Наука и техника
00:03, 28 апреля 2019

Серьезный дядя Толпы зомби, уничтоженная Америка и выжившие байкеры: Days Gone

Михаил Карпов (Специальный корреспондент «Ленты.ру»)
Скриншот: Days Gone

Нельзя сказать, что игру Days Gone про байкеров и зомби в открытом мире от Sony Bend Studios ждали. Все понимали, что игра получится качественной, но мало кто надеялся, что выйдет нечто прорывное. С той поры, когда ее впервые показали, не утихали споры: что это будет — очередная скучная поделка, эксплуатирующая популярную тему, или редкий шедевр? Как оказалось, ни то ни другое. «Лента.ру» поиграла в Days Gone и делится впечатлениями.

Я байкер. Ветер в моих волосах. Я очень суровый байкер, который говорит низким хриплым голосом. Я решителен и безжалостен к своим врагам. У меня есть пушка, бита и мой верный байк. Когда я еду на нем в закат, то включаю грустную гитарную музыку, соответствующую настроению. Я очень серьезный, грустный и целеустремленный байкер, потому что я потерял любимую жену.

Любимую жену звали Сара. Когда к нам пришли зомби… (Слышны глухие удары по голове и крик: «Извините, больше не буду!») То есть фрикеры. Потому что фрикеры — это не зомби. Зомби мертвые, а фрикеры живые, они просто инфицированы вирусом, который низводит людей до скотского состояния.

Так вот, когда пришли фрикеры, я и мой друг Бухарь (он тоже байкер и тоже очень серьезный, с хриплым низким голосом, но ветер в его волосах не играет, так как он лысый) отнесли мою раненую жену Сару в вертолет медиков, чтобы ее отвезли в безопасное место — в лагерь организации по предотвращению чрезвычайных ситуаций NERO, а сами остались противостоять толпе голодных зомби… (Удары, крики: «Не надо! Я серьезно больше не буду!») Фрикеров! Ну а потом я узнал, что в этот самый лагерь тоже пришли… Да, фрикеры, я помню! И сожрали всех.

И вот так я стал очень грустным и серьезным байкером. А раньше я улыбался и рвал цветочки возле озера со своей любимой женой Сарой. Теперь езжу по просторам штата Орегон с Бухарем и уничтожаю з… фрикеров! Потому что зуб у меня на них. Меня зовут Дикон Сент-Джон.

Облажались

Действие Days Gone разворачивается в гористо-лесистой местности американского штата Орегон. Как и полагается для крупнобюджетной игры с ААА-статусом, в ее основе лежит вроде бы лихо закрученный сюжет о выживании и судьбах разных людей в постапокалиптическом мире, который на поверку оказывается настолько развесистой клюквой, что аж зубы сводит.

Его канва строится на тысяче совершенно клишейных персонажей и событий. Вот парочка суровых мужественных байкеров, один из которых перенес страшную потерю. Чуть позже появится напуганная девочка, прятавшаяся несколько лет в своем доме без родителей, о выживании которой заботится главный персонаж, потому что она очень сильно напоминает ему его сестру. Короче, все это уже было сто раз!

Впрочем, клише и тропы существуют потому, что они работают, заставляют зрителя или игрока испытывать те или иные эмоции, ведь это проверенные удачные сюжетные ходы. Вопрос лишь в том, как их обыграть. И создатели Days Gone обыгрывают их из рук вон плохо.

В чем проблема? В звериной серьезности этого избитого сюжета. В самом деле, если добавить в него здоровую дозу юмора, то, возможно, он бы воспринимался совершенно по-другому. Однако сценаристы решили рассказать игроку героическую (или антигероическую?) сагу о мрачном рыцаре дороги в суровом мире вокруг него и очень крупно облажались.

Ни одному персонажу не хочется сочувствовать. В роман Дикона и Сары, показываемый в многочисленных флешбэках в прошлое, не веришь с первой секунды — так не ведут себя влюбленные. Все взаимодействия между героями просчитываются на раз, и то, что дальше произойдет по сюжету, очевидно даже очень недогадливому зрителю. Плохие будут плохими, потому что они плохие. Хорошие будут страдать и совершать спорные поступки, потому что кругом все плохо. Ничего неожиданного не случится. Поэтому обсуждать сюжет Days Gone просто нет смысла, важно просто знать: есть байкер Дикон, есть фрикеры и есть выжившие люди — одни враждебные, другие относительно дружественные.

Самое главное

Впрочем, самая главная ошибка в отношении Days Gone — оценивать ее по сюжету. Вторая — проявлять к ней завышенные ожидания. Если откинуть два этих фактора, то на поверхности окажется на удивление добротно скроенная игра в открытом мире, которая способна подарить несколько десятков увлекательных часов.

Прежде всего провальный сюжет не значит противный. Он не бесит, не раздражает — просто не трогает. Если отвлечься от откровенно смешных персонажей и наигранных отношений между ними, он служит неплохим двигателем освоения игровой карты. Притом что особого выбора, как он будет разворачиваться, у Дикона нет, его канва нелинейна. Сюжет разбит на несколько линий, кусочки которых будут возникать перед игроком поочередно, что вносит в его течение определенное разнообразие.

Самое главное в Days Gone — это открытый мир игры и механика его работы, и вот эти вещи как раз действительно захватывают с первой минуты, когда оказываешься в нем. В таких случаях обычно принято писать, мол, «открытый мир игры позволяет погрузиться в него с головой и поверить, что это происходит на самом деле». Но нет, это определенно не Days Gone.

Мир игры, как и ее сюжет, чувствуется совершенно не реалистичным (не выглядит в плане графики, а именно чувствуется), но, как это ни странно, оно и к лучшему. Его фишка заключается в том, что он заставляет игрока пользоваться всеми его механиками, причем не применяя к нему явно репрессивных мер. Просто так удобнее, комфортнее и, главное, интереснее. Он, как бы это сказать правильно, «вкусный».

Верный друг

Мотоцикл в Days Gone — это тот центр, вокруг которого крутится все. Рядом с ним можно сохраниться, быстро переместиться в определенную точку карты, сделать ноги от разъяренной орды фрикеров (которая может насчитывать несколько сотен особей), да и просто доехать куда-либо.

Не стоит думать, впрочем, что все так просто — средство передвижения придется регулярно обслуживать (ведь от столкновений и падений с высоты оно постепенно ломается) и заправлять бензином из валяющихся тут и там канистр и на заброшенных автозаправках. Учитывая, что мир игры чрезвычайно агрессивный, байк стоит всегда держать в удовлетворительном состоянии и заправленным, поскольку, в случае чего, он является единственным шансом на спасение.

Относительными островками спокойствия являются лагеря выживших. В них можно купить улучшения для мотоцикла, хорошее огнестрельное оружие и прочие полезные вещи, а также спокойно выспаться до рассвета.

Поскольку поначалу байк будет легкоуязвимым и тратящим по полбака на 500 метров пробега, апгрейдить его просто необходимо. Для того чтобы получить кредиты, на которые можно отовариться в лагере, придется охотиться и приносить мясо, а также сдавать трофеи — уши фрикеров. К тому же, выполняя задания для поселения, игрок со временем повышает уровень доверия к себе, а значит, получает доступ к лучшим запчастям и оружию, которые нельзя заработать другим способом.

Днем и ночью

Несмотря на то что в мир Days Gone не чувствуешь погружения, это не значит, что он некрасивый и неинтересный. Хотя в плане отдельных моделей персонажей и местности тут нет ничего необычного, освещение и смена погоды зачастую творят чудеса. Ни один из дней не похож на другой — то небо будет несколько другого цвета, то облака набегут, то снег пойдет… Да, кстати, все это очень важно, потому что от погодных условий и времени дня зависит то, насколько активны противники и насколько заметным Дикон является для них, а также, разумеется, то, как ведет себя мотоцикл.

Фрикеров больше по ночам — днем они в основном спят в гнездах, которые байкеру придется сжигать (привет «Ведьмаку 3»), чтобы открывать новые локации для быстрого перемещения и зарабатывать авторитет в лагерях. Днем их мало, а когда холодает и идет снег, они становятся выносливее.

Фрикеры не всегда передвигаются поодиночке или в мелких группах — как уже было сказано, иногда они сбиваются в орды по несколько сотен особей. И это действительно захватывающее зрелище — когда на тебя несется вопящая и кряхтящая волна зараженных. Впрочем, побороть ее — это развлечение на раз, требующее солидной подготовки. И в дальнейшем от них проще по-быстрому уехать на байке. Разумеется, можно еще попробовать натравить орду на лагерь мародеров, если он расположен неподалеку, и понаблюдать, как голодные фрикеры разорвут негодяев.

Днем на дороги выходят мародеры и упокоители (члены культа, которые считают фрикеров идеальными созданиями и стараются походить на них). Они также организовывают лагеря, которые нужно зачищать, чтобы путь в дальнейшем был более безопасным. Помимо них, Дикону угрожают дикие и мутировавшие животные (в основном это медведи и волки, причем волки вполне могут догнать мотоцикл и стащить с него главного героя).

***

Трудно описать, чем геймплей Days Gone захватывает игрока. Если перечитать вышесказанное, то, помимо орд фрикеров, ничего нового в этих механиках нет, все они присутствуют в других играх и зачастую реализованы лучше.

Но если попытаться суммировать опыт, который дает игра, то в целом его можно описать так: у нее есть какой-то свой особый ритм — втянувшись в него, оторваться уже невозможно. Не то чтобы ее нельзя было пройти, тупо перестреляв всех вокруг, этого просто не хочется делать.

Тем игрокам, которые привыкли к постоянным сложным вызовам, которые кидает им геймплей, впрочем, скорее всего, этот ритм поймать не удастся. Days Gone при всей своей напряженной атмосфере — игра для уставших после работы сорокалетних офисных служащих, не желающих погружаться в нее с головой, но ищущих нечто раслабляющее. И если не искать в ней глубокие эмоции, лихие повороты сюжета и сложные миссии, после очередной смерти в которых хочется запустить контроллер в телевизор, она платит сторицей.

Подошли сзади, придушили. Положили мину. Затаились. Сняли из винтовки с оптическим прицелом снайпера на вышке. Положили из укрытия четверых. Вперед. Повторяем. Обыскиваем бункер. На мотоцикл и в лагерь. Почти что медитация.

< Назад в рубрику