Человечество страдает от психических расстройств. Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), от различного рода расстройств страдает минимум каждый десятый человек на планете. Проблема усугубляется тем, что люди просто боятся признаваться в подобного рода проблемах. Публичное признание в психическом расстройстве воспринимается обществом не как сила, а как слабость. Игнорирование проблемы ведет к серьезным последствиям: выгораниям, увольнениям и финансовым потерям, а в финальной стадии — срывам и смертям. Психоз стоимостью в десятки триллионов долларов — в материале «Ленты.ру».
В мире растет количество людей с психическими расстройствами, из-за этого к 2030 году глобальная экономика потеряет 16 триллионов долларов. Такие выводы содержатся в отчете комиссии журнала Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) The Lancet, в которую вошли 28 ведущих специалистов в области психического здоровья. Для сравнения в 2010 году потери составляли примерно 2,5 триллиона долларов. Часть этой суммы составляют прямые расходы на медикаменты или другие виды лечения, но основные потери — косвенные (снижение производительности, расходы на социальное обеспечение и поддержание правопорядка). По оценке одного из авторов доклада Викрама Пателя, количество психических заболеваний в мире за последние 25 лет резко возросло, при этом «ни одна страна не вкладывает достаточно средств» для решения этой проблемы.
Причины такой динамики — старение общества, массовые социальные нарушения, вызванные экономическими кризисами, гражданские конфликты, войны и насилие в таких местах, как Ближний Восток, Центральная Америка и Африка. Также на психику влияют эпидемии, например, вспышка Эболы в Западной Африке и стихийные бедствия. При этом даже после того как экономика восстанавливается, безработица падает, а последствия катастроф ликвидированы, ущерб, нанесенный психическому благополучию людей и социальной структуре общества, еще долго не компенсируется.
«Ни одно другое состояние здоровья человечество не игнорирует так сильно, как психическое здоровье», — сказал Патель. Сейчас, как отмечает психиатр РБОО «Центр лечебной педагогики» Артем Новиков, тема ментального здоровья и дискриминации в связи с проблемами ментальной сферы все больше волнует людей. «Хотя то поколение, где у каждого десятого ребенка синдром дефицита внимания (СДВГ), а в двух классах учится приблизительно один ребенок с аутизмом, не достигло трудоспособного возраста, люди уже стали задаваться вопросами: "если так среди детей, что же во взрослой популяции?" Стали появляться различные исследования, оказывается во взрослой популяции не сильно лучше, а упущенная выгода в связи с недооценкой наличия ментальных расстройств в среде трудоспособного населения исчисляется суммами с большим количеством нулей», — говорит он.
По оценке ВОЗ, психические расстройства есть по меньшей мере у 10 процентов населения Земли, в том числе у 20 процентов детей и подростков. Около 300 миллионов человек во всем мире страдают депрессией, а 50 миллионов — деменцией, шизофрения диагностирована у 23 миллионов человек, биполярное расстройство — у 60 миллионов. При этом ментальные расстройства составляют 30 процентов всех несмертельных заболеваний и 10 процентов от общего количества. Также, по данным ВОЗ, есть прямая связь между ментальными нарушениями и наиболее дорогими в лечении хроническими заболеваниями, включая рак, сердечно-сосудистые заболевания, диабет, ВИЧ и ожирение.
Несмотря на ужасающую статистику, большинство компаний никак не заботятся о психическом здоровье своих сотрудников. Постоянная погоня за прибылью, увеличение нагрузок и требование эффективности любой ценой сами по себе провоцируют и обостряют психические расстройства. В итоге «эффективный» менеджмент, направленный на получение максимальной отдачи от работников, на деле приводит к значительным издержкам для бизнеса, которые никак не учитываются. Согласно исследованию профессора Уолтера Стюарта, психические заболевания и химические зависимости (алкоголизм и наркомания) сотрудников обходятся работодателям США примерно в 225,8 миллиарда долларов в год.
Наибольшие косвенные издержки связаны со снижением производительности из-за регулярных пропусков работы, презентеизма (работа дольше положенного времени) или работы во время болезни. Большинство работодателей замечают прогулы, но только радуются, когда подчиненные засиживаются допоздна. Между тем исследование показало, что 80 процентов потерь производительности связаны с презентеизмом, в то время как из-за отсутствия на работе в урочные часы теряется только 20 процентов. Работники, которые не лечат свои психические недуги, обходятся работодателям в 1601 доллар на человека в год.
Большинство компаний ограничиваются в лучшем случае поддержкой физического здоровья, которое часто переоценивается, между тем основная часть случаев низкоэффективной работы связана не с физическими заболеваниями или травмами, а с психическими расстройствами. Удовлетворенность сотрудников своей жизнью между тем падает. Приблизительно 6,7 процента всех взрослых в США испытывают приступ депрессии минимум раз в год, от чего американский бизнес теряет примерно 44 миллиарда долларов ежегодно из-за снижения производительности. Более 81 процента таких потерь принимает форму презентеизма, люди страдают, засиживаются на работе, но эффективность из-за этого только падает.
Регулярные стрессы на работе только ухудшают психическое состояние сотрудников и обостряют симптомы, под ударом частенько оказываются и руководители.Так, деловой мир был шокирован, когда исполнительный директор Lloyds Bank Антониу Орта-Осорио ушел в бессрочный отпуск из-за приступов беспокойства и нарушения сна, которые были вызваны постоянными мыслями о работе. После того как ему удалось восстановить ментальное здоровье, он внедрил программу психологической помощи для топ-менеджеров Lloyds, чтобы помочь руководителям справиться со стрессом. «Самое важное, что нужно изменить, — это мышление. Мы должны перейти к образу мышления, который признает, что у всех нас есть психическое здоровье, так же как у всех нас есть физическое здоровье. Как и в случае с нашим физическим здоровьем, у всех нас могут быть периоды психического расстройства, когда требуется немедленное лечение, или болезнь примет хроническую форму», — говорит Орта-Осорио.
Адам Шоу был успешным предпринимателем с многомиллионным бизнесом по оказанию юридических услуг. Параллельно он испытывал эмоциональные проблемы из-за беспокойства, связанного с работой. Его так изнурила постоянная тревога, что он пытался покончить с собой, но был спасен полицией, когда собирался броситься с моста в Шеффилде. «Выхода не было. Постоянное беспокойство казалось мне неизлечимой болезнью, а смерть — единственным выходом», — рассказал Шоу.
Позднее выяснилось, что у него обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), но из-за стигмы, связанной с психическими заболеваниями, он долгие годы боялся обратится за помощью и ему даже не поставили диагноз. Эксперт по онлайн-маркетингу, построившая многомиллионный бизнес и работавшая на самого известного в мире бизнес-тренера Тони Роббинса, Эми Портерфилд недавно призналась, что длительное время боролась с депрессией, не прибегая к услугам специалистов.
Некоторые компании уже начали обращать внимание на психическое здоровье и благополучие сотрудников, поскольку это экономически выгодно. Как показало исследование работающей в области здравоохранения компании ValueOptions, уже один сеанс у психиатра может повысить эффективность и сократить количество прогулов. Первопроходцем в этой области стал Банк Англии. Ключевую роль в этом сыграл старший менеджер банка Адам Спредбери, который сам был вынужден на время покинуть работу из-за тяжелой депрессии. Спредбери создал организацию Mental Health Network и начал распространять на работе культуру, стимулирующую обсуждение вопросов психического здоровья — они устраивают собрания, где открыто говорят о своих расстройствах и делятся опытом.
«Это очень мощные мероприятия, помогающее всем сотрудникам понять, что проблемы с психическим здоровьем являются частью повседневной жизни», — говорит Спредбери. Шоу основал благотворительную организацию по охране психического здоровья Shaw Mind Foundation. Теперь он добивается, чтобы в школах ввели уроки психического здоровья, и пытается достучаться до работодателей. «В их интересах убедиться, что следующее поколение лучше подготовлено и более устойчиво к нагрузкам современного рабочего места. В настоящее время стоимость плохого психического здоровья для бизнеса огромна», — говорит он.
Обследование психического здоровья на рабочем месте для организации Business in the Community (BITC) показало, что 15 процентов сотрудников сталкивались с понижением в должности, дисциплинарными мерами или увольнением после того, как признались, что имеют проблемы с психическим здоровьем. «Это просто неприемлемо», — говорит Луиза Астон, директор BITC. Ричард Хортон, главный редактор The Lancet, отмечает, что заказанное его журналом исследование показало «позорное и шокирующее обращение с людьми с психическими расстройствами во всем мире». Он призвал принять меры, чтобы эти люди не лишались основных прав человека, включая доступ к занятости, образованию и другим основным сферам жизни. Пока во многих странах такие распространенные психические расстройства, как депрессия, тревога и шизофрения, регулярно становятся поводом для грубых нарушений прав человека, включая сковывание, пытки и тюремное заключение.
По данным исследования ВОЗ, страны не готовы инвестировать в должном объеме в психическое здоровье своих граждан. У трети государств нет даже политики или плана в области психического здоровья населения, а примерно у половины нет закона о психическом здоровье. Большинство стран с низким или средним уровнем дохода тратят на психическое здоровье менее двух долларов в год на душу населения. Количество медицинских работников, оказывающих психиатрическую помощь, также крайне мало. Хотя общепризнанно, что психиатрические больницы старого типа неэффективны, они составляют 60 процентов всех стационаров в мире. В исследовании отмечено, что некоторые страны все еще используют тактику 17-го века: чтобы «защитить общество», «сумасшедших» запирают в приютах или психиатрических больницах часто на всю жизнь. Это чрезвычайно усугубляет негативное воздействие на этих людей и общество в целом. Психические расстройства по-прежнему в тени из-за стигмы, предрассудков и страха, что после того, как станет известно о психических проблемах, человек лишится работы и социального положения.
О проблемах с ментальными расстройствами среди работников всерьез заговорили лишь недавно. По данным ВОЗ, 36 стран выделили на поддержание психического здоровья в период с 2016 по 2020 год 141 миллиард долларов, из которых 91 миллиард долларов идет на лечение депрессии и 50 миллиардов — на тревожные расстройства. Эти инвестиции должны быстро окупиться. ВОЗ рассчитывает, что за счет лечения депрессии в бюджет вернется 230 миллиардов долларов, а 169 миллиардов долларов —благодаря улучшению лечения тревожных расстройств.
«Тема ментального здоровья сейчас актуальна, как никогда. И я прогнозирую дальнейший рост интереса к ней. В прошлом веке мы переосмыслили гендерное и этническое неравенство. Сейчас руководитель женщина и коллега с отличными от нас этническими корнями — абсолютная норма и не воспринимается как нечто неправильное, но не стоит забывать, что так было не всегда. Мы все люди и обладаем равными правами. В двадцать первом веке проблема неравенства идет дальше и доходит до тем ментального здоровья», — отмечает Артем Новиков.
По его мнению, во всем мире бизнес ждет трансформация. Количество людей с психическими расстройствами растет и проблему уже нельзя игнорировать. Вместо бесчеловечной изоляции и репрессий надо адаптировать рабочие процессы так, чтобы в них нашлось место каждому. Новиков предполагает, что через пару десятков лет в каждом резюме, наравне с предыдущем опытом работы, будет указываться еще и диагноз. «Учитывая то, что диагностические границы расширяются, возможно этот диагноз будет чуть ли не у каждого пятого. Но это начнут воспринимать как должное», — добавил Новиков.
Как гендерная и национальная идентичность сейчас позволяет заранее понимать сильные стороны работника, так и ментальные особенности и нарушения, возможно, станут преимуществом в той или иной сфере. «Тогда гостиничный бизнес заберет себе всех людей с ОКР, фирмы по обеспечению безопасности — с тревожными нарушениями, а организаторы больших мероприятий — с биполярными нарушениями. Выиграют все. Как и люди с ярко выраженными нарушениями, так и вполне себе ментально-типичные, которые смогут пользоваться созданной инфраструктурой наравне с людьми с большими сложностями. Поговорить со специалистом о своих жизненных трудностях или пройти тренинг по управлению стрессом не помешает никому», — заключает психиатр.
Из-за того, что проблема ментальных нарушений долгое время игнорировалась, потери экономики стремительно растут, как и социальная напряженность в обществе. Ментальные расстройства не знают социальных границ, им подвержены все, вне зависимости от достатка и социального статуса. Люди, которые сами столкнулись с психическими нарушениями или имеют таких родственников, понимают насколько это серьезно. Именно они становятся локомотивом для преобразований. Чем больше бизнесменов и чиновников смогут признаться в том, что испытывают проблемы, связанные с депрессией, СДВГ, шизофренией или любым другим расстройством, тем быстрее правила игры смогут измениться в лучшую сторону.