Ценности
00:05, 29 апреля 2019

«В любом обществе есть свои извращенцы и развратники» Пока светские еврейки служат в армии и гуляют в клубах, ортодоксальные молятся и рожают

Вера Вольфсон
Фото: @idf

«Лента.ру» продолжает рассказывать о том, как развлекаются женщины в разных странах мира. Героинями предыдущей статьи стали турчанки. Турецкое общество чрезвычайно поляризовано: горожанки живут и одеваются по-европейски, учатся и работают, а их ровесницы в деревне рано выходят замуж и часто рожают. Нечто похожее можно увидеть в самой европейской из ближневосточных стран — Израиле. Светские девушки служат в армии, развлекаются в ночных клубах и позволяют себе сексуальные эксперименты, а религиозные еврейки рано выходят замуж за малознакомых мужчин и проводят всю жизнь в рамках традиционных ограничений — как бытовых, так и половых.

Отдых без ограничений

Официально Израиль — государство светское, хотя иудаизм там на особом положении: он гарантирует заявленный в основных законах страны еврейский характер государства. Так что религиозность поощряется, но не обязательна. Существуют как кошерные, так и некошерные рестораны, определенные виды транспорта ходят в шаббат, брак на территории страны должен быть скреплен религиозной церемонией (еврейской, мусульманской или христианской), но государство без ограничений признает браки, заключенные за границей в мэрии или загсе.

Личная же жизнь светских израильтянок регулируется только светскими же законами и их собственными предпочтениями и моралью. А мораль в стране, где почти каждая девушка служит в армии (и потенциально рискует жизнью) и где, к огромному сожалению, нередки теракты, к молодежи довольно снисходительна. Светские девушки целуются с бойфрендами на пляже, отрываются на вечеринках и музыкальных фестивалях, ходят по пляжу в умопомрачительных бикини, украшают тело татуировками и пирсингом, категорически запрещенными религиозным еврейским законом.

В армию девушки призываются на год и восемь месяцев. Большинство солдаток остаются на штабной работе (их называют «джобницами») и могут проводить дома больше времени, чем те, кто служит в боевых частях, куда женщин зачисляют только по их желанию (и результатам тестов). Вообще в ЦАХАЛе девушкам доступно 83 процента военных специальностей: они служат в пехоте и авиации, водят вертолеты, пограничные катера и танки, прыгают с парашютом. Практически во всех подразделениях девушки служат вместе с парнями и при желании занимаются сексом со своими сослуживцами и даже командирами в армии (в казармах это, естественно, запрещено, но в увольнительной считается личным делом каждой и каждого).

Израильтянки любят активный отдых и уход за собой. Популярны походы, занятия бегом и фитнесом, плавание, виндсерфинг и тому подобные полезные для здоровья развлечения. Много спа-салонов, салонов красоты, маникюрных и парикмахерских. Как правило, они не пустуют. Их сотрудницы и посетительницы по большей части девушки-выходцы из Марокко или республик бывшего Союза: они особенно внимательны к своей внешности. Уроженки Израиля, так называемые «сабры», скорее помешаны на ЗОЖ, спорте и личностном росте.

Большую часть года в стране или тепло, или откровенно жарко, поэтому здесь процветают опенэйры и музыкальные фестивали на морском берегу или в пустыне, которые длятся несколько дней. Например, MidBurn, ежегодно проходящий в пустыне Негев, организован по образу и подобию американского фестиваля Burning Man. Участники и зрители тусят почти до утра, спят в спальниках и палатках, слушают музыку, знакомятся и хорошо проводят время.

Тель-Авив — город бурной ночной и клубной жизни. На бульваре Ротшильд есть клубы и бары на любой вкус, в том числе гей-френдли. Не влекут никаких правовых последствий частные свинг- и садо-мазо-вечеринки: разумеется, если все их участники развлекаются по добровольному согласию, не нарушают уголовный закон и не создают проблем с соседями и другими посторонними лицами.

Наркотические вещества в Израиле, как и в большинстве европейских стран, запрещены, но некоторые граждане позволяют себе на закрытых вечеринках употреблять марихуану или кокаин. Также официально запрещена проституция, но она существует: иногда интимные встречи за плату позволяют себе даже студентки престижных вузов, которые с их помощью оплачивают учебу.

Среди светских не принято рано выходить замуж. Сначала девушка заканчивает школу, потом служит в армии, после армии многие год отдыхают — путешествуют с рюкзаком за плечами по экзотическим странам вроде Непала или Чили. Затем — выход на работу или учеба в университете. Все это время израильтянка может встречаться с разными молодыми людьми или жить с постоянным бойфрендом.

При этом израильские светские девушки очень феминистичны: даже если пара уже живет вместе, она, как правило, делит бюджет и расходы. Считается нормальным, что на свидании парень не платит за девушку — счет или делят пополам, или каждый платит за себя. Это подразумевается даже в тех случаях, когда влюбленных связывают интимные отношения. Чаще всего брак официально заключают, когда пара уже закончила учебу и обеспечила себе некоторую материальную «подушку безопасности».

Любовь и вера

Совсем иначе обстоят дела в религиозном секторе. Ультраортодоксы-харедим составляют примерно 10 процентов израильтян, еще немалое их количество считают себя религиозными сионистами — так называемые кипа сруга («вязаные кипы»). Они соблюдают главные заповеди Торы, но в целом у них более свободный образ жизни, чем у харедим.

Романтические отношения у религиозных евреек-израильтянок строго регламентированы. Заповедь «плодиться и размножаться» безусловно обязательна для всех фертильных мужчин детородного возраста, а так как без женщины эту заповедь соблюсти невозможно, она, естественно, обязательна и для женщин: института монашества у иудеев не существует.

При этом евреи должны соблюдать заповедь скромности — цниют. Романтические отношения до брака, а тем более отношения интимные, включающие сексуальные действия, полностью запрещены. Поэтому браки заключаются довольно рано, сразу по достижении совершеннолетия. Юноша и девушка (а также вдовцы и вдовы) знакомятся с матримониальными целями через сватовство (шидух). Шодхен, то есть сваха (эту роль выполняет мужчина), знает свою и дружественные общины и в курсе не только материального положения женихов и невест, но и их морального облика. Девушка или вдова, замеченные в нарушении скромности и уж тем более в аморальности, на «хороший шидух» рассчитывать не могут.

Мужчины и женщины в браке должны соблюдать сложные правила полового взаимодействия, включающие несколько дней полного воздержания каждый месяц, запреты на защищенный секс (презервативы), прерванный половой акт, а также, разумеется, измены. Однако нередко в желтой прессе, особенно за пределами Израиля, можно встретить «жареные» статьи о том, как на самом деле харедим собираются и устраивают тайные оргии. Скептикам подобные рассказы могут показаться больными фантазиями, однако не все так просто.

«Я не думаю, что это исключительно больные фантазии светских, — считает Марьям, замужняя женщина из хасидской общины одного из городов на севере Израиля. — На официальном уровне подобное полностью запрещено, ибо противоречит всем религиозным требованиям и установкам. Но у харедим те же слабости, что и у атеистов. В религиозном обществе, как и в светском, есть свои извращенцы и развратники. А из-за того, что сексуальность зажимается — иногда даже больше оснований для подобного. Регулярно кого-то ловят на насилии, развращении малолетних. Случаются скандалы. Все как у светских. И "закрытые клубы" для извращенцев наверняка кто-то из религиозных тоже посещает».

В принципе, сходить в клуб или на вечеринку «для извращенцев» может и религиозная супружеская пара. Но это рискованно. «Если о таком станет известно, то как минимум могут быть проблемы с шидухом (и перспективным женихом или невестой) для их детей, — рассказывает Марьям. — Это подмоченная репутация. Если человек занимает какие-то должности в общине — преподает в хедере (начальной школе) или ешиве (религиозном училище), работает сойфером (переписывает свитки Торы) — то он может лишиться работы».

По словам Марьям, случаи аморального поведения сначала стараются пресекать «среди своих», своими силами. Есть, например, специальный форум раввинов, куда можно подать жалобу на сексуальное домогательство от других раввинов (например, преподавателей ешивы), и раввины расследуют дело и принимают меры. Признанного виновным могут лишить права преподавания, предписать переселиться в другой город. Если общественное порицание не помогает — тогда передают данные в полицию.

Ты ж меня обманула

Серьезно разнится отношение к разврату и изменам применительно к мужчинам и женщинам, а среди последних — применительно к незамужним и замужним. Скажем, если мужчина-харедим изменил жене со светской проституткой и его вина очевидна и доказана, то он, скорее всего, отделается порицанием раввина и скандалом с женой.

Развод в этом случае остается на усмотрение жены: если она будет настаивать на нем и подаст в раввинский суд, то, скорее всего, суд пойдет ей навстречу. Но прежде ее будут уговаривать «понять и простить» развратника. «Если причины измены (или просто разлада между супругами) кроются в проблемах в сексуальной сфере, то раввин, к которому муж и жена с этим обращаются, может рекомендовать соблазнительное белье, игрушки для взрослых и все, что способствует сексуальной гармонии в паре, — в рамках законов Торы, конечно», — поясняет Марьям.

В случае же измены жены развод обязателен: Тора запрещает жить с женой, чья измена доказана. Впрочем, реальность вносит в законы свои коррективы. Вынудить мужа оставить жену суд не может: для установления факта измены муж должен увидеть ее своими глазами в ситуации, исключающей любые толкования. Даже если жена сама признается в «леваке», у мужа всегда есть право не поверить — или сделать вид, что не верит. Единственный вариант, ведущий к неизбежному разводу — если были свидетели, видевшие, что муж застал жену с любовником. Ситуация из анекдота «вернулся муж из командировки», но модифицированная: «вернулся муж из командировки с друзьями».

Причина подобного неравенства в том, что еврейство передается по матери, и, чтобы быть уверенным, что его дети евреи, мужчина должен знать, что все дети — от него. К пойманной на «разврате» незамужней женщине (причем в случае с юными девушками под таковым может пониматься даже флирт, рукопожатие или поцелуй) тоже применяются меры общественного порицания. Скорее всего, им уже не удастся удачно выйти замуж: шодхены сурово следят за нравственностью будущих матерей семейств. Что характерно, сексуальные отношения двух женщин, даже замужних, Тора не осуждает. В том случае, если замужняя женщина докажет, что интим с подругой у нее случился потому, что муж систематически не выполнял супружеских обязанностей (например, надолго уехал), она может даже добиться выгодных для себя условий развода — с возвратом приданого, например.

Гуляют все!

Израиль — мультикультурное общество, и мультикультурализм распространяется и на его религиозную часть. Среди религиозных есть более и менее строго соблюдающие семьи и общины. «Кипа сруга» — самая свободная часть верующих иудеев. Среди них много людей изначально светских, обратившихся к исполнению заповедей сознательно, ради сохранения еврейского характера государства.

Они носят обычную одежду (отвечающую, правда, правилам скромности), они могут сходить в кино или театр. Как правило, они соблюдают шаббат и кашрут, но куда ближе по своим привычкам к обычной светской публике, нежели ортодоксы. Вечеринки, дни рождения, выезды на природу у них практически не отличаются от таких же мероприятий у светских израильтян, за исключением обязательного соблюдения принципа «шомер негия»: недопустимы прикосновения не состоящих в родстве мужчин и женщин — поцелуи в щеку, рукопожатия, похлопывания по плечу и тому подобное.

Среди ортодоксальных евреев разброс обычаев времяпрепровождения тоже достаточно большой. Самые вольные в плане развлечений нравы среди них — у хасидов, исповедующих чистую радость от служения Богу. У них допустимы, скажем, совместные танцы мужчин и женщин в праздник (без прикосновений), женские кинопоказы фильмов на религиозные темы, снятых режиссерами, соблюдающими заповеди Торы. В относительно свободных общинах взрослые люди сами определяют для себя диапазон приемлемости в рамках соблюдения заповедей. На детские мультики ходить можно семьями. Самые суровые общины районов Меа-Шеарим в Иерусалиме и Бней-Брак в Тель-Авиве в принципе не допускают никаких развлекательных сборищ, где женщины и мужчины могут оказаться рядом. Даже на свадьбах есть отдельные мужской и женский зал.

Харедимные девушки не ходят в кино и не ходят в театры, поскольку в фильме или постановке могут оказаться сцены, нарушающие законы скромности. Они могут собраться и пообщаться в школе (школы для девочек и мальчиков раздельные), устроить девичник дома у одной из них или в кошерном приличном кафе, погулять компанией в парке, зоопарке, сходить поесть пиццы или мороженого (разумеется, тоже кошерного). Главное, чтобы на этих гуляньях, вечеринках и посиделках не было мальчиков. Допускаются концерты, но зрителями могут быть только мужчины или только женщины.

Однако у многих замужних харедим просто нет времени на отдых вне дома. Рахель, сестра ультрарелигиозной многодетной женщины Шломит (имена изменены), рассказала о том, как ее родственница проводит свой выходной день — шаббат. В шаббат (время с вечера пятницы до вечера субботы) нельзя работать, причем под работой понимается даже включение газовой плиты или компьютера. Поэтому загодя приготовленную пищу женщина подогревает на специальной «плате», а также развлекает детей вместо мультиков. На нее же ложатся все заботы по уходу за отпрысками, пока супруг молится в синагоге, читает дома духовные книги или предается послеобеденному сну.

«Мать отдыхает так, как обычно отдыхают, когда рядом извергается вулкан. Работать ведь нельзя. Под работой понимается также включение телевизора или смартфона с играми детям — возможность для матери получить хоть короткую передышку. Посадить рисовать детей тоже нельзя, потому что рисование и письмо считается работой.

Поскольку отец спит и читает, ему нужна тишина. Но дети — они на то и дети, что не хотят смирно сидеть, читать умные книги и покорно спать днем. Следовательно, чтобы позволить мужу исполнить заповедь — отдохнуть и почитать Тору — мать должна собрать детей и выйти с ними на прогулку. Спускаться на лифте нельзя, поэтому спускаются дети по лестнице с верхнего этажа — кто на руках, кто за руку. Обычно многочисленные дети не играют спокойно, а вместо этого ссорятся, поэтому матери всю прогулку приходится их мирить». Если на площадке собирается несколько женщин, то они могут немного поболтать, постоянно отвлекаясь на детей.

Вечером религиозная женщина должна накормить всю семью ужином, собрать детям вещи для следующего учебного дня и уложить малышей спать. А с начала новой недели начинается работа: многие многодетные матери-харедим работают неполный день, чтобы что-то привнести в небогатый семейный бюджет. Отдыхать в выходной верующей многосемейной еврейке попросту некогда.

Шопинг-терапия

И религиозные, и светские израильтянки — женщины, поэтому они логично любят шопинг. Однако, разумеется, выбираемые ими вещи разнятся. Светские молодые девушки в Израиле любят броскую облегающую одежду, сексуальные купальники и яркую бижутерию. Даже солдатки, обязанные носить форму, покупают себе симпатичные брелочки на армейский рюкзак, сережки и кольца (вне учебки-тиронута и боевой обстановки носить украшения не возбраняется).

При этом светские израильтянки практичны, они искренние поклонницы масс-маркета, секонд-хендов и блошиных рынков, а также вечеринок-«обменников», на которых девушки и женщины обмениваются ненужной одеждой и аксессуарами или просто отдают друг другу то, что им уже разонравилось или перестало подходить по размеру. Это одна из традиционных форм женского общения в Израиле.

Одна из вечеринок-обменников, в которой мне довелось участвовать, проходила в шаббат в помещении частного детского садика. Его владелица обеспечила помещение, а другие женщины принесли угощения: газировку, соки, конфеты, печенье. Никто не стремился к сколько-нибудь равноценному обмену: все вещи выложили на столы, и каждая могла брать то, что нравится и подходит. Кто первый взял — того и платье (топ, джинсы). Основной целью было общение на обычные женские темы: дети, отношения с родителями, мужьями и бойфрендами, фитнес, диеты, учеба, карьера, рецепты новых блюд.

В Израиле не принято много тратить на дорогую одежду и аксессуары (в приоритете — покупка жилья, медицинская страховка, образование свое и детей), поэтому и магазинов с товарами класса люкс немного (и цены в них заоблачные). Состоятельные светские израильтянки ездят за модными вещами в Италию, Францию или Испанию, совмещая шопинг с культурным или пляжным отдыхом.

«Шопятся», конечно, и харедим. Но ультраортодоксальные девушки и женщины покупают только подчеркнуто несексуальную одежду (нарядную, аккуратную, но исключительно «добропорядочную»). Она не должна обтягивать и подчеркивать женские формы, не должна быть слишком яркого цвета или необычного кроя. Не допускаются у харедим ни слишком короткие, ни чересчур длинные юбки: обычная длина — до середины голени. Юбки «в пол» из легких тканей — обычная одежда женщин из общин «вязаных кип». Рукава должны закрывать локоть, декольте не допускается.

Состоятельные ультрарелигиозные дамы, как правило, носят поверх парика из собственных волос шляпы — и весьма дорогие, но понятно это только тем, кто «в теме»: никаких легкомысленных перышек и цветов, и уж тем более стразов или блесток. Они также покупают дорогую обувь, но непременно темную, полностью закрытую, на невысоком устойчивом каблуке. Но покупка дорогого и соблазнительного белья, как уже выше упоминалось, не запрещается: это личное дело мужа и жены, главное, чтоб помогало исполнять заповедь насчет размножения.

В общем, израильтянки, даже ультраортодоксальные харедим, — такие же женщины, как и любые другие. Они любят своих партнеров, вечеринки, вкусную еду, развлечения и шопинг. Религиозные ограничения те из них, кто воспитывался в соблюдающих общинах, обычно воспринимают как должное — точно так же, как светские женщины воспринимают как должное свой феминизм и личную свободу.

< Назад в рубрику