: сортировать мусор (69 процентов), экономить электроэнергию (64 процента), воду (48 процентов), использовать энергосберегающую бытовую технику и лампочки (46 процентов), участвовать в субботниках и сдавать макулатуру/металлолом (по 20 процентов).

Население страны готово действовать и ждет того же от бизнеса. Очевидно, что одними из первых на социальные нужды реагируют большие бренды, которые постоянно взаимодействуют с потребителем и живо реагируют на новые запросы покупателей. Сила больших брендов — это, помимо многих других аспектов, масштаб. Сегодня продуктам P&G доверяют 86 процентов домохозяйств в России.

В конце апреля Procter & Gamble вместе с торговой сетью «Лента» завершает федеральную социально-экологическую акцию «Я выбираю чистый город» по борьбе с загрязнением пластиковыми отходами. Эта акция прошла с 26 марта по 15 апреля в 80 городах России: при каждой покупке продукции P&G в магазинах «Ленты» в этот период один рубль отчислялся на уборку парков России. В семи крупнейших городах — Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Краснодаре, Омске, Ростове-на-Дону и Новосибирске — покупатели голосовали за свой любимый парк. Еще один парк выбран по результатам голосования на федеральном уровне — итого восемь парков будут приведены в порядок к летнему сезону.

Акция «Я выбираю чистый город» — это новый формат социальных экологических инициатив федерального масштаба со стороны бизнеса с участием местных сообществ, направленный на формирование культуры ответственного потребления. «Запуская акцию “Я выбираю чистый город”, — рассказала Светлана Зельдина, — мы реализуем стратегию-2030 по развитию ответственного потребления. В реализацию этой стратегии вовлечены наши бренды, цепочка поставок, общество и сотрудники компании. Мы понимаем, что в одиночку P&G не решит все вопросы. Для достижения существенного прогресса и выхода на новый уровень ответственного потребления необходимо объединяться и сотрудничать с партнерами. При этом важно создавать понятную и простую механику для вовлечения потребителей. Только вместе мы сможем успешно решать задачи по сохранению экологии и сокращению пластикового мусора».

Уже сегодня оба завода P&G в России работают с нулевым показателем твердых отходов. Все перерабатывается, ничего не вывозится на свалку. Следующий шаг в планах компании — к 2030 году вся продукция в России и по всему миру на 100 процентов будет производиться из переработанного и перерабатываемого пластика.

Экологический капкан

Один из самых популярных флешмобов, который регулярно устраивают различные экологические организации, телевизионные шоу и инициативные группы, — так называемая экологическая ловушка, или ресайклинг капкан. Его смысл в том, что активисты оставляют на видном месте мусор — пластиковую бутылку или бумажную коробку — и ждут, когда кто-то из прохожих ее подберет и выбросит в мусорный бак, установленный неподалеку. Если он сделает это, да еще и выбросит мусор в правильный отсек мусорного бака, то волонтеры обнимут его, поаплодируют ему или сыграют торжественный марш на музыкальных инструментах.

Подобные флешмобы проходят в разных странах Европы, в США, Австралии и Новой Зеландии, а телевидение Квебека даже сделало сюжет, посвященный проблеме оставленного мусора. Телевизионщики оставили пластиковую бутылку в центре оживленного фуд-корта торгового центра буквально в пяти метрах от урны, но каждый раз приходилось ждать пять-десять минут пока кто-то из проходящих мимо выбросит ее в бак. Подобные акции призваны показать обществу, как важны для экологии даже самые минимальные усилия, а также продемонстрировать, что человечеству предстоит долгий путь в деле формирования экологической ответственности.

Час Земли

Самая известная и массовая акция в истории человечества была придумана в 2005 году Австралийским отделением Всемирного фонда дикой природы (WWF) для привлечения внимания австралийцев к проблеме глобальных изменений климата. Первоначально она называлась «Большой щелчок», но спустя год название заменили на «Час Земли». Идея отказа от электричества на час стала настолько популярной, что быстро вышла за пределы Австралии и стала всемирной инициативой.

Уже в 2008 году, три года спустя после первого «Большого щелчка», 35 стран мира, более 400 городов поддержали «Час Земли». Была выключена подсветка многих известных памятников, популярные веб-сайты, включая Google, в поддержку акции сменили свой дизайн.

В 2018 году во флешмобе приняли участие 2 миллиарда человек в 188 странах, электрическое освещение было отключено на 18 000 памятниках архитектуры по всему миру.

< Назад в рубрику